Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Алена Межова | Добавлено: 2014-11-06

Мифы животного мира

Животный мир – символическая парадигма ,своего рода символический код мироздания , «модель человеческого общества и природы в целом «(В.Топоров).Элементы этого кода имеют каждый фиксирован-ное значение , однако способны и объединяться в комплексы , обнимающие разные сферы бытия.Например ,соотнесение конкретного животного со стороной света , растением , цветом , стихией , временем года. Животные кодируют время ( двенадцатилетний животный цикл китайского календаря ) и пространство ( «ни конь не доскачет ,ни волк не допрыгнет «) ,воплощают космическую и божественную энергию (звериные божества Египта или животные Зодиака ).

С древнейших времен люди всех народов , населяющих землю , обо-жествляли животных , придавая им сверхъестественные способнос-ти. В те далекие времена человек считал себя низшим существом по отношению к могущественным представителям животного мира.

Многие легенды , мифы , сказания и другие произведения устного народного творества не обходились без животных образов.В этом случае можно привести сотни и даже тысячи различных примеров только из истории одного обособленного народа или нации. Множество мифов сходны по своему строению и содержанию. Но все равно мы не найдем и двух одинаковых сказок , ведь у каждого сказания или мифа своя особенная нотка , которая расценивает как свои особенные традиции и причуды , так и каждого из существующих народов.

Итак , рассмотрим , как животные – символы отражаются в ис-тории разных народов.

Летучая мышь

Летучая мышь во всех своих проявлениях всегда (практически) являлась недобрым знамением.Гомер , к примеру , говорит , что души мертвецов имели крылья , как у летучих мышей. В христианстве летучая мышь выступает как пособник злых сил , ее даже отождествляли с дьяволом. Хотя в Китае летучая мышь , наоборот , сим-вол удачи ; две летучие мыши на поздравительной открытке означа-ют пожелание здоровья , долголетия и достойной смерти. Конечно , это странное существо –крылатое млекопитающее- у многих не вы-зывает восхищения. Но вот за что люди так боялись и продолжа-ют бояться летучих мышей ?

Среди видов в семье летучих мышей встречаются создания , с ко-торыми вполне можно связать страшную легенду. Летучая мышь – «обыкновенный вампир» из семейства вампировых.Эта летучая мышь не так кроважадна как показано в фильмах ужасов.Это маленькое животное внешне не отличающееся от других летучих мышей , питается в основном кровью.Этот вампир меньше воробья , но выгля-дит он очень страшно. Острыми , как бритва , резцами он срезает участок кожи на теле жертвы , незаметно подползая к ней по зем-ле , делает зубами бороздки и с помощью содержащегося в слюне фермента вампир предотвращает свертывание крови и затем слизы-вает струящуюся из ранки кровь. Но , если животное выпьет слиш-ком много крови , то через некоторое время погибнет от переизбыт-ка в организме белка.

Так что этим летучим мышам лучше воздержаться от крово-жадности , которую приписывают их мифическим собратьям люди.

Осьминог

С 15 по17 век моряки рассказывали о странных и опасных существах , обитающих в океане. Те ,кто своими глазами видел морских чудовищ , чаще всего упоминал о змеиных шеях и хлещущих по воде хвостах.Легендарные «кракены» выглядели иначе. Как правило , по опи-саниям , они имели размеры небольшого острова , передвигались с помощью массивных щупалец , ими же они ловили рыбу и отправляли в свой ужасный клювовидный рот. Кракены –существа не слишком агрессивные и тем не менее смертельно опасные. Они так велики в своих размерах , что при всплытии поднимают на поверхности ог-ромные волны. А когда ныряют , создают мощные водовороты. И то ,и другое представляло угрозу для парусных кораблей , на беду оказав-шихся поблизости.

В наше время принято считать , что кракен –гигантский осьми-…ног или же кальмар. Кальмары и осьминоги не вырастают до разме-ров острова , но могут достигать в длину 12 метров и внушают ужас своими спутанными щупальцами и глазами – блюдцами.

Веками мореплаватели привозили из плаваний страшные истории о гигантских морских змеях. Рассказчиков обычно обвиняли в обмане.

