Культура  ->  Музыка  | Автор: Людмила Довгань | Добавлено: 2014-11-04

Как появились первые духовые инструменты

Первые свистковые инструменты

Говорят, что изобретателями самых первых музыкальных инструментов были дети. Да, да. Обратили ли вы внимание на то, что исполнение музыки, музицирование называется игрой. Играют на скрипке, играют на рояле, играют на баяне и на балалайке. Даже про самый большой оркестр, в котором сидят взрослые музыканты, говорят: «оркестр играет».Кто знает может это потому, что с игры, с игрушек начались музыкальные инструменты.

Вот древний охотник делает дырочки в высушенной звериной или птичьей косточке, чтобы нанизать их на стебель растения или жилку. Получается ожерелье. Такое ожерелье не только украшение. Ведь у хорошего охотника -большое ожерелье, а у плохого несколько косточек болтается. Сразу видно, кто более ловок и смел. Для охотника такое ожерелье-знак отличия, а для его малолетнего сына - игрушка. Сунул первобытный ребёнок косточку в рот, подул в неё - и раздался свист. Это был первый звук будущей свирели.

А кто из мальчишек не бросал камешки на дальность, соревнуясь в силе и ловкости. И уж, наверное, мальчишки заметили, что быстро летящий камень рассекает воздух со свистом. Ну а если такой камень с острыми краями привязать к верёвке или длинной палке и быстро вертеть над головой? Он будет свистеть, как чуринга в руках первобытного колдуна. А если вместо камня взять деревянную пластинку с отверстиями, то воздух будет в этих дырочках высвистывать настоящие рулады. Это и есть чуринга- древний музыкальный инструмент.

Чтобы объяснить непонятное, люди придумывали всемогущих богов, злых и добрых духов и при писывали им всё, что казалось им самым чудесным и не объяснимым.

Музыка тоже казалась им чудом. И про появление музыкальных инструментов было выдумано множество легенд и мифов. Но легенда-это вымысел, в глубине которого всегда спрятана правда.

Посмотрите на изображение странного существа - получеловека-полу зверя [репродукция с картины М. Врубеля "Пан"]. И посмотрите, что же в руках у фантастического лесного божества?

Мы видим ряд трубок различной величины, подобранных по росту и скреплённых между собой. Это музыкальный инструмент. Похожие музыкальные трубки есть почти у всех народов мира. У греков такой музыкальный инструмент называется сиринкс или сиринга, у русских - кугиклы, у литовцев - скудучяй, у грузин - соинари. Но самое главное его, название - флейта Пана.

Легенда о возникновении флейты пана

Существует легенда о возникновении флейты. Однажды лесной бог Пан, встретив нимфу по имени Сиринга, был очарован её красотой. Взглянув на уродливого Пана, козлоногого, с рогами и длинной бородой, нимфа испугалась и обратилась в бегство. Добежав до реки, нимфа стала просить речного бога спасти её. Он внял мольбам и тотчас превратил её в тростник. Пытаясь в этот момент обнять Сирингу, Пан увидел в своих руках вместо неё тростник. Загрустил Пан, срезал несколько тростинок разной длины, скрепил их и заиграл на этом инструменте, который с тех пор зовётся "сирингой" или "флейтой Пана".

Вот такая легенда. Ей четыре тысячи лет. Мы знаем, что в каждой легенде есть какая-то правда. Какая же правда в этой легенде? Люди дума ли, что правда здесь - только свирель. Бородатый Пан - это, разумеется выдумка. А вот свирель из тростника - она ведь существует на самом деле. И ещё одна правда в этой легенде. Она родилась в древней Греции, значит, и свирель эту изобрели, конечно же, древние греки.

Но вот как-то раз учёные-археологи копали в степях за Волгой курган. Курганами называются древние могилы. Раскопав один из таких курганов, они обнаружили в нём восемь костяных трубочек, словно выстроившихся по росту и с ровненькими срезами.

Это была свирель, похожая на ту, о которой идёт речь в старой легенде. Но учёные очень удивились, что курган, в котором ее нашли, находится далеко от страны греков. Может быть, эту флейту завезли в далёкие края торговые люди или путешественники?

Нет, учёные высчитали, что кургану тому пять тысяч лет. Он на тысячу лет старше легенды, сочинённой древними греками. Значит, флейта попала в курган задолго до того, как про неё узнали греки. И родилась флейта намного раньше древней легенды и далеко от древнегреческой земли [А. Клёнов «Там, где музыка живет»].

