Учеба  ->  Науки  | Автор: Никитина Н. Н. | Добавлено: 2015-01-29

Как информация воздействует на психику человека

Человек – это уникальное существо, обитающее на Земле. Онобладает большими задатками мышления, памяти, воображения, речи. О его появлении на нашей планете существуют лишь ничем не подтверждённые предположения в различных версиях. Его возможности не определены до конца. Обратимся к различным утверждениям о развитии человека.

Антропологи утверждают, что несколько сотен тысяч лет назад эволюция homo sapiens как биологического вида прекратилась. Но…кроманьонцы и современный человек – практически, один и тот же вид. С эпохи неолита какие-либо заметные отличия исчезают и вовсе. Тогда остаётся непонятной причина происшедшего. Из различных источников узнаём, что такое живое ископаемое как акула осталась в почти неизменном виде на протяжении всей истории развития. Скорее всего, сказываются почти неизменные условия обитания в водном пространстве. Человек – существо, наделённое гибким умом и неутомимым стремлением познать окружающий мир, овладевал новыми порциями знаний, использовал их в различных жизненных ситуациях, приобретая , закрепляя и развивая всё новые и новые умения и навыки. Его мозг не мог ограничиться определённым стандартом знаний. Постепенное освоение новых территорий, изменяющийся климат и приспособление к новым условиям – всё это меняло среду обитания, ставило перед человеком новые задачи для выживания, то есть способствовало поиску новых средств сосуществования в коллективе и окружающей среде. Это было условием развития мысли, а значит, мышления и, естественно, человеческого ума. Мы вправе предположить, что развитие человеческого ума всё же прогрессировало, но внешне незаметно. Приспосабливаясь к новым условиям жизни, люди меняли и окружающую среду, что вело к изменениям человеческой сущности и состояния.

На пути к прогрессу

Приспосабливаясь к условиям окружающей среды, человек постоянно искал, находил и совершенствовал способы, помогающие ему основательно утвердиться в существующих условиях. Желание выжить стало главной движущей силой прогресса человечества. Переворотом в жизни человека стал проволочный телеграф, позволивший обмениваться информацией в реальном течении времени, без задержек и опозданий.Чаще стали издаваться газеты. На протяжении многих лет пресса играла ведущую роль в обмене и поставке информации. Появление радио ускорило доставку информации в несколько раз. Люди в короткий промежуток времени получали сведения о фактах событий из разных уголков страны и Земного шара.

Радиовещание стало сильным конкурентом издательствам газет и журналов, которые всегда считались достоянием элиты. Это было недёшево. Потребность в получении ежедневной информации не могла удовлетворить запросы людей из-за недостатка средств. Кроме того, многие люди были неграмотными и не могли самостоятельно добыть информацию из изданий прессы. Радио было более доступно народу,так как репродукторы вывешивались в общедоступных местах – на площадях и в местах скопления людей. Но радиовещание сразу же стало основным средством воздействия на массы в нужном русле воздействия на массы. Политика «кнута и пряника» стала менее напряжённой и более утончённой.

Как-то Дидро, один из видных деятелей французского Просвещения, галантно заметил русской императрице, Екатерине II, что она правит своим народом с таким великим искусством, что все её повеления выполняются беспрекословно. Императрица ответила: « Знали бы вы, как это непросто: отдавать именно такие повеления, которые непременно будут выполнены…». Искусство правителя заключалось в умении сделать поведенческий прогноз на реакцию массы людей и подчинить их действия своим замыслам. Такая игра политиков велась постоянно и в сложных условиях информационного голода тех времён.

С изобретением радио люди стали более осведомлены, но тут же стали «наживкой» правящих кругов, которые получили надёжный доступ к варьированию фактами и подачей информации в свою угоду. Производители радиоприёмников и информации даже не представляли широты распространения желаемого. Впервые серьёзно встал вопрос о возможностях не только воздействия на общественное мнение, но и о его формировании в нужном направлении. На смену агитаторам-энтузиастам пришла радиотехника, предоставившая возможности заинтересованным лицам тиражировать, или рекламировать, буквально, всё: вкусы, моду, политические взгляды, образ мышления.

Новорождённые средства массовой информации стали идеологическим трибуном для властьимущих классов, определённых групп людей, объединённых общими интересами и отдельных лиц, владельцев достаточных средств и предпринимателей.

Рост технического прогресса невольно подчинил себе человека, привлечённого доступностью радиоинформации, не требующей дополнительных затрат и особых усилий на получение и усвоение услышанного. Люди стали заложниками информационного прогресса.

Время определило такое положение, когда человечество вплотную подошло к тому, что мы наблюдаем в современной жизни человеческого общества – прямое противостояние личности и информационных технологий. Наступило время, когда люди уже не представляют себе жизни без информационных систем оповещения и находятся под прессом огромных потоков ненужной информации, поступающей независимо от их запросов.

Механизм воздействия информации на психику человека.