С недоверием воспринимались рассказы и о волнах высотой до 20 метров.

Но недавно с помощью снимков , сделанных со спутника , удалось установить , что в океане возникают волны и повыше – до 30 мет-ров. Значит , в отдаленных уголках океана , где не бывал человек , вполне могут водиться удивительные создания.

Ведь практически каждые три месяца в огромных глубинах океанских впадин находят как минимум три новых вида морских обитателей .Как говорится ,человек уже ступал на Луну , а на дно океана нет . А вот скандинавцы считали , что кракен – это существо наподобие змеи ,которая имела огромную клешню и ею затаскивала людей под воду и там пожирала их , не оставляя от них даже костей .Скандинавцы почитали и боялись это существо как бога моря. Осминог -головоногое , названное так в честь его многочисленных щупалец человеком , в итоге оказалось всего лишь небольшим простейшим , которое питается крабами .

Также не менее знаменит Левиафан – чудовище из библии , созданное в пятый день творения богом .

В библии сказано : « Превосходит размерами он всех вместе взятых рыб и жителей моря . Правит Левиафан с подводного своего престола ,водруженного на огромном камне , а поднимается он из морских глубин лишь на три часа в день . И потому немногие могут похвастать , что привелось им видеть его .

Покрывает шкуру Левиафана алмазная чешуя , блеском своим затмевая солнце. Никакое оружие , измысленное человеком , не может ее пробить. Испускают глаза чудовища яркий свет , и столько глаз у него , сколько дней в году. Пасть его извергает пламя. Дым валит из ноздрей. И , если держит Левиафан хвост свой в зубах , тело лежит кольцом вокруг Океана. Зловоние же его таково что , если б не очищал он себя три раза в год водами рая , давно б задохнулся бы мир».

Левиафан , несомненно , является обыкновенным китом , которого так испугался и преувеличил христианин.

Змея

Змея символизирует мудрость ( священное животное античной богини мудрости Афины Минервы ) , живучесть , бессмертие , цели-тельные силы ( змея служила эмблемой греческого бога врачевания Асклепия ) ,плодородие , домашний очаг , мужское начало и одновременно эмблема коварства , зла , двуличия ( выражение «змеиный язык) ,женское начало , дождь и воду вообще , смерть.

Во многих мифологических традициях змея участник миротво-рения : ацтекский бог Кецалкоатль превратился в змею , чтобы ра-зорвать надвое хтоническое чудовище , плававшее в мировом океане и сотворить из его тела небо и землю ; индийский змей Шеша дер-жит на себе землю , ровно как и скандинавский Йормунганд – « змей

Мидгарда « , то есть срединного мира. Во многих мифах и легендах змея трактуется как дракон и в этом качестве выступает как оли-цетворение хаоса : в трехчленной модели мира змея находится «вни-зу» - у корней мирового дерева. Сходную трактовку образа змеи встре-чаем и в фольклоре : например , русский Змей Горыныч , судя по опи-саниям , является трехглавым классическим драконом. Славянский фольклор также знает огненного змея –крылатую змею с некоторы-ми атропоморфными чертами

В индийской традиции змеи – наги считались полубогами. Им принадлежит подземный мир – Патала , там находятся их столица и хра.нимые ими сокровища.

Среди правителей нагов особое место занимают тысячеглавый змей Шеша ; Васуки , принимавший участие в пахатании мирового океана ; Такшака , из-за которого совершилось великое жертвоприно-шение змей. « В Махабхарате» говорится , что наги получили бес смертие , отведав напитка богов – амриты , но поскольку им приходи-лось слизывать амриту с острых стеблей травы , их языки раздвои-лись . С нагами постоянно враждует царь птиц Гаруда ; его змеебор-ство сродни сражениям многих героев с драконами и змееборству святого Георгия в христианской традиции.

АПОП . В христианской культуре змея – эмблема дьявола ( змейискуситель ).Впрочем , раннехристианские апокрифы , используя образ змей как символа мудрости , называли Христа «медным змеем пус-тыни» ; дьявола же отождествляли с черным змеем Эдема. Устойчивое соотнесение змеи с дъволом зафиксировалась в средние века .

