Учеба  ->  Науки  | Автор: Олег Попов | Добавлено: 2014-11-11

Кто такие философы

Однажды А. Эйнштейна спросили: «Почему именно вы сделали свое гениальное открытие?». На что ученый ответил: «Просто я задержался в детстве. Взрослые уже дано не задают «детские вопросы». Что такое время, пространство. Они ответили на них уже в детстве. Я же продолжал думать над ними и во взрослом состоянии».

Вот и у меня возник детский вопрос: «Школьная ли наука философия?»

Может ли ребенок постичь эту науку. Чаще всего говорят, что нет. Ее – де может постичь только человек, умудренный жизненным опытом и долгими размышлениями. Ясно, ни то ни другое не помешает. Но ведь философия любит спрашивать, для нее вопросы чаще важнее ответов. А детство спрашивает чаще, чем другие этапы жизни. Дети еще не включились в «систему», они часто критически относятся к миру взрослых, хотят го понять и оценить. Я поняла, что мой союзник в этих поисках – философия. Взрослые говорят, что дети наивны, но и философия наивна; так же как и мы, дети, часто отвлекаемся от непосредственной пользы. Философия борется с предрассудками, а у нас их еще нет.

Я попыталась представить обычные возражения.

  • «Слишком рано»: но опыт показывает, что есть готовые методы решения этой проблемы. Например, в США есть даже институт по развитию философии для детей с филиалами в 20 странах. Он рекомендует вводить уроки философии с 6 лет и разрабатывает методику для детских садов. Можно привести пример и из истории. В платоновских диалогах слушают мудрецов и вступают с ними в спор совсем юные существа. Программа немецкого идеализма была сформирована вчерашними школьниками, «зелеными» тюбингенскими студентами. Шеллинг стал магистром философии в 17 лет, а Гегель читает свою головоломную философию гимназистам Нюрнберга. О чем говорят эти примеры? Для страха перед философией нет оснований: мы умеем философствовать, а философы умеют учить детей, а иногда даже сами чему-то у нас учатся.
  • «Слишком сложно»: но сложны все системы, которые изложены специальным языком. Но я поняла: начала философии просты, они не требуют специальных знаний. Но поняла и еще одно: философия требует огромного труда. Знание делает сложное простым, а что делать с простым? Тут, по - моему и начинается философия.
  • «Философия бесполезна»: но философия это «игра» нашего ума, оназнает, какая это важная вещь – игра. А значит, и игра понятиями не покажется философии слишком странной.
  • «Философию лучше отложить на потом. С начало бесспорные науки». Но если предлагать вопросы с готовыми решениями, то не долго и отучить от азарта поиска. Можно ведь и опоздать.

Должен ли человек философствовать

Аристотель , выдающийся философ и ученый античного мира. Он учился философствовать в Академии Платона. Позже он был учителем и воспитателем Александра Македонского. Аристотель придал философии научный характер: в его философской системы частные науки рассматриваются с философских понятий. Главное место в своей философии Аристотель отводил логике, которая рассматривала законы, мышления, понятия, суждения, умозаключения, доказательства, опровержения. В школьном учебнике логики я нашла его знаменитое умозаключение:

Аристотель много сделал для развития философии. Что из этого главное:

1.Он первым использовал слово «категории» в качестве философских понятий.

2.Все философские дисциплины он разделяет на теоретические , практические , поэтические .

3.Он первым попытался дать характеристику человека. Аристотель называл человека «разумным животным». Мне это ещё не совсем понятно. Но вспомните эпиграф к этой работе! Изумление это и есть начало философии. У меня ещё все впереди. У Аристотеля я и нашла ответ на поставленный вопрос «Должен ли человек философствовать? Либо должен, либо не должен. Если должен, то вопросов, как говорится, нет; все и так понятно. Если же человек не должен философствовать, то он должен хотя бы для обоснования этого положения пофилософствовать. Вывод прост и непреложен: человек должен философствовать в любом случае».

Как философы выражают и передают свои мысли

Следующая проблема, которая важна для философов и начинающих её изучать, – это форма выражения идей. Естественный язык и научный язык разделены четкой гранью. Но философия не может остановиться ни на одном из этих вариантов: её язык – это язык научной терминологии, системности, у неё есть свой интернациональный словарь. Но с другой стороны, каждый выдающийся философ создает свой язык.

Чтобы это объяснить, следует взглянуть на историю философских жанров. Уже античная философия опробовала многие из них. Первым была философская поэма. Затем Гераклит создает жанр афоризма; он строит его так, что в одной очень ёмкой фразе отражает всю картину мира. Сократ придерживается жанра устной проповеди . Платон создает диалог, который своей формой отражал его идеи.

Эллинизм ставит новые жанры: дневник Марка Аврелия; письма Сенеки, театр. Начиная, с Аристотеля всё вытесняет, наукообразный трактат. Он преобладает и в средние века, но дополняется «утешениями», проповедями, разработанной техникой диспута. Ученые считают, что вершина средневековья – «Комедия» Данте.

Новое время стирает грани между философией и соседними сферами культуры. Роман, опера выявляют свои философские возможности; но и философия показывает свои беспредельные возможности. Многие историки философии считают, что «Наука логики» Гегеля отвечает всем требованиям романа XIXв. Стали очень заметны взаимосвязи между философией, политикой, религией. Пример – русская философия после В. Соловьева.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)