Культура  ->  Музыка  | Автор: Воронцова Л.В. | Добавлено: 2015-02-18

История музыки Германии и Австрии

Немецкая музыкальная культура зародилась в глубоком средневековье. Она состояла из двух направлений: народного музыкального фольклора и церковного пения. В творчестве бродячих музыкантов – вагантов и шпильманов смешивались традиции грегорианского хорала и народных мелодий. В 12 – 14 веках в рыцарских замках царило искусство миннезингеров, тесно связанное с поэзией. В создании светской музыки участвовали и городские музыканты – мейстерзингеры. Среди них Вальтер фон дер Фогельвейде и Вольфраам фон Эшенбах – герои оперы Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».

Движение Реформации содействовало распространению хоровой музыки. Руководитель Реформации Мартин Лютер считал музыку могучим фактором воздействия на верующих. Он содействовал организации певческих школ, переводил латинские и церковные тексты на немецкий язык, сочинял тексты и мелодии хоралов.

С 15 века на развитие немецкой музыки оказывал влияние полифонический стиль нидерландской школы. Её выдающиеся представители – композиторы: Орландо Лассо, Йоханнес Окегем работали в это время при дворах немецких князей.

В 16 веке в развитии немецкой музыкальной культуры наблюдался некоторый застой, связанный с сильным влиянием итальянского и французского искусства. Одним из наиболее известных немецких композиторов этого времени был Генрих Шютц, создававший преимущественно церковную музыку: кантаты, пассионы, духовные концерты.

Основой немецкого музыкального искусства 17 – середины 18 века была церковная музыка: кантаты, пассионы, органные произведения. Как правило, руководителями музыкальной жизни немецкого города были органисты крупнейших церквей.

Наивысшего рассвета органные и ораториальные жанры достигли в творчестве И.С.Баха, предопределившего пути развития европейской музыки 19 – 20веков.

Расцвет деятельности великого немецкого композитора Георга Фридриха Генделя также пришёлся на первую половину 18 века. В 18 веке складываются новые формы музыкальной жизни. В различных городах Германии создаются светские хоровые и инструментальные капеллы, музыкальные общества. С 1781 года в Лейпциге в концертном зале «Гевандгауз» проводятся регулярные публичные концерты. При дворе прусского короля Фридриха II, который и сам был музыкантом – любителем, собираются крупнейшие немецкие композиторы того времени.

В середине 18 века появляется зингшпиль – немецкая комическая опера, с танцами и разговорным текстом. Тогда же композиторами мангеймской школы окончательно формируется жанр классической симфонии.

На развитие немецкой инструментальной и симфонической музыки 19 века мощное влияние оказало творчество Людвига ван Бетховена. Его музыка, открывшая дорогу романтизму, тесно связана с идеями немецкой классической литературы и философии. Основная тема произведений Бетховена – борьба против деспотизма и тирании, оптимистическое разрешение сложных трагедийных конфликтов.

В начале 19 века начинается эпоха романтизма: время расцвета вокального и оперного искусства. Немецкие романтические оперы «Ундина» Эрнеста Теодора Гофмана, и «Вольный стрелок» Карла Марии Вебера были восторженно приняты в Германии.

В области симфонической музыки выдающееся место занимает творчество Феликса Мендельсона. Мендельсон, кроме того, основал в Лейпциге первую в Германии консерваторию. Вслед за Лейпцигом, консерватории открылись в Кёльне, Штутгарте, Франкфурте, Берлине.

Вершиной немецкой инструментальной и вокальной музыки 30 – 40 годов 19 века стало творчество Роберта Шумана, выражающее мечты и стремления его современников.

Подъём духовной жизни Германии нашёл своё выражение в деятельности Рихарда Вагнера. Обратившись к народному эпосу и мифологии, Вагнер создал свои фундаментальные произведения: оперную тетралогию «Кольцо нибелунга», оперы «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин». В1876 году в Байрейте был открыт вагнеровский оперный театр и стали проводиться вагнеровские фестивали.

Антиподом Вагнера в области симфонического творчества был Иоганнес Брамс, крупнейший немецкий симфонист – романтик второй половины 19 века.

В конце 19 начале 20 века в немецкой музыкальной культуре еще были сильны традиции Вагнера и Брамса. Тем не менее, это время отмечено исканиями новых путей. В музыке переплетаются течения неоклассицизма, экспрессионизма и неоромантизма. Нередко признаки всех этих влияний можно проследить в творчестве одного и того же композитора. К самым талантливым композиторам этого периода относятся Рихард Штраус, Макс Регер, Пауль Хиндемит.