В геральдике змея не изображается отдельно , ее всегда сопровождат Тот или иной атрибут , разъясняющий значение изображения. Змея ,пожираемая орлом ,- символ зла , побеждаемого добром , змея , обвившая чашу (отдающая яд ) ,- эмблема медицины , змея , обвившая обою-доострый меч ,- эмблема хитрости.

Широко известно изображение змеи ,свернувшейся кольцом и ку-сающей собственный хвост. Это Уроборос – эмблема круга ,символ бесконечности. К. Г. Юнг полагал , что Уроборос символизирует ран-нюю стадию развития личности , когда инстинкты жизни и смерти еще не установлены в своих границах.

Много мифических животных связано со змеей. Например , драко-ны Востока очень напоминают змею , также и Западные драконы тоже имели что – то общее со змеями. Перечислим самых знамени-тых из змеевидных мифологических существ.

Виверы – летающий змей с двумя ногами , крыльями и хвостом ,который заканчивается острым шипом в форме наконечника стре-лы. Извергал ли Виверн огонь , не ясно , но его агрессивность несом-ненна. По древним поверьям именно он приносил людям чуму и дру-гие болезни. В геральдике Виверн служил символом силы и ярости.

Его часто изображали на гербах средневековых рыцарей.

ХИМЕРА – диковенное существо с головой и ногами льва , телом гигантского козла и хвостом змея или дракона. Встречаются упоминания о том , что у Химеры три головы : спереди – львиная ,посреди спины – козлиная , а сзади – голова змеи. Отец Химеры Тифон ( Титон ) , бог бури , а мать – Ехидна ( Эхидна ) , полуженщина – полузмея. Химера долгие годы сеяла смерть и разрушения , пока не погиб-ла от руки греческого героя Беллерофонта , прискакавшего верхом на крылатом коне Пегасе.

ГИДРА –громадная змея с девятью головами на девяти шеях. Она

Поселилась в болотном логове между лесом и истоками большой ре-ки. Оттуда она совершала набеги на окрестные земли , пожирала скот , уничтожала ядовитым дыханием посевы и убивала всех людей,которых встречала на своем пути.

Греческий герой Геракл ( в римской мифологии Геркулес ) получил приказ убить Гидру. Вместе со своим товарищем Иолаем Геракл на-шел логово чудовища. Но Гидра была не только ядовита : каждый раз , когда Геракл отсекал ей одну голову , на ее месте вырастали две новые. Тогда Иолай разжег в лесу костер и горящими ветками стал прижигать свежие раны Гидры , а Геракл тем временем продолжал рубить ей головы. Таким образом чудовище наконец удалось победить. Ядовитой кровью Гидры Геракл смазал наконечники своих стрел.

СЦИЛЛА. Некогда Сцилла была водяной нимфой. О том ,как она превратилась в чудовище , повествует немало легенд. Их объединяет присутствие завистливой богини или волшебницы , которая и превра-тила Сциллу в извивающуюся змею с шестью головами и голосом , напоминающим собачий вой. Сцилла обитала в пещере вблизи Мессинского залива , отдтеляющего Сицилию от Италии . Свешивая с берега головы на длинных , как тела змей , шеях , чудовище хватало моряков с кораблей и пожирало их .

ТИФОН , само его имя греки производили от глагола «тифоо» - ды-мить ,чадить , испускать пар. У Тифона было колоссальное челове-ческое туловище , покрытое перьями. Вместо ног он имел огромных извивающихся змей. Все тело ниже пояса было покрыто извиваю-щейся массой ядовитых змей. Хвост Тифона заканчивался головой дракона ,без конца выдыхающей пар и огонь. Всего у Тифона было около ста голов на длинных шеях ,которые тоже постоянно изрыга-ли огонь.

По множественности звериных признаков Тифон превосходит все териоантропоморфные существа не только греческой ,но и китайс-кой мифологии ,где они особенно многочисленны.

