Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: Стихарева Ирина Владимировна | Добавлено: 2015-03-15

Жизненный путь И.В. Сталина

Сегодня бытует очень много мнений о Сталине. Одни говорят, что Сталин – вождь народа, стратег революции, а другие называют его преступником и убийцей. Одни возвышают его до небес, другие ненавидят всей душой. По словам его политического врага У. Черчилля, только Сталин, приняв страну с сохой, смог передать ее с ядерной бомбой. Несмотря на то, что после смерти Сталина прошло более 50 лет, он все же притягивает к себе исследователей. Мы думаем, что в словах Гефтера «Сталин умер вчера» есть доля истины. Мы постараемся понять, каким он сложился к революции 1917 года, что повлияло на формирование его личности.

Родители

Сталин родился 21 декабря 1879г., хотя это спорный вопрос, существуют сведения, что он родился 18 декабря 1878г., в маленьком грузинском городке Гори в семье бедного сапожника Виссариона Ивановича Джугашвили. Отец Сталина был необразованный, грубый и жестокий человек, который не имел воли и не мог содержать семью вследствие пьянства.

Мать, Екатерина Георгиевна, рыжеволосая, привлекательная и глубоко религиозная женщина, которая была неграмотной подобно своему мужу не говорила по-русски. На жизнь она зарабатывала шитьем и стиркой белья. Времени на воспитание сына у нее не оставалось.

Друг детства Иремашвили с большей настойчивостью говорит о горячей привязанности Иосифа к матери еще и потому, что она была кормилицей семьи и защитницей его от отца. Но тогда все же остается загадкой, почему он не приехал проститься с матерью, когда она умерла, если она была для него так дорога. Думаем, что Сосо (маленький Сталин) не ценил жертвы, на которые шла мать из-за него.

Мать все надежды на будущее сына связывала с его учебными успехами, и это оказало определенное влияние на формирование характера мальчика. Сталин впитал убежденность матери, будто ему суждено стать необыкновенным человеком и многого достичь. Любовь Сталина к матери можно увидеть в письмах, обычно очень коротких (т.к. дореволюционных писем не сохранилось, мы приводим послереволюционное)

Думаем, что незаслуженные и жестокие побои отца сделали мальчика суровым и бессердечным. Отцовское обращение было крайне унизительным для мальчика, но все же дух его не был сломлен. Думаем, что утешение он черпал в любви и поддержке матери.

Родители по-разному представляли себе судьбу сына, однако борьба закончилась в пользу матери, которая отличалась сильной волей и целеустремленностью.

Детство Иосифа проходило в обстановке острой нужды и непрекращающихся семейных скандалов. Вскоре после того, как юный Сосо поступил в духовное училище, отец уехал в Тифлис, где жил бедно, болел и умер. Мы не думаем, что ранняя смерть отца причинила ему огорчение, возможно, даже наоборот, он почувствовал себя свободнее, в какой-то степени он был даже рад его смерти.

Городок Гори

Родной город Сталина – один из старейших городов Грузии. По преданию в 12 веке его основали армяне, искавшие убежища от турок. Он живописно расположен на реке Куре, в 76 километрах от Тифлиса, по Закавказской железной дороге. К приезду отца Сталина – Виссариона Джугашвили в Гори, он представлял собой уже довольно развитый город. К тому времени в нем расселились 6 тысяч смешанного населения, несколько церквей и достаточно много лавок, но внешне город ничем не отличался от деревень. Особенно бросались в глаза бесформенные улицы и далеко разбросанные дома.

Грузия в то время считалась частью Европейской равнины. Она лежала на древних торговых путях из Центральной Азии в Европу. В свое время эта страна была хорошо известна как родина золотого руна и места, где был прикован Прометей.

Даже неграмотные грузинские крестьяне помнили и рассказывали детям, что в далеком прошлом Грузия была могучим и процветающим государством. После нашествий монголов, турок-османов и персов Грузия вошла в состав Российской империи в 19 веке. К началу 20 века процветающая Грузия превратилась в жалкую, бедную провинцию несмотря на богатые природные ресурсы и обширное культурное наследие.

Дом, в котором жили мать и Иосиф, был мало похож на жилье, скорее место для существования .

Детство

Сосо Джугашвили оказался не по годам развитым, способным в учении, энергичным ребенком. Он обладал хорошим голосом, пел в хоре горийской церкви. В детстве Иосиф отлично рисовал. Но ни одно из этих увлечений не получило дальнейшего развития, он не стал ни певцом, ни художником . Но существует одно увлечение, которое он пронес из детства на протяжении всей жизни – это чтение. Книга была единственным и неразлучным другом Сосо. Это объясняет его феноменальную память и многообразие пословиц и поговорок в его речи.

