Зачем нужна мотивация
Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросами «К чему стремится этот человек? Насколько сильно он к этому стремиться?» Ответить на все эти вопросы помогает знание о таком понятии, как «мотивация».
Первое понимание мотивации – как совокупность факторов, определяющих поведение. Сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремление, ценности. Это так называемое мотивационно-потребностная сфера личности. Второе понимание мотивации – как процесса, который стимулирует поведение человека и поддерживает его на определённом уровне.
Теперь рассмотрим частный случай мотивации – учебная мотивация.
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, -она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность, во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, субъективными особенностями школьника (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т.д.);в-четвёртых, - субъективными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны , сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Второй уровень - хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвёртый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности.
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.
Среди причин нарушения школьной мотивации можно выделить следующие:
- У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечётко сформировано чувство будущего.
- Отношение ученика к учителю.
- Отношение учителя к ученику.
- У девочек 7 – 8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
- Личная значимость предмета.
- Умственное развитие ученика.
- Продуктивность учебной деятельности.
- Непонимание цели учения.
Комментарии