Василиск – это король всех чудовищ , когда – либо обитавших на

Земле. Это ужаснейшее из чудовищ имело различные обличия. Древ-нейшие Василиски представляли собой маленьких змей с короной ,убивающих ядом или злобным взором. Средневековые путешественни-ки утверждали , что Василиск громаден , издает оглушительный рык и обжигает дыханием. Василиска можно убить только если отразить его взгляд полированной поверхностью ,натравить на него зак-лятого врага – горностая , ласку или петуха , взгляда и крика которо-го Василиск боится как огня. Он настолько ядовит ,что если он напьется из колодца , вода в нем еще несколько столетий останется отравленной. Опасаясь Василиска , люди предпочитали носить с собой амулеты в виде петушков. Но впоследствии описание Василис-ка изменилось. Говорили , будто он появляется на свет из яйца , снесенного петухом и высиженного жабой. В любом случае , Василиск останется по сути дела змеей , но с головой , шеей и ногами петуха ,змеиным хвостом , а иногда – с драконьими крыльями.

На самом деле настоящие змеи очень похожи на своих мифичес-ких собратьев. Но почему же люди присвоили змеям столь титуль-ное положение в своих легендах ?

Во-первых , змеи необычайно живучи , они способны обходиться без пищи месяцами , в ожидании добычи готовы сидеть в засаде не-делями , сокращая свою жизненную активность ( символ живучести и бессмертия ) .Во – вторых , яд змей несет смерть всему живому. Но он может нести и жизнь. Мало лекарств обходятся сейчас без это-го целительного ингридиента ( символизирует целительные силы ).

Змеи также воспроизводят на свет очень многочисленное потомство. Наприме ,шумящая гадюка -30 -70 детенышей ; подвязоч-ная змея – 70 – 90 детенышей ; обыкновенный уж – 30 – 50 детенышей и др. ( символ плодородия ).

Обычно ядовитая змея выходит на охоту ночью. Из –за этого она символизируется со злом и коварством. Еще змеи регулярно сбра-сывают кожу , потому и стали символизировать двуличие. Символом воды змеи стали из – за неразрывной привязанности к ней. Почти все змеи мира умеют плавать и обожают воду.

Лошадь ( конь ).

Эмблема движения во всех его проявлениях , скорости , устремления , атрибут многих божеств - например , Одина , у которого был восьминогий ( восемь - сакральное число движения ) конь Слейпнир . Индийская мифология знает божественных коней близнецов Ашвинов . У всех индоевропейских народов существуют предания о боге солнца , который передвигается по небу на колеснице ,запряженной конями ,а также представления о трех конях , приносящих времена суток ,- коне раccвета , коне дня и коне ночи . Конский образ имеет и символ поэтического , шире - творческого вдохновения ( движения). Это крылатый конь Пегас , от удара копыта которого забил источник муз Гиппокрена.

У многих народов зафиксировано ритуальное жертвоприношение коня. Например , римских обряд октябрьского коня ( equus october ) ,ин-дийская ашваихеда ( в упанишадах с этим ритуалом связывалось сот-ворение мира из частей коня ) и др.. В скандинавской мифологии ми-ровое дерево зовется Иыдрасиль –«конь Игга» , то есть « конь Одина».

Индуса знали Ашваттху – мировое дерево , название которого переводится как « лошадиная стоянка». В русском фольклоре встречается сюжет выпаса коней в ветвях дерева. В сказках конь часто высту-пает как чудесный помощник.

Христианские кони Апокалипсиса –чума ( белый ) , война ( рыжий ) ,голод ( вороной ) , смерть ( бледный ).

В геральдике конь ( термин « лошадь « геральдически неверен ) есть совмещение лучших свойств нескольких животных – храбрость льва , зоркости орла , силы вола , быстроты оленя , ловкости лисицы.

На гербах конская голова всегда изображается в профиль , что под-черкивает благородство этого животного ; изображение в фас тол-куется уже не как « конь» , а как «мул» или «осел».

С образом коня связаны представления о кентаврах и гиппокам-пах. Кентавры – в греческой мифологии – полулюди – полукони , дикие и необузданные ; в оккультизме их трактуют как звериную ипостась человека и антитезу рыцаря , «оседлавшего лошадь инстинктов».

Гиппокампы – морские коньки , которых называли «воеводами» над всеми рыбами.

Самые изестные из мифических коней.

