Справки  ->  Словари  | Автор: Колодкина Лариса Георгиевна | Добавлено: 2015-03-16

История происхождения выражения «русская тройка»

Русское слово «тройка» уже давно вошло в арсенал многих языков как этнографическая примета русского быта в значении «упряжка, запряжённая тремя лошадьми». Вообще, понятие тройки в русском языке не такое уж и старое, оно сложилось, скорее всего, в ХVIII в. Ранее были известны одноконные (повозка с одним конём), двуконные (повозка с двумя лошадьми). В двуконные парные упряжки запрягали лошадей и гуськом (одна за другой). Были повозки и с тремя лошадьми, но без специальной упряжки. Количество лошадей в ХVIII в. регулировалось сословными рамками и предписаниями. Что же нового внесли русские в езду на трёх лошадях? А вот что: к кореннику (коренной, ведущей лошади) стали припрягать слева и справа пристяжных лошадей, но уже с упряжью. Основным отличием русской троечной упряжки являлось то, что более сильный и тяжёлый коренник бежал рысью, а более лёгкие пристяжные скакали размеренным галопом, красиво, изогнув головы в сторону и вниз. Так сложилось понятие «русская тройка». Вначале тройки были почтовые, несколько позже появились и «частные». Обычно на дугу такой упряжки «водружался» бронзовый колокольчик, представляющий собой копию церковного колокола, традиционно любимого и почитаемого в народе. Родоначальником промысла по изготовлению почтовых колокольчиков стал город Валдай Новгородской губернии, который располагался в середине главного почтового тракта между двумя столицами: Санкт - Петербургом и Москвой. Именно по названию города колокольчики с чистым, радостным, весёлым звоном часто называли валдайскими.

В языке фраза «русская тройка» обросла многочисленными эпитетами (бойкая необгонимая тройка, тройка борзая и мн.др.), предикатными конструкциями (заложить тройку по-русски, ехать на тройке по-русски; тройка мчится, тройка скачет, тройка несется, тройка плетется и др.), перифразами (по всем по трём, что значило «ударить кнутом по всем трём лошадям сразу»; очевидно, этот фразеологизм вычленился из поговорки ямщиков: По всем по трём, коренной не тронь, а кроме коренной нет ни одной). В образе русской тройки доминирует идея быстроты, простора, свободы и удали.

Расширение сферы употребления слова «тройка»

Искусство лаковой миниатюры известно в России несколько веков. На шкатулках изображены пейзажи, герои сказок и, конечно, тройка лихих коней. Без резвой тройки раньше нельзя было представить себе ни один праздник.

Русские художники тоже изображали на своих полотнах тройку. Например, В. Г. Перов назвал одну из своих картин «Тройка» (1866г.)

Мы привыкли к песням о резвой тройке, а на этой картине изображена тройка измученных детей. Сколько боли и горечи в этом названии! Зимние сумерки. Вьюга. Два мальчика и девочка запряглись в сани и с трудом тянут по городской улице огромную обледеневшую бочку с водой. Дети выбились из сил. Резкий ветер продул насквозь их драную одежду. Какой-то добрый человек помогает им втащить сани на пригорок. В музыкальных произведениях также создан образ тройки. П. И. Чайковский назвал одну из своих миниатюр из цикла «Времена года» «Ноябрь. На тройке». Во многих миниатюрах цикла можно уловить звон колокольчиков удаляющейся тройки. Это помогает композитору раскрыть перед слушателями правдиво и поэтично нарисованные картины природы и народного быта. Композитор охватил круговорот сменяющих друг друга картин природы и человеческой жизни и воплотил это с мудрой и гениальной простотой в своих миниатюрах. В песнях русская тройка занимает далеко не последнее место. С ней были связаны важные события в жизни людей: сватовство, свадьба, масленица и др. В них выражена широкая русская душа: щедрая, богатая, неуёмная, страдающая и т.д. Ехали на тройке с бубенцами….(«Дорогой длинною, сл. К.Подревского»).

