Справки  ->  Словари  | Автор: Лидия Власова | Добавлено: 2014-11-03

Что такое диалог

Термин «диалог» происходит от греческого dialogos, что значит «беседа» - «разговор между двумя или более лицами в драме или прозаическом произведении» («Литературная энциклопедия терминов и понятий» под ред. А.Н. Николюкина, М., 2003. – с. 226).

Проблема диалога (как речевой формы высказывания; диалогической и монологической речи в произведении; прямой речи персонажей, речевого общения) в течение многих лет активно и плодотворно рассматривалась в трудах психологов (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия и др.), психолингвистов (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, А.А. Залевская и др.), лингвистов (В.В. Виноградов, Н.И. Жинкин, Л.А. Новиков и др.), литературоведов (М.М. Бахтин, А.Г. Бочаров, В.В. Кожинов, Л.Я. Гинзбург, Л.П. Гроссман, Ю.М. Лотман, В.В. Одинцов, В.Е. Хализев, Е.Г. Эткинд и др.).

Рассмотрим основные подходы к осмыслению понятия «диалога» и его роли в художественной литературе.

В.Е. Хализев отмечает, что «диалог (как и монолог) – наиболее специфическое звено словесно-художественной образности. Он является своего рода связующим звеном между миром произведения и его речевой тканью. Рассматриваемый как акт поведения и как средоточие мысли, чувства, воли персонажа, диалог принадлежит предметному слою произведения; взятые же со стороны словесной ткани, составляют феномен художественной речи» (Хализев В.Е. Говорящий человек. Диалог и монолог // Теория литературы. М.: «Высшая школа», 2002. – с. 231).

В.В. Одинцов считает, что диалог противоречив: с одной стороны, диалог – самостоятельная, замкнутая структура, с другой, - он не самостоятелен, входит в повествование и обусловливается им. В одной из своих работ исследователь пишет: «Важно вскрыть основной структурный стержень диалога, но гораздо важнее осознать обусловленность его общим коипозиционно-стилистическим принципом. Строение диалога во многом определяется строением авторского повествования» (Одинцов В. В. О языке художественной прозы. М., 1973. – с. 61).

Литературовед Л. Гинзбург отмечает: «Литература всегда имела дело с конфликтами человека, с отношениями между людьми. Поэтому соотнося прямую речь персонажей с подлинной устной речью, мы сталкиваемся прежде всего с проблемами диалога» (Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979, с. 152).

Диалог – невероятно трудная форма литературной речи. Как неоднократно отмечали лингвисты, диалогическая речь первична по отношению к монологической и составляет своего рода центр речевой деятельности: «Мы разговариваем с собеседниками, которые нам отвечают, - такова человеческая деятельность» (Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. – с. 101). Отсюда – ответственная роль диалогов в художественной литературе. В драматических произведениях они доминируют безусловно. Взаимоотношения персонажей вне их диалогов не могут быть выявлены сколько-нибудь конкретно и ясно.

Таким образом, мы рассмотрели основные подходы к «диалогу» с психологических, литературоведческих и лингвистических позиций. На основании этого следует сделать следующие выводы:

Термин «диалог» многозначен. Это и композиционно-речевая форма жизненного высказывания (разговор двух или нескольких лиц), и всякое речевое общение, и речевой жанр (диалог бытовой, педагогический, познавательный), и вторичный жанр – диалог философский, риторический, художественный; и конститутивная черта определённого типа романа (полифонического); и жизненно-философско-эстетическая позиция; и формообразующий принцип духа. Характерными признаками диалогической речи являются коммуникативность (наличие партнера, место говорение и слушание, ситуация), ориентированность (взаимность) и квантификативность (двунаправленная речь).

Анализ диалогических контекстов художественного произведения помогает раскрыть характер героя и понять идею произведения в целом. Диалог литературных персонажей (их речевое общение) служит передаче знаний, убеждению, обучению и побуждению людей к действию, следовательно, его анализ имеет познавательное и воспитательное значение, т.к. позволяет читателю получить в готовом виде социальный опыт коммуникативного поведения человека, запечатлённого в художественном произведении, и через это познание – познать самого себя и в результате корректировать своё поведение в процессе общения.

Необходимо отметить, что диалоги играют важную роль в художественном произведении, потому что в них писатель может дополнить изображение характера или миропонимания данного лица, или высказать его устами свое, авторское мнение, или изобразить среду и нравы, или подтолкнуть развитие событий. Следовательно, диалог – это своего рода фокус, где преломляются все пласты и процессы, из которых слагается литературный герой: его социальная природа, его свойства и душевные состояния, управляющие его поведением, ценности и цели.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)