ВОДЯНЫЕ КОНИ. Шотландские келпи , нинниры Исландии и сканди-навские нэки – это оборотни , которые часто принимают облик ло-шадей. От них лучше держаться подальше. Если человеку вздумается сесть верхом на водяного коня , тот наверняка утащит его на саму-ю глубину и утопит. Но если человек сумеет схватить такого коня за узду , животное на время подчинится ему и даст впрячь себя в плуг. По силе он не уступает простым лошадям , но укротить его полностью невозможно : при первом же удобном случае водяной конь обязательно улизнет.

ЕДИНОРОГ – чудесный зверь , похожий на лошадь , только тело у него белое , голова темно – красная , глаза темно – синие , а на лбу рог.

Правда , по другим источникам , голова у единорога оленья , копыта слоновьи , а из пасти торчат кабаньи клыки. Впрочем , облик чудес-ных зверей имеет склонность меняться от предания к преданию , поэтому ничего удивительного в разногласиях по поводу внешности единорога нет.

Поймать единорога может лишь невинная девушка , если сядет в одиночестве под деревом. Завидев ее , единорог подойдет и опустит голову ей на колени. Тут его можно застать врасплох. В неволе еди-норог погибает , а перед смертью он поет жалобную прощальную песню.

В христианстве единорог –символ силы , чистоты , непорочности( часто встечается изображение девы Марии с единорогом у ног ) ,эмблема меча и слова Божия , аллегория Благовещения.

Противопоставление единорога льву встречается и в геральдике : первый своей « лунной « природой как бы уравновешивает солнечную силу второго. В алхимии единорог – двуполое чудовище , проникающая сила Меркурия.

На протяжении веков из разных уголков света поступали сведе-ния о самых различных видов единорогов. Самым , может быть , известным является тот тип который мы наблюдаем на гобеленах европейского средневиковья , частности на тех , что выставленны в парижском музее Клуни и в Клойстере - отделении нью- йорского музея Метрополитен . На них изображен белоснежный единорог , на первый взгляд , похожий на коня , но более хрупкого телосложения и с отчетливо раздвоенными , как у оленя , копытами . У него вьющаяся борода и длинные , шелковистые грива и хвост . Рог , длинный и прямой , торчит из середины лба - прямо скажем до невозможности длинный , но это лишь прибавляет гобеленам очарования .

Говорят , что глаза у единорогов глубокого голубого цвета и полны звезд. Считается также , что они способны общаться с людьми ,но каким образом ? Возможно , телепатическим способом , не требующим слов. Собсвенный голос они подают редко , и это обычно гневный рык , издаваемый лишь в состоянии крайнего гнева ,- и он настолько страшен , что один способен ввергнуть нападавшего в бе-зумие.

Единорогов непросто вывести из равновесия , но свою жизнь и свободу они защищают яростно и предпочитают смерть позору плена. Впрочем , обыкновенно они отличаются спокойным миролюбивым нравом и являют естественное дружелюбное расположение всем существом – даже льву , когда тот не вторгается на его территорию. Касанием своего рога единорог нейтрализует яды , так что другие животные пропускают его к источнику первым. Это одна из причин того ,что единорога часто называют повелителем зверей и что все животные , не колеблясь , бросаются защищать его от врагов.

Существует множество легенд о единороге.

Но самая известная эта.

Раннехристианское предание , отраженное во многих более позд-них изображениях , говорит о том ,что единорог был первым из су-ществ , которым Адам давал имена после сотворения мира , и его на-делил Бог особым умом и благородством. Первый среди четвероногих,

Единорог столь же отличался от них , как сами Адам и Ева , поэто-му в Эдеме они особенно подружились. Когда людей изгнали из рая ,

Единорогу был предложен выбор , и он , из сострадания к Адаму и Еве , предпочел удалится в суровый мир.

ПЕГАС. Добродушный крылатый конь Пегас появился из капель крови ужасной Медузы Горгоны после того , как ее обезглавил Пер-сей. Взлетев на гору Геликон , прямо к обиталищу муз , Пегас , к ра-дости местных жительниц , выбил копытом в земле источник вдохновения Гиппокрену.

