Дом  ->  Семья  | Автор: Зайцева Мария | Добавлено: 2015-03-11

Как помочь трудному подростку

Каждый ребенок мечтает вырасти в благополучной и счастливой семье. Но счастливое детство бывает не у каждого ребенка. Многие факторы влияют на выполнение этих, казалось бы, самых доступных привилегий для ребенка. Среди них наибольшее влияние оказывают такие факторы, как психологические, социальные, экономические, биологические, морально-этические. В результате всего этого страдают дети. Некоторые из них становятся замкнутыми, некоторые агрессивными, перенося жестокость в семье – в детскую подростковую среду.

Проблема трудного детства существует во всех государствах с момента возникновения общества. Развитые страны выделяют сегодня большие средства из бюджета для решения этих проблем, понимая, что это один из шагов к оздоровлению общества. Наше государство в своем развитии пережило большое количество переворотов, войн, репрессий, актов терроризма, и этому вопросу несомненно должно уделяться значительно больше внимания, чем в развитых капиталистических странах.

Сегодня у нас в стране 50 тыс. подростков в возрасте от 14 до 18 лет лишены свободы. В это число не входят дети, которые уже с 11 лет без суда и следствия по одному лишь заключению комиссии содержатся в спецшколах и спец. ПТУ. А места эти, по сути дела, ничем не отличаются от лагерной зоны. В шестидесяти так называемых воспитательных колониях отбывают срок более двадцати тысяч несовершеннолетних. Остальные находятся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах, где условия жизни просто ничтожны.

Понятно, что, вернувшись из таких заведений, у повзрослевшего подростка мало шансов начать нормальную жизнь. Чаще также подростки становятся на путь преступлений, наркомании, проституции. Эта проблема существует и в нашем районе.

Если брать конкретно по Любинскому району, то здесь нас не ожидают положительные результаты. Так, например, на учете в ОПДН Любинского РОВД состоит 155 несовершеннолетних, из них 22 «особой категории», 67 родителей, 19 групп антиобщественной направленности.

И это только часть из тех, кто взят на контроль ОПДН, а, сколько их таких проживает рядом с каждым из нас? И кто знает, как себя поведет окуренный, задурманенный подросток при встречи с ребенком, сверстником и пожилым человекам, поэтому мы считаем, что данная проблема актуальна и волнует каждого.

Наш поселок расположен недалеко от города Омска и, хотя он небольшой, в нем очень много чистых и красивых улиц. В центре поселка расположены культурно-оздоровительные учреждения: МДЦ, ДК, ДЮСШ, ДТ, музыкальная и художественная школы. И, когда идешь по центральной улице поселка, душу наполняет чувство радости за все это. И, кажется, что каждому подростку, проживающему в поселке, есть, где себя занять, провести время с пользой. И не верится в то, что где-то в отдаленных, темных, заброшенных домах, проводят время наши сверстники. И, кажется, не привлекают их эти красивые улицы и чистые здания, потому что у них, в силу сложившихся обстоятельств, другие ценности: спиртное, сигареты, наркотики.

И мы задумались, почему так происходит, и занялись поиском ответов на данный вопрос.

Пересмотрев подшивки районной газеты «Маяк» и материалы комиссии по делам несовершеннолетних, стала вырисовываться некоторая истина. Так выяснилось, например, что во всех организациях, ответственных за воспитание подростков, проводятся профилактические мероприятия, которые не всегда дают положительные результаты.

И как бы не старались организации, ответственные за помощь и воспитание, подросток в итоге возвращается в семью. И здесь начинается «новое» воспитание, новая жизнь, из которой выбраться и встать на правильный жизненный путь удается единицам.

Так возьмем, к примеру, семью Н., проживающую на территории Любинского района. В семье мать, трое сыновей. Мать в течение ряда лет не работает, пьет. Воспитанием детей не занимается. Дети периодически пропускают занятия в школе. Все организации, описанные нами, были задействованы в работе с семьей. В результате мать трудоустроили, оказали материальную помощь, оздоровили детей и вроде бы появились первые положительные результаты. Комиссия по делам несовершеннолетних с облегчением вздохнула. Дети стали регулярно посещать школу, удовлетворительно питаться, меньше болеть, с желанием идти домой. Но проходит несколько месяцев и ситуация вновь повторяется: мать пьет, дети брошены, один из них совершил правонарушение. Ставится вопрос о лишении родительских прав. Прав лишили, но мест в детском доме нет, и поэтому дети по сей день остаются рядом с пьющей и гуляющей матерью. Возникает вопрос: а кто виноват? По сути вроде бы никто. Все ответственные организации сделали все, что было в их силах, а дети по-прежнему брошены. И, конечно же, в дальнейшем, как правило, они становятся трудными подростками, совершают уже более серьезные правонарушения, становясь на путь преступлений.

В результате работы над проектом с такими детьми и семьями мы встречались часто.

И чем больше погружались в проблему, тем она нам казалась безысходней.

Изучив все материалы, представленные нам организациями, ответственными за работу с трудными подростками мы попытались изобразить схематически дороги, которые выпадают на долю так называемых трудных подростков.

Итак, рождаются они, как правило, в неблагополучных семьях, как полных, так и неполных, семьях, где родители либо лишены родительских прав, либо будут лишены в будущем. И жизненный выбор у детей, рожденных в этих семьях, к сожалению, невелик. Родители наших детей не занимаются их воспитанием, и они предоставлены сами себе. В результате к 10-11 годам (а может и раньше) эти дети, либо склонны к правонарушениям, либо уже их совершили, несмотря на заботу и внимание со стороны многих организаций. Далее судьба их раскручивается следующим образом: если подросток пошёл по пути первому (благоприятное развитие), то он «худо-бедно» посещает школу. К этому времени родители его уже окончательно спиваются (чаще всего) и их лишают или не лишают родительских прав. Так вот, если они лишены родительских прав, то подростка определяют в Детский дом или ищут ему опекунов, дальше может быть получение профессии, армия - самостоятельная жизнь. Это при положительном исходе дела. Но если ребёнка возвращают в семью, то большая вероятность того, что он может встать на путь преступности.

И второй путь развития ситуации: если в подростковом возрасте ребёнок уже совершил преступление, то его чаще всего забирают на 1 месяц в спецприемник или на 1 год в спец.училище, где даётся профессиональное образование. После этого (если родители лишены родительских прав), то его пытаются оформить либо в Детский Дом (что маловероятно) или ищут опекунов из родственников. Но чаще он возвращается в семью. Несмотря на контроль, помощь со стороны ДКМ, чаще всего такие подростки к совершеннолетию совершают вновь преступления, за что и получают судимость. И только совсем небольшая часть их в будущем встают на ноги и создают благополучие семьи. Значительно чаще (это всё следует из документов ДКМ) происходит наоборот, и они повторяют в будущем судьбу своих родителей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)