Но не все было так хорошо. Однажды, когда Сосо стоял в толпе на берегу реки, в нее врезался бешено мчавшийся фаэтон, который сбил мальчика с ног. От полученных травм он пришел в себя спустя две недели. Придя в себя, Сосо сказал: «Не бойся, мама, я чувствую себя хорошо». Ввиду несчастья, которое произошло с будущим Сталиным, левый локтевой сустав стал плохо сгибаться, что привело к неподвижности и уменьшению левой руки, что в дальнейшей жизни сыграло немало важную роль.

Иосиф отличался от других детей равнодушием к окружающим, его не трогали радости и печали товарищей. Он не был сторонником всяческих забав, как любой ребенок. Никто никогда не видел его плачущим.

Сосо не любил ходить к людям, живущим зажиточно, несмотря на то, что к нему в дом более богатые товарищи приходили часто. Это объясняет появившуюся ненависть к богатым, когда он был уже взрослым. Возможно, это был своеобразный протест, а может быть просто зависть.

По-моему мнению другом он был только для тех, кто подчинялся его воли

Духовное училище

Восьмилетний Сосо поступил в духовное училище. По словам товарищей мальчик проявил большое рвение в изучении котехизиса и молитв, он обладал хорошей памятью и запоминал уроки со слов учителя, и не нуждался в повторении. Другой товарищ Сталина говорит, что ему никогда не приходилось встречать такого одаренного и способного мальчика.

Иосиф учился отлично – он стал одним из первых учеников училища. Сосо был одним из самых бедных и самых способных. По своему развитию и знаниям он стоял намного выше своих товарищей. Сосо прочитал все, что было в библиотеке училища, в том числе произведения грузинских и русских классиков.

Он добивался поставленных целей за счет настойчивости и замкнутости. Сосо отличался горячей любовью к природе, но сострадания к людям или животным было ему чуждо.

После занятий он всегда спешил домой, где его постоянно видели за книгой, что стало привычкой на многие годы.

В период, когда Сталин учился в училище, царское правительство проводило в Грузии политику русификации, а это означало, что все уроки должны вестись на русском языке, хотя его изучали только как иностранный язык. В ответ на это он страстно заинтересовался грузинской литературой. Более всего юношу привлекали романтические произведения. Одна из книг Александра Казбеги заинтересовала его названием «Отцеубийца» и произвела не него неизгладимое впечатление. Герой книги Коба стал для него богом и смыслом жизни. Он хотел стать новым Кобой, известным правдолюбцем и героем, решив, что дух Кобы должен возродиться в нем. С тех пор на целые двадцать лет, вплоть до того времени, когда он взял себе псевдоним Сталин, юного Джугашвили звали Кобой .

Учитывая прилежание и успехи на вступительных экзаменах, Иосиф был награжден похвальным листом.

В возрасте 16-17 лет он пишет стихи. Одно из них даже вошло тогда в букварь для грузинских детей.

Духовная православная семинария

После успешных вступительных экзаменов в 1894 году он становится студентом духовной православной семинарии в Тифлисе. В семинарии царил строгий режим, напоминавший монастырь. Некоторые даже сравнивают его с тюрьмой. Спертый, затхлый воздух в кельях способствовал заболеванию послушников, и некоторые из них даже умирали от туберкулеза.

Позднее сам Сталин вспоминал атмосферу в семинарии как шпионаж, издевательство и залезание в душу.

Те, кто знал Сталина в Гори как веселого и отзывчивого паренька, заметили значительные перемены, происшедшие с ним через два года после поступления в семинарию. Он стал замкнут, молчалив, предпочитал уединиться с книгой, мгновенно взрывался по любому пустяку.

Инспекторы семинарии неоднократно делали предупреждение в адрес юного Сталина за чтение запрещенных книг. Сталин читал книги Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Н.В.Гоголя, В.Гюго, О.Бальзака, помимо художественной литературы он изучал научные произведения: «Происхождение человека и половой отбор» Дарвина, «Сущность христианства» Фейербаха, «Этику» Спинозы, «Основы химии» Менделеева…

Сталин упорно занимался, чтобы достичь необходимых знаний по дисциплинам, включавших помимо церковно-славянского языка и Закона Божьего, латинский и греческий языки, русскую литературу и историю. Одним из важных результатов образования стало то, что у Сталина развилась феноменальная память – свойство, впоследствии сыгравшее немаловажную роль в его жизни.

Духовное образование оставило на нем след на всю жизнь. В своих выступлениях он любил делать риторические повторы, а иногда умел находить сильные ораторские приемы, что присуще церковной речи.

Неудивительно, что все это привело к зарождению в среде семинаристов сильных антирелигиозных настроений. Конкретная причина исключения Сталина из семинарии неизвестна, но мы думаем, что это неявка на экзамен.

Много лет спустя, Сталин спросил маршала Василевского, бывшего семинариста: «Вам что-нибудь дало духовное образование?», и сам же ответил на вопрос: «Главное, чему могут научить попы – это понимать людей».

Думаем, что именно семинария сыграла огромную роль в дальнейшей жизни Иосифа.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)