Когда греческому герою Беллерофонту выпала участь убить страшную Химеру , богиня Афиня подарила ему чудодейственную зо-лотую узду , с помощью которой герой поймал и подчинил себе

Пегаса. Верхом на коне Беллерофонт взмыл над Химерой и обрушил на нее ливень стрел. Но позднее Беллерфонт загордился и попытался верхом на Пегасе воснестись на гору Олимп , где жили боги и куда был закрыт путь простым смертным. Боги наслали на него овода , который искусал Пегаса так , что тот ( ненамеренно ) сбросил Бел-лерофонта обратно на землю. Самого же бессмертного коня впусти-ли в конюшню богов и поселили его на небесном своде в виде созвездия.

Известно , что у позвоночных животных имеется четыре конеч-ности – либо четыре ноги , либо две руки и две ноги.

Пегас – одно из редких существ , у которого , как у крылатых дра-конов , шесть конечностей – четыре ноги и два крыла.

ЛОШАДИ СОЛНЦА. Солнце движется по небу в колеснице , ко-торую везет один могучий жеребец или целая упряжка лошадей. Так гласят мифы множества древних народов. Таких солнечных коней в мифологии северных народов два : Алсвид Быстроногий и Арвак Ран-ний.

В золотую колесницу греческого бога солнца Гелиоса было впря-жено девять белых крылатых коней , извергающих из ноздрей пламя.

Их лоснящиеся гривы излучали солнечный свет.

Многих богов возили упряжки небесных лошадей. Верховный скан-динавский бог Один скакал на восьминогом коне. С наступлением но-чи на небеса верхом на бледной лошади выезжала богиня луны Селена

ГИППОГРИФ. Это существо – плод союза коня и грифона – небы-валое явление , поскольку грифоны питаются лошадиным мясом. Древ-нерусский поэт Вергилий , живший в 70 – 19 г. г. до н. э. приводил как пример невозможного получения потомства от грифонов и лошадей.

Позднее в начале 16 в. , Лудовико Ариосто описал небывалое живот-ное гиппогрифа в эпической поэме « Неистовый Роланд «.

Испокон веков люди ценили лошадей превыше всех животных.

Кони символизировали власть и богатство , их укрощали и объезжа-ли , на них мчались верхом , их приносили в жертву , хоронили вмес-те с правителями и воинами , впрягали в крестьянские телеги , коро-левские кареты и боевые колесницы . Благодаря быстрым ногам ,силе , красоте и грации лошади по праву заняли место на небесах , рядом с богами. Мистические и волшебные лошади упоминаются в легендах и мифах почти всех народов Земли.

Кошка ( кот )

Эмблема своеволия и независимости ( ср. Кимплингову « кошку ,которая гуляла сама по себе «. ) , в Египте – священное животное бо-гини Баст , которая изображалась в виде женщины с кошачьей голо-вой ( или с головой львицы , что происходило из-за отождествления

Баст с богинями - львицами – Тефнут и Сехмет ). Кроме того , кошка иногда называлась священным животным Исиды ; в « Книге мертвых « кот – одна из ипостасей солнечного бога Ра : в образе кота Рапобедил змея Апопа. В « Текстах пирамид , встречаем фразу , обращен-ную к Ра : « Ты – великий кот , мститель богов « . У скандинавов кош-ки – священные животные богини любви Фрейи : они везут повозку богини.

Русский фольклор знает Кота – Баюна : обитает этот кот в «тридесятом царств « на краю света , и справится с ним крайне сложно , поскольку Баюн напускает на своих противников дремоту.

Чтобы одолеть кота , нужно взять с собой в дорогу три колпака ,клещи да три прута. За три версты от тридесятого царства нач-нет одолевать сон , тогда следует надеть все три колпака – это по-может справиться с дремотой. Клещи нужно , чтобы совлечь Баюна со столба , на котором тот сидит , а пруты – железный , медный ,оловянный , - чтобы подчинить кота. Можно также вспомнить пуш-кинского « кота ученного « , ходящего по золотой цепи вокруг луко-морского дуба.

В христианстве кот – нечистое животное , помощник ведьмы ,обладающий сверхъестественной силой , а также олицетворение са-таны. Широко распространено суеверие о том , что встреча с чер-ным котом ( черный цвет – цвет нечисти ) предвещает беду. Впро-чем , в китайской мифологии кот обладает способностью прогонять злых духов.