Изображение «тройки» в произведениях русской литературы

В стихотворении Николая Алексеевича Некрасова «Тройка » - образ бешеной тройки, несущейся мимо, олицетворяющей беспечную жизнь её хозяина. Некрасов видит две жизненные дороги, открывающиеся перед красавицей – крестьянской девушкой: «лёгкий путь» эксплуатации её красоты и прямой торговли ею и «тяжёлый», где нет ничего, кроме работы «чёрной и трудной». В скачке бешеной тройки и хмельном угаре ямщика угадываются мотивы будущего «страшного мира», о котором напишет А.Блок. Поэтому и звучат риторически некрасовские слова:

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» заканчивается торжественным аккордом- обращением к душе русского народа, любящего быстрое движение вперёд, езду на летящей птице- тройке. Привычный Гоголю символ дороги и движения вперед, теперь обращённый ко всему народу, ко всей Руси, стал выражением любви писателя к родине, чувство гордости за неё:

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?... Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?

Гоголю неясны пути дальнейшего развития своей родины. Но в одном автор был убеждён: в будущем величии русского народа. Поэтому и стала птица- тройка в поэме писателя символом России в поэме писателя.

Использование слова «тройка» в качестве политического термина

В русском языке 20-х годов ХХ в. появилось новое употребление слова, мотивированное социально-политическими событиями. В формирующейся советской армии с середины 1918г. стали создаваться военно-судебные структуры: полевые суды, чрезвычайные тройки, военно-полевые сессии (по аналогии с реалиями и терминологией Великой французской революции 1789г., на которую ориентировались большевики).

Идея троек, применённая и апробированная в армии, нашла реализацию и в оперативном управлении экономикой в кризисные моменты. Например, в августе 1918г. была сформирована так называемая «диктаторская тройка» для управления лесным хозяйством. Она не была стеснена никакими законными нормами, правилами; полагали, что достаточно наделить одну центральную инстанцию широкими полномочиями, и она будет в силах привести лесное хозяйство в порядок. Такие же единицы появились и в других отраслях народного хозяйства. Тройки зачастую выполняли те функции, которые были свойственны судам. Существовала даже иерархия применения санкций к простым гражданам и к партийным работникам.

Однако в таком употреблении значение не отложилось в качестве самостоятельного, независимого, абсолютивного, так как всегда требовалось уточнение-существительное в форме родительного падежа: тройка студентов, тройка мальчишек и т.п. В словаре В.И. Даля употребление слова «тройка» также не отмечено. Значит, пушкинский пример еще нельзя признать общераспространенным.

Отмеченного ранее социально-политического значения у слова «тройка» не наблюдалось и во время Февральской революции. Как партийно-жаргонное оно появилось несколько позже, после Октябрьской революции. Эквивалентом слова «тройка» в политическом лексиконе можно считать слово «триумвират». Идея триумвирата также не нова. Это понятие сложилось еще в античности: 1-й триумвират (союз трёх мужей) был заключен между Крассом, Помпеем и Цезарем как частное соглашение, однако уже 2-й триумвират (Антоний, Лепид, Октивиан) был законодательно оформлен. Мысль о триумвирате после падения Римской империи не умерла, а спустя длительное время возродилась в эпоху Французской буржуазной революции, поэтому и идея триумвирата буквально витала в воздухе и сразу же всплыла, когда власть фактически сосредоточилась в руках «трёх». Однако вместо книжного и мало понятного большинству слова «триумвират» сначала в партийных кругах как жаргонное обозначение, а затем и в общем употреблении стал популярным и ясным по внутренней форме термин «тройка».

Тройки как один из важнейших инструментов управления фактически всеми сферами жизни в России стали быстро известны и на Западе. В 1921г. в Париже вышла книга «Русский апокалипсис», где впервые упоминается слово «тройка» в новом, трансформированном, политическом значении «группа из трёх ведущих политиков-революционеров».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)