Производство  ->  Универсальное  | Автор: Людмила Довгань | Добавлено: 2014-11-18

Как обрабатывают глину

Каменная и костяная утварь вместе с огнём были главными пособниками в обиходе человека в древнейшие времена каменного века, так называемого палеолитического периода. Во время перехода от древнейшей к более поздней эпохе появляется новый материал, имеющий громадное значение для человечества, - обожженной глины. В датских становищах - доисторических остатках человеческих поселений – и в кучах более позднего периода древнего каменного века находят черепки очень грубых горшечных изделий. Без сомнения, человек обязан случаю, научившему его искусству изготовлять вещи из обожженной глины; вероятно, его внимания обратили на себя твёрдые куски глины, применённой в качестве очага. При действие огня они спеклись и не разбухли более в воде. Это привело человека к открытию, нового полезного материала. Первые глиняные горшки были сделаны так, что находящиеся везде в большом количестве на поверхности земли глина была замешана с водой в мягкую классическую массу; эта масса была руками распластана в пластины, из которых были вылеплены желаемые сосуды и потом обожжены.

Этот первоначальный метод ещё до сих пор в ходу у многих африканских и американских племён. Гораздо позже, вероятно в Египте, изобретён вращающийся круг. Он очень облегчает изготовление глиняных сосудов. Но даже и без этого приспособления умели делать очень красивые сосуды. Производство глиняных сосудов имело большое значение для развития художественного чувства человека; Наблюдали, что отпечатки пальцев, случайно оставался на вылепленных предметах, сохранялись после обжига, они стали делать украшения правильным расположением таких отпечатков. В последствие пришли также к мысли делать эти украшения, выдавливая их в глине при помощи какого-нибудь острого орудия.

Чистая глина называется и употребляется для выделки фарфора. Он образуется при выветривание полевого шпата. При 5000С он теряет воду и частично распадается на кремниевую кислоту и окись алюминия, растворимую в соляной кислоте. При дальнейшем нагревание до 900 0С кремниевая кислота снова соединяется с окисью алюминия, которая тогда уже не растворяется соляной кислотой. На этом этапе и основано действие обжига на глину.

Обыкновенная глина окрашена в серый цвет органическими веществами. Обычно она содержит соединения железа, которые сообщают черепицы красный цвет. Присутствие извести в виде грубых зёрен вредит тем, что они при обжиге переходят в обожженную известь, поглощающую влагу из воздуха, при этом глиняная вещь, например черепица, трескается.

Содержание гипса в глине вызывает белый налёт на черепице. Часто наблюдается желтоватый оттенок; он вызван гидратом окиси железа. Многие глины, содержащие силикат железа, окрашены в зелёный цвет. Чистый каолин очень тугоплавок, или, как говорят, огнеупорен. Он плавится при 18000С, но спекается уже при 14000С. Примеси понижают точку плавления. Во всех почти глинах находится слюда. Её присутствие благоприятно действует на обжигание глины, так как она играет роль плавня, понижая точку плавления.

Применение глины для гончарных изделий основывается на её пластичности. Эта пластичность зависит от формы частиц глины, имеющих вид тонких листочков. Грубозернистый каолиновый песок не обладает пластичностью и не может применяться для производства фарфора. В гончарном деле, после того; как материал очищен отмачиванием, производятся следующие операции:

  • Замешивание с водой
  • Формовка
  • Высушивание и обжигание и, наконец, если нужно
  • Глазуровка

При высыхание изделий большая часть воды улетучивается, и предметы сокращаются в объёме. Это усыхание составляет 2-20% ,смотря по содержанию воды и песка в глине. Оно позволяет легко вынимать сформированные предметы из пористых форм, в которых их сушили. При обжиге происходит дальнейшее усыхание, и притом тем больше, чем выше температура обжига. Эта усадка, причина которой ещё не выяснена, вызывается, по-видимому, тем, что некоторые составные части глины плавятся.

После испарения воды в массу проникает воздух и делает предмет до известной степени пористым, что желательно для многих целей, например для изготовления дренажных труб и фильтров.

Чтобы сделать глиняные сосуды водонепроницаемыми и придать им более красивый вид, их покрывают глазурью. Глазурь есть то же стекло, состоящее главным образом из соединений натрия, свинца, олова, бора вместе с кремнеземом и глиной. Обожженные глиняные предметы покрываются смесью подходящего состава и снова нагреваются. Кремниевая кислота способна при нагревание вытеснять другие кислоты: угольную, соляную и т.д. Это зависит от того, что эти кислоты летучи при высокой температуре, тогда как кремниевая кислота нелетучая.

В последствие нашли, что окись свинца очень удобна для глазури, и стали покрывать неглазурованные обожженные предметы смесью соли свинцовых белил или сурика с кварцевым песком, глиной и мелом и нагревать достаточно сильно для плавления этого слоя. Для получения непрозрачной белой глазури прибавляют окиси олова, дающей молочно-белую окраску.

Важное значение имеет гончарная глина, которая при обжигание плавится частично и этим подходит к настоящему фарфору. Она отличается от этого последнего, однако, тем, что не т просвечивает; это зависит от примеси грубого кварцевого песка, который не растворяется в остальной массе. Она, кроме того, сильно окрашена соединениями железа и марганца. Посуду делают довольно толстостенную, так что она, несмотря, на частичное плавление при обжиге, не теряет своей формы. Эту глину часто глазируют, бросая в печь при самой высокой температуре поваренную соль. Если нужна особенная водонепроницаемость, то глазируют смесью буры или мела с полевым шпатом.

Высокая температура обжига для чистой глины, даже с примесью кварца, делает примесь посторонних силикатов щелочных металлов желательной. Иногда их прибавляют искусственно, чтобы понизить точку плавления. Качество китайского фарфора зависит от прибавления чрезвычайно тонкозернистой калийной слюды. При известных условиях калийный полевой шпат распадается на кварц и слюду.

Большое совершенство этрусских глиняных ваз, которые находят в громадном количестве в Италии, зависело от нахождения в этой местности глины с большим содержанием слюды, а также железа и извести: глина эта особенно легкоплавка и обжигается при 10000С. При 10700С она плавится в бурое стекло. Если превысить температуру обжига только на 250С, то масса размягчится и окрасится в бурый цвет. Нужно было большое искусство, чтобы точно поддерживать температуру обжига, оно, бесспорно, заслуживает удивления. Эти глиняные изделия окрашены в красный цвет и украшены чёрными рисунками. Этрусские изделия отличаются иногда очень изящной, тонкой работой при крупных размерах , и нельзя не удивляться необычайному искусству этих ремесленников седой древности

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)