Существуют в мифах народов мира и кошкообразные мифические звери.

ГРИФОН – Грифоны или грифы , - величественные существа с те-лом и лапами льва и головой , крыльями и клювом орла. Некоторые легенды говорят , что у грифонов есть хвост , похожий на змеиный.

Спина покрыта перьями , на лапах острые орлиные когти. Это ког-ти – огромная ценность : они не могут обезвредить яд подобно рогу единорога , зато при необходимости предупреждают , что еда или питье отравлены – для этого когти меняют цвет. Сам грифон ввось-меро больше льва и обладает необыкновенно острым слухом. В своих золотых гнездах грифоны хранят несметные сокровища , а самки гри-фонов откладывают яйца из агата. Грифон – символ быстроты , си-лы , бдительности , мужества. Именно так толкуется , кстати ска-зать , образ грифона на гербах ряда европейских монархов.

Двухвостая кошка – вампир Намбэсима душит свои жертвы , а не кусает их. Легенда гласит , что Набэсима убила принцессу , преврати-лась в нее , а потом убила и принца. В конце концов кошку поймали и уничтожили.

Также в этот список можно добавить СФИНКСА , у которого , как известно , львиное тело , но к кошкам он не относится как в по-ложении , так и в предназначении.

Кошки всегда имели как дурную , так и хорошую репутацию. Одни из них проявляли преданность и привязанность , другие – предательство и своеволие. Но кошка всегда будет являться предметом тайн и загадок.

Собака ( пес )

Эмблема верности , бдительности ,знатности ( собаки и соколы – атрибуты аристократии ) , в то же время « нечистое « животное ( у евреев , мусульман , индусов ). Античные авторы полагали , что со-бака символизирует « бдительное , философское начало в жизни « ( Плутарх ) и что « собака , подымающая свою грубую шею , с мордой поочередно то черной , то золотой , означает посланника ,снующего туда – сюда между высшими и подземными силами « ( Апулей ) , то есть собака является психопомпом – проводником души мертвых.

Например , Египетский бог Анубис с головой шакала изображался также лежащим черным шакалом. Анубис по египетской легенде проводил души умерших в царстве мертвых и судил их на страшном суде , взъвешивая их сердца на весах мудрости. Анубис считался богом мертвых и богом справедливости ( символ потустороннего мира ). По Гомеру собака – бесстыдна , однако она – священное живот-ное бога врачевания Асклепим . Собаки также сопровождают богиню ночи и колдовства Гекату , которой , чтобы ее умиловствовать , совершали собачьи жертвоприношения на перекрестках. Собака не только психопомп , но и страж загробного мира. Вспомним трехглавого Цербера , стерегущего вход в Аид. В Египте собака – живот-ное Сета , которое запрещалось убивать под страхом смертной каз-ни. У китайцев собака – символ верности. Красная Небесная собака символизирует начало Янь , однако как « страж ночных часов « она уже символизирует начало Инь , разрушения , катастрофы , затмения.

С уставлением христианства образ собаки – психопомпа приобрел дьявольские , бесовские черты. Собак в целом стали считать прислужниками дьявола , а черного пуделя – воплощением сатаны.

В алхимии собака и волк олицетворяют дуальную природу Меркурия.

В геральдике пес ( термин «собака» не употребляется ) – эмблема верности , преданности , дружбы.

Животных в мире великое множество. Все мифические жи- вотные – это существа , приукрашенные человеком либо из боязни , либо из восхищения. Но , если бы человек не обладал такой красочной и преувеличивающей фантазией , в легендах и мифах не было бы та-кого разнообразия , красоты , поэтичности. Но многое из того , о чем рассказано , возможно было на самом деле. Ведь природа создала та-кое бесконечное разнообразие , которое человеку никогда не постичь.

Древние люди почитали природу , понимая ее превосходство над собой и свою абсолютную зависимость от нее. Они умели прекло-няться перед ее богатством и совершенством. И в этом , очевидно ,наши предки были гораздо разумнее нас. И , если мы не задумаемся об этом и не изменим своего варварского отношения к природе , то человечество вряд ли доживет до последующего тысячелетия.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)