Вот и выявилась в старой легенде новая правда. Правда о том, что родина одного из самых древних музыкальных инструментов не далёкая Греция, а приволжская степь. Так из легенд, древних рисунков и рукописей, археологических раскопок мы узнаем, как начиналась музыка, для чего она была нужна людям, какой она была.

Поперечная и продольная разновидности флейты

А как сложилась судьба флейты с отверстиями? Тут придется хорошенько разобраться. Во-первых, какой флейты поперечной или продольной?

Поперечная - это та, у которой отверстие для вдувания воздуха находится в одном ряду с отверстиями для пальцев. Её держат поперёк лица, несколько набок. Современный симфонический оркестр в своём составе имеет тоже поперечную флейту, только очень совершенную.

А продольная флейта - это нечто другое. У башкир это "курай", у узбеков -"най"(не путайте о молдавским),у белорусов - "дудка", "флуэр" - у молдован, "сопилка" - у украинцев, "саламури" - у грузин, "свирель" - у русских. Можно ещё перечислять названия продольных флейт многих народов мира. Но для того, чтобы понять, чем их устройство принципиально отличается от поперечных, вспомним всем известную русскую народную песню "Во поле берёза стояла", то место, где в ней поётся:

Песне этой не одна сотня лет, но исследователи фольклора относят её к не очень древним. Однако слова ее невольно возвращают нас к временам языческой Руси, когда по весне водили хороводы, приветствуя бога солнца Ярилу. Тогда, видимо, и были срезаны эти пруточки.

Вы, конечно, знаете как устроен обыкновенный свисток. Такую же клювовидную форму принимает и отверстие свирели. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады - Лель. Он тоже делал себе весной свирель из прутиков берёзы.

Что внушило человеку мысль дать голос тростинке? Ветер ли, что нежно колыхал заросли тростника или беззаботное пение лесных птиц?

Ведь и сейчас композиторы, когда хотят изобразить в музыке пение птиц, прибегают чаще всего к флейте. Так поёт соловей в "Пасторальной симфонии" Бетховена и чёрный скворец в произведении французского композитора Мессиана. и весёлая птичка из симфонической сказки Прокофьева "Петя и волк".

Но флейта умеет петь не только весело и беззаботно. Она может петь нежно и сильно, мягко и серебристо, как в чарующей мелодии из оперы Глюка "Орфей"...

Флейта может звучать как человеческий голос, недаром её звук сравнивают с колоратурным сопрано. Ведь и само название инструмента не случайно происходит от латинского слова «flatus», обозначающего дуновение.

Но не сразу звук флейты стал таким нежным, серебристым, и тембр её не всегда был таким чистым и мягким. Не сразу её звучание приобрело ту яркость и блеск, которые позволяют ей соревноваться с целым оркестром.

Испокон веков флейта была пастушеским инструментом, её звуками пастухи созывали свои стада.

У исконных обитателей Америки мы также встретим флейту, тростниковую и даже каменную. О флейте у индейцев повествует нам

Интересно, что знакомство Васко де Гама с африканцами началось с флейт. Когда мореходы впервые спустились на африканский берег они увидели около двухсот людей, которые играли на флейтах. Одни из них производили высокие звуки, другие - более низкие, но, по словам путешественника-европейца, "вместе образовывалась гармония довольно приятная". Вот как удивила флейта первых европейцев в Африке.

С незапамятных времён бытует флейта и в Индии. Её называют здесь ванша, и уже в древних трактатах мы находим множество упоминаний о ванше, о приёмах игры на ней.

С поперечной флейтой в руках изображался бог Кришна, и когда он играл на ванше, "даже коровы, птицы, деревья и дикие животные содрогались от восторга".

В древней Элладе распространена была многоствольная флейта, флейта Пана или сиринга. Вот как описывает древнегреческий автор этот инструмент: "Си-ринга состоит из нескольких трубок, каждая трубка - это тростник. Самый высокий тростник издаёт самый высокий звук, а самый короткий звучит ниже всех. Так же, как под пальцами Афины заливается флейта, так в устах Пана поэт сиринга.

Флейтисты в Древней Греции и Риме пользовались особым почётом. Упоминания о знаменитых флейтистах встречаются у многих античных авторов. Так, рассказывают, что "жил когда-то флейтист по имени Антигенид, сладостен был каждый звук в игре этого музыканта, все лады были знакомы ему, он мог воссоздать для тебя, по твоему выбору, и простоту эолийского лада, и богатство ионийского, и грусть лидийского".

Высоко ценили флейтистов и просвещённые люди средневековья и Возрождения. И это несмотря на то, что церковь часто преследовала музыкантов, предавала их искусство анафеме.

