Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: Черных Елена Валентиновна | Добавлено: 2015-03-05

Изучение эмоциональной тревожности старшеклассников

Тревожность – одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки. Но одновременно это одна из наиболее используемых в практике категорий – как диагностических, так и объяснительных, интерпретационных.

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение учащихся.

В юношеском возрасте существует ярко выраженная потребность в глубоком осознании логики происходящих событий собственной жизни. Из-за быстроты изменений социальных условий жизнедеятельности, нестабильности, увеличения учебных нагрузок в школе, отношений в семье, со сверстниками, с социумом – все это способствует возникновению и развитию эмоциональной напряженности.

Подростковый возраст – это период не только неадекватных реакций, но и большой внутренней работы. В этот, действительно тяжелый период жизни - взросления , для многих детей, по мнению психологов, необходимо стараться отслеживать ситуацию, страховать, корректировать и оставлять возможность обратиться за помощью.

Опрашиваемые – учащиеся математического 9 «А» класса в 2004 г. в декабре имели тревожность14,5 балов, а через два года в 11 классе в 2006 г в декабре, те же учащиеся имели тревожность 15, 5 балов. Это соответствует среднему уровню тревожности.

Произошло увеличение уровня тревожности на один бал. Это говорит о том, что подростки стоят перед выбором профессии, и им предстоит сдача государственных экзаменов.

Обычный класс: Сравнивая тревожность в 9 «В» за 2004 год и в 11 «В» 2006 года, мы видим, что показатели тревожности снизились с 14,7 до 12,8 балов среднего уровня . Если сравнить график тревожности 9 «А» и «В» классов в 2004 году, то видно, что они были практически на одном уровне (14,5-14,7 балов), а в 11 «В» (обычный класс) тревожность уменьшилась по сравнению с математическим классом 11 «А» на 1,9 бала. Вывод: Тревожность снизилась за счет того, что дети в обычных классах имеют меньшую нагрузку по предметам, чем в математических классах. И поступление в высшие учебные заведения в этом классе никто не планирует.

Анализируя математические 9 «А» класс 2004г. и 9 «А» класс 2006 г. выявили, что уровень тревожности соответствует среднему уровню (14,5-15,5 балов), разница между ними существует незначительная. У учеников 9 «А» класса 2006-2007 учебного года уровень эмоциональной тревожности выше. Это объясняется тем, что в этом году с сентября 2006 года у школьников этого класса велась подготовка к областным тестам, контрольным и проверочным работам , что могло повысить общий уровень эмоциональной тревожности.

В обычном классе 9 «В» 2004 г. и 9 «В» 2006 г. - 14,7-14,3 бала и разница между ними незначительная. Сравнивая 9 «А» и «В» классы 2006 г. мы получили, что эмоциональная напряженность в математическом классе 15,5 баллов, а в обычном 14,3. Это связано с высокой школьной нагрузкой в классе с математическим уклоном. Вывод: Уровень школьной нагрузки влияет на уровень эмоциональной тревожности.

В качестве дополнительной информации об эмоциональной напряженности и ее источниках мы проанализировали ряд вопросов из данной методики, сгруппировав их в три группы: взаимоотношения со сверстниками, внутренний конфликт, школьная успешность.

Проблема эмоциональной тревожности тесно связана с тем, как складываются взаимоотношения со сверстниками.

Как показывают экспериментальные данные, тревожные дети могут чувствовать себя в среде сверстников по-разному: от очень комфортного – до крайне неблагоприятного.

Полученные нами результаты говорят о следующем, отчетливо прослеживается влияние общения в классе на уровень тревожности. Психологическая работа с тревожными детьми, углубленный анализ случаев свидетельствует, что тревожность не редко выступает в качестве основного мотива общения, порождая повышенную зависимость от сверстников.

В качестве важнейшего источника тревожности выделяется внутренний конфликт, преимущественно конфликт, связанный с отношением к себе, самооценкой, Я – концепцией. Полученные нами данные говорят о том, что почти у половины школьников прослеживается связь между тревожностью и отношением к себе.

Таким образом, в переживаниях школьников, связанных с отношениями со сверстниками, доминируют чувства незащищенности. Все это дает основание считать, что не столько особенности общения влияют на возникновение и закрепление тревожности, сколько, напротив, тревожность определяет характеристики такого общения.

Влияние тревожности на школьную успешность проявляются общие закономерности влияния тревожности на результативность деятельности. Равнодушная позиция школьников в отношении невыполнения заданий или неудачи на контрольной работе говорит о несформированности мотивов обучения .

Но обращает на себя внимание то, что 78 человек постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной . Это указывает на собственную неумелость некомпетентность, неуверенность и боязнь, что усиливает эмоциональную напряженность.

Все вышесказанное еще раз говорит о том, что школьники не умеют правильно организовать свой распорядок дня . 58 человек согласились с этим, 38 человек ответили, что умеют планировать свои дела, 4 человека ответили – не знаю, 3 – иногда, 3 – не ответили. Вывод: Тревожность не находится в прямой зависимости с успеваемостью. На уровень эмоциональной тревожности оказывают влияние индивидуальные особенности школьников.

Таким образом, наши результаты показали, что использование данной методики не дает дальнейшую качественную обработку полученных результатов по выявлению уровня тревожности подростка.

Исследование продемонстрировало наличие общих категорий-факторов, опосредующих восприятие учащимися других и самих себя.

Результаты исследования подчеркивают значение нескольких моментов: в подростковом возрасте тревожность возникает и закрепляется в качестве устойчивого личностного образования на основе ведущей в этот период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе. Возникновение эмоциональной тревожности связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста. В оценке своих успехов и неудач подростки ориентируются в основном на внешние критерии (окружающих и т.п.).

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)