Дом  ->  Все для праздника  | Автор: Даниловцева Тамара Алексеевна | Добавлено: 2015-02-27

Свадебные обряды в Сибири

Широкое распространение семейно-обрядовой поэзии говорит о том, какое огромное значение в древности имела семья не только как экономическая, но и как духовная, нравственная величина. Если героями календарно-обрядовой поэзии являются обожествлённые силы природы, то герой семейных обрядов – реальный человек. Обряды сопутствовали всем важнейшим событиям человеческой жизни – рождению, вступлению в брак и смерти.

Свадебные обряды являются самыми распространенными и значительными во всей народной обрядности и по их разработанности, и по их продолжительности. Например, в северных районах России они занимали от двух до трех недель. В различных местностях в свадебных обрядах есть свои, местные, детали и обычаи, но в основном свадебный обряд имеет общий характер и состоит из основных этапов, каковыми являются: сватовство, сговор, девишник, день свадьбы и послесвадебные обряды.

Тема свадебных обрядов заинтересовала меня. И я решила в обыденной жизни найти тому подтверждение.

У моей бабушки, проживающей в городе Черемхово Иркутской области, есть тётя со стороны отца, она и поведала мне о свадебных обрядах, которые существовали в их деревне в 20-30-х г.г. ХХ века. Варакина Анна Прокофьевна родилась 27 марта 1921 года в селе Буреть Усольского района. Свадьба самой Анны Прокофьевны состоялась в сентябре 1939 года. О ней она вспоминала с улыбкой. В то время в селе прочно укоренялись советские обычаи. Расписывались в сельсовете. Отгуляли вечером в доме мужа. Вот и вся свадьба.

Подробнее она рассказала о свадьбе своей старшей сестры Аграфены. Была она девятилетней девочкой, но помнит все хорошо.

Грушу сосватали еще осенью. На сватанье жених сам приходил с родителями. Парень привел отца, старшего брата и зятя. Сосватали сестру по воле отца.

На другой день после сватанья устроили «запой». На нем родители жениха и невесты договорились о сроке свадьбы. Илларион (жених) внес предсвадебный взнос.

Анна Прокофьевна вспоминает, как Груша со взрослыми девушками и теми, кто помладше, ходили к Иллариону «считать колышки». Это означало – смотреть хозяйство жениха. Молодых усадили за стол, а нам, девчонкам, подарили цветные ленточки. Затем были «сводушки» - это невеста звала к себе девушек и родных жениха. Снова было застолье.

Свадьба состоялась после Пасхи. С вечера стали съезжаться гости. Было шумно и весело. Много шутили.

Утром девушки заплели Груне косу и у дружков жениха выкупали за подарки. После получили благословление родителей и поехали в церковь. Родители жениха были зажиточными и хотели, чтобы было все по-старому. Нас, детей, в церковь не брали. Мы с дядей поехали в дом жениха и повезли вещи Груши.

Когда молодые приехали, то их тоже встречали родители жениха с хлебом и солью. Раньше много не пили, но отец невесты должен быть выпить стопочку. Это означало, что он будет дружен со сватом и сватьей (родителями жениха).

Помню, как Груше расплетали ее черную косу, и заплетали две косы. Груша сильно плакала, плакали и бабки-соседки. Потом мне объяснили смысл этого обычая. После этого прошли в дом и гуляли до утра. Второй день свадьбы считался отводинами. В этот день дарила подарки за каравай, то есть выкупали свадебный хлеб. Груша как молодая жена всех гостей обходила и угощала стопочкой и блином.Еще Анна Прокофьевна вспоминает, как гости били черепки и Груша должна была их собрать. Как она это сделает, судили о том, какая она хозяйка. После ходили по домам и догуливали. А вечером устраивали разъезжую, т.е. все гости с других деревень отправлялись по домам. Вот так гуляли свадьбу.

Рассказ бабы Ани был очень ярким, впечатляющими я узнала много нового того, чего не было в прочитанных мною книгах.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)