Особенности человеческого восприятия таковы, что, имея дело с избыточной информацией, мозг нацелен на обработку данных, поступающих с различных источников информации об окружающем мире, выделяя самое важное и существенное из полученного. Эта способность выработалась эволюционно. Для выживания любого биологического вида необходима своевременная и правильная реакция на ситуацию в многообразии внешнего мира. Для сохранения на земле виду необходимо не только выжить, но и оставить после себя потомство. Исследуем следующее свойство. Многие виды обладают боковым зрением. Если нам не удаётся в этом случае определить цвет, форму, мы,хотя бы, в состоянии заметить движущийся автомобиль, что будет предупреждением об опасности. Природа заложила изначально способы сохранения живого существа. Реакция на это действие предполагается неоднозначная. Но при более развитой бдительности биологическая особь может избежать смерти. Но это уже другой вопрос. Какое же отношение имеет вся эта физиология к воздействию информационных технологий на психику человека? Оказывается, прямое.

Воздействие внешнего мира, воспринятое мозгом, не всегда отражается по замыслу производителя. Каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему. Рассмотрим поступающую в мозг информацию как последовательность неких сообщений извне. Такие вопросы изучает наука семиотика и направляет нас в соответствующее русло рассуждений. Любое сообщение формируют знаки, которые несут в себе определённый смысл - явный и подразумеваемый.

С сообщениями, поступающими из окружающей, естественной, неодушевлённой природы поступают особые сигналы в мозг человека в качестве особых импульсов. К примеру, входишь в лес, видишь бурелом или болото – тебя предупредила природа об опасности, о которой ты знаешь из опыта целых поколений и тебе решать, что предпринять. Мы как бы сталкиваемся с подтекстом опасности. Густой лес. Опасно! Могут встретиться дикие звери, непредвиденные ситуации. Входя в него, ты рискуешь. Нужно обладать многими знаниями, умением ориентироваться в лесу, обладать выдержкой, волей, определёнными навыками. В настоящее время следует запастись компасом, сотовым телефоном, специальными кремами от насекомых, резиновыми сапогами весной, летом и осенью, картой местности, а в зимнее время – тёплой одеждой, средствами защиты от нападения диких животных и едой. Так же обстоит дело в любой другой незнакомой местности – в горах, на реках, в пустыне, в степи. Природа всегда поможет найти зацепку и сориентирует на выход из создавшейся ситуации. Нужно быть наблюдательным, внимательным и осторожным в выборе действия.

Обратимся к другому случаю, когда у сообщения есть автор, посылающий сообщение с заведомо определённой целью, с кодом смысла. Происходит усложнение процесса восприятия. Значение каждого конкретного слова определяется сутью рядом стоящих слов. Высказывание воспринимается в целом, как единый информационный пакет. Важность высказывания может быть одинаково ценной для передающего и воспринимающего его или же предполагается определённая реакция со стороны воспринимающего это высказывание. Притом, показателями, заключённого во фразе или высказывании смысла, могут выступать интонация, мимика, жесты, поведенческая реакция и другие знаки, помогающие человеку выявить точный смысл сказанного. Человек, которому направлено сообщение, распознаёт суть высказывания и его значимость. Иногда происходит некоторый сбой в ситуации, когда цели не достигается в результате передачи высказывания. Это происходит по ряду причин. Воспринимающий высказывание – представитель иной культуры, сферы деятельности, уровня воспитанности и т.д. В итоге, часть вложенных в сообщение смыслов рассеивается из-за недопонимания или же умышленно игнорируется воспринимающим. Кроме того, существует опасность «зашумления» сообщения, когда получатель пытается прочесть его глубже, чем кодировал сам автор.

Вернёмся к продуманному и запланированному информационному сообщению, которое специально направляется в широкие круги населения, в массы. Если проанализировать воздействие информации на людей, то можно отметить различную реакцию на услышанное. Информация может быть разовой и системной, формальной или фактической, полной, яркой и эффектной или же скудной и поверхностной. Если вести речь о воздействии широковещательных сообщений ( пропаганды, рекламы, кампаний СМИ) на психику аудитории, то ситуация усложнится. Авторы целенаправленно вносят в свои сообщения « предпочтительный » смысл с запрограммированной ответной реакцией всей массы адресатов. Кодирование предпочтительного смысла может осуществляться и на уровне непосредственного воздействия на подсознание. В свою очередь, аудитория ( в идеале) не является бездумным поглотителем любой информации, которую ей пытаются навязать. Каждый выделяет для себя лишь часть востребованной информации в силу определённых причин. Остальная информация может отбрасываться из-за отсутствия интереса.Мы живём в информационный век. Изо дня в день человек накапливает опыт пребывания в стандартных условиях времени. Осмысление ситуации приводит к размышлению об услышанном и увиденном. Происходит сортировка предложенной информации. Постепенно человек доводит навык отбора информации на подсознании, доводя действия до автоматизма. Невозможно переработать весь поток информационных потоков, выпускаемых в массы. Человек осваивает новое временное пространство.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)