Флейты в средневековом городе звучат повсюду - на площадях и шумных улицах, во время празднеств и торжественных шествий, с флейтой не расстаются бродячие скоморохи-жонглёры, без неё не обходится народное веселье. Не редкость флейта и в руках чинного придворного музыканта.

Играли в те времена на продольной флейте. Звук её мягче в сравнении с современной, более нежен, но зато он менее характерен и ярок, и сила его звучания, также значительно уступает поперечной флейте. Продольная флейта сохранялась ещё очень долго, лишь постепенно её начала сменять поперечная, пришедшая в Европу из Азии [Альманах для школьников. «Музыка и ты», вып.8, 1989].

В 17-18 веках флейта занимает своё место в оркестре и становится концертным инструментом. Исполнительские возможности инструмента уже так велики, что флейте подвластны самые разнообразные краски: и тихая меланхолическая грусть, и весёлое щебетанье, и передача самых глубоких, сокровенных переживаний человека. В медленной части концерта Перголези флейта звучит кристально чисто. Звук её струится, как прозрачный тихий ручеёк, перед нами словно возникает идиллически-пасторальная картина. А в концерте Вивальди "Ночь" флейта - певица ночи, фантастических сновидений, глубоких и порой мрачных переживаний.

Флейта в 18- начале 19 века заняла прочное место в камерной музыке, с участием этого инструмента пишут ансамбли Бах, Гендель, Телеман, Моцарт, Гайдн.

В 18 - начале 19 века флейта проникла и в русскую музыку. Глинка в прозрачных звуках инструмента услышал восточную негу, чарующую томность и использовал флейту в "Персидском хоре" в опере "Руслан и Людмила".

Иные возможности почувствовал в инструменте Римский-Корсаков. Он считал, что тембр у флейты холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного характера, что трудно найти инструмент для лучшего выражения сказочной завороженности, хрупкости, призрачности. И поручил флейте тему холодной снежной красавицы Снегурочки.

Часто использовали русские композиторы прошлого века флейту и в камерных произведениях. И это не случайно, потому что многие из них сами владели этим популярным инструментом, который в ту пору в быту был очень популярен и распространён. Глинка, например, играл на флейте в оркестре своего дяди, Бородин и Чайковский также владели флейтой. Один из самых любопытных примеров использования флейты как камерного инструмента - Квартет Алябьева для четырёх флейт.

Флейта становится модным инструментом и в быту. Играть на флейте считается галантностью, признаком хорошего тона. В пудреных париках собираются вечерами в салонах музыканты и в руках у них флейты, скрипки, виолы. Играют на вечерах и просто для себя - дома. Много упоминаний о любителях флейтового искусства мы встретим и в литературе. На флейте играет Молчалин в «Горе от ума», Урия Гип в «Давиде Копперфилде». В чопорных салонах аристократы и придворные услаждали свой слух нежной игрой на флейтах, а на улице звучала совсем иная музыка.

Как не похожи визгливые, пронзительные звуки этой флейты на галантную музыку салонов. Это военная, так называемая барабанная флейта. И не зря Сергей Прокофьев в музыке фильму "Иоручик Киже" избрал флейту для характеристики мертвого павловского царства, для обрисовки бездушной государственной машины царизма. Под такие вот звуки маршировали солдаты царской армии, и под эти же звуки секли провинившихся солдат.

Но оставим эту жуткую музыку... И вновь обратимся к флейте - нежной певице, флейте - инструменту блестящему и виртуозному. Усовершенствованная немецким музыкантом Теобальдом Бёмом, поперечная флейта в 19 веке окончательно вытеснила свою соперницу - продольную. Звук её обрел кристальную чистоту, а виртуозные возможности инструмента необычайно расширились. Лёгкая праздничность, мягкая меланхолия, таинственная сказочность, изображение восхитительньх картин природы - всё это стало доступно ей.

Флейте и её разновидностям - малой или пикколо, басовой и альтовой -композиторы поручают мелодии самого разнообразного характера. Флейта оказалась подходящей и для выражения пробуждающейся любви Джульетты в балете Прокофьева "Ромео и Джульетта", и для создания образа совершенно противоположного - фашистского нашествия в Седьмой симфонии Шостаковича.

Бытование духовых инструментов у тюркских народов

Любопытные сведения можно найти о развитии духовых инструментов в Казахстане. Остановимся на этом подробнее.

Духовые инструменты у тюркских народов бытовали в глубокой древности. Исследователи указывают на восточное происхождение духовых инструментов, которые были обнаружены среди народов Средней Азии и Казахстана [Б. Сарыбаев «Казахские музыкальные инструменты» 1989].