В 20 – 30 годы двадцатого столетия в музыкальной культуре Германии наступает расцвет исполнительского искусства. В многочисленных концертных залах и оперных театрах выступают крупнейшие певцы, инструменталисты, дирижёры: Бруно Вальтер, Вильгельм Фуртвенглер, Отто Клемперер, пианисты Вальтер Гизекинг, Артур Шнабель.

Но в годы фашизма многие выдающиеся музыканты и композиторы вынуждены были покинуть Германию.

Сейчас в Германии работают: оркестр Баварского радио, оркестр Берлинской филармонии, Гамбургская опера, Берлинская опера, Дрезденская Штатскапелла и другие коллективы.

Гордостью немецкого искусства стали дирижёры: Герберт фон Караян, Карлос Клайбер, Рафаэль Кубелик, певцы: Дитрих Фишер-Дискау, Элизабет Шварцкопф, пианист Вильгельм Кемпф и другие.

История музыки Австрии

Австрийская музыка развивалась в тесном взаимодействии с культурами соседних народов: славян и венгров. Носителями традиций австро-немецкой культуры издревле были странствующие музыканты – шпильманы и ваганты, важнейшими центрами музыкальной культуры – монастыри, где развивались традиции духовной музыки и музыкального образования.

С 12 – 13 веков при дворах тирольских и штирийских вельмож развивалась светская культура, а также рыцарское искусство миннезингеров.

В эпоху Возрождения здесь возникают многочисленные хоровые и инструментальные капеллы.

В 15 – 16 веках центры музыкальной культуры перемещаются в города.

В 1620 году в Вене открывается первый общедоступный театр, где ставятся музыкально – драматические произведения – кайзершпили.

Испытав, как и другие страны, влияние итальянской музыки, австрийская музыкальная культура постепенно обретает свою самобытность и к середине 18 века превращается в одну из самых значительных в Европе. Вена становится крупнейшим европейским центром музыкальной жизни. Здесь открываются Кертнертертеатр, Бургертеатр, общество музыкантов профессионалов, общество любительских концертов.

Во второй половине 18 века сформировалась Венская классическая школа, к которой принадлежали Гайдн, Моцарт, Бетховен. Их деятельность, синтезирующая достижения не только австрийской, но и европейской музыки, охватывала все существующие жанры и стили. Венская классическая школа определила дальнейшие пути развития европейской музыкальной культуры.

Начало 19 века в европейской музыке знаменуется переходом от классицизма к романтизму. Выдающимся выразителем этого нового направления в Австрии стал Франц Шуберт. Он создал новые песенные жанры, основанные на венской народной песне.

Венские танцевальные капеллы способствовали возникновению венского вальса, который в последствии приобрёл черты самостоятельного жанра. Его создателями считаются композиторы Йозеф Ланнер и семейство Штраусов.

Вторая половина 19 века ознаменовалась расцветом венской оперетты. Авторами классических оперетт были Иоганн Штраус – сын, Франц Зуппе, Карл Миллёкер.

В начале 20 века в Австрии возникла новая венская школа, оказавшая влияние на ряд течений современного музыкального искусства. Её представители – Арнольд Шёнберг, Антон Веберн, Альбан Берг – внесли большой вклад в развитие экспрессионизма о тональности, серийной и додекафонной техники.

Приемником классических традиций был немецкий композитор Иоганнес Брамс, работавший в Вене, крупнейшие австрийские симфонисты конца 19 века – Антон Брукнер и Густав Малер.

Австрия всегда славилась высочайшей исполнительской культурой. В первой половине 20 века прославились пианисты: Теодор Лешетицкий, Леопольд Годовский и Эмиль Зауэр; скрипач Фриц Крейслер; дирижёры: Густав Малер, Рихард Штраус, Эрнст Краузе.

После второй мировой войны в Вене работали дирижёры: Герберт фон Караян, Карл Бём, Лорин Маазель; певцы: Элизабет Шварцкопф, Криста Людвиг и многие другие.

В Австрии действуют многочисленные музыкальные коллективы, среди которых выделяются Венская Государственная опера, Венский филармонический оркестр, Народная опера, Общество друзей музыки, Моцартеум. На родине Моцарта, в Зальцбурге, регулярно проводятся фестивали, имеющие большое значение в музыкальной жизни Австрии.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)