Самые древние духовые инструменты не имели игровых отверстий и применялись лишь для подачи сигнала. С появлением отверстий на трубке духовые инструменты значительно обогатились техническими возможностями. Если раньше мелодию исполняли лишь на нескольких трубках, то теперь ту же мелодию, благодаря отверстиям, можно было сыграть на одной.

Дальнейшее развитие духовых инструментов происходило в двух направлениях:

а) расширение диапазона за счёт увеличения трубок без отверстий;

б) расширение диапазона за счет увеличения числа отверстий.

К последнему типу инструментов относят камыс-сырнай и кос-сырнай.

Название "сырнай" является общераспространённым термином, применяемым к

различным видам музыкальных инструментов. У многих народов духовые инструменты носят названия: сур, сурма, зурна, сурнай, най, нэй, сарнай, сырбаснай. Слово «сырнай» состоит из двух слов - "сыр" и "най". В казахском языке "сыр" употребляется в значении -тайна, секрет. Словом "най" называли инструменты и некоторые трубчатые предметы. Видимо, ив этом случае название родилось в связи с выражением сокровенных чувств, которые исполнитель передавал посредством звуков.

Для отличия духовых инструментов к общему названию "сырнай" добавляли слово, связанное с особенностью устройства пли материала, из которого был изготовлен инструмент, а иногда и с приёмом звукоизвлечения. Например, камыс - сырнай (инструмент из камыша), муиз-сырнай (инструмент из рога, муиз - рог),кос - сырнай (инструмент, состоящий из двух тру-бок, кос - пара),саз - сырнай (инструмент, изготовленный из глины, саз-глина) [Б. Сарыбаев «Казахские музыкальные инструменты», 1989].

Развитие духовых инструментов в казахстане

Интересные сведения о казахских духовых инструментах можно найти во многих этнографических работах.

Этнограф Н. Слюз, побывавший, в начале 60-х годов 19 века среди каза-хов Западной Сибири, также встречается с древним духовым инструментом. "Музыкант, обыкновенно играющий на инструменте, имеющем некоторое сходство с деревенским пастушеским рожком,- пишет Слюз, -есть вместе с тем и импровизатор, восхваляющий под пронзительные звуки добродетели и доблести присутствующих". Судя по описанию характера звучания исполняемой на "рожке" воинственной музыки, инструмент типа муиз-сырнай применялся в походах как сигнальный инструмент.

В 1920-е годы А. Затаевич записывает несколько мелодий, в прошлом исполнявшихся на сырнае. Одну из них он услышал от певца Мухтара Жылкайдарова из Атбасарского района Акмолинской области.

Особенности мелодий, исполняемых на сырнае, состояли в том, что они много раз повторялись в свободной импровизации. Варьировали чаще всего в конце темы.

Камыс-сырнай и кос-сырнай исчезают на территории Казахстана постепенно. В южных районах страны долгое время бытовали инструменты и исполнительские традиции сырнаистов. И поныне в Южно-Казахстанской области встречаются старожилы, которые в прошлом славились игрой на этом инструменте. К некоторым из таких инструментов прикреплялся рог (Южно-Казахстанская область, Карагандинская область).

Камыс-сырнай и кос-сырнай, изготовленные из камыша(тростника) отличаются от других духовых инструментов по силе звучания и тембру. Своеобразный тембр создаётся благодаря язычку, посредством которого извлекается звук. Если же из этих трубок извлечь звук, как это делается на сыбызгы или флейте, то тембр будет иной.

Удалось встретить аксакалов, которые в молодости играли на камыс-сырнае и кос-сырнае. Один образец камыс-сырная с тремя отверстиями изготовил народный мастер Б. Анесов. Его инструмент имел три отверстия, от расположения которых зависел звукоряд, а старинные образцы имели до шести отверстий.

На камыс-сырнае и кос-сырнае исполнялись небольшие по диапазону, несложные народные мелодии. Звуки этих инструментов иногда служили сигнальным знаком, играли на этих инструментах в основном молодые леди, но встречались исполнители и более почтенного возраста. Камыс-сырнай и кос сырнай могут быть использованы и как солирующие и как ансамблевые инструменты.

Способы звукоизвлечения на разных инструментах различны. На камыс-сырнае каждое отверстие даёт лишь один определённый звук. При игре на камыс-сырнае и кос-сырнае можно изменять высоту тона, прижимая языком отверстие трубки,а также раздвигая губы. Потребность в дыхании при игре на этих инструментах значительно больше, чем на сыбызгы.

Древние духовые инструменты употреблялись в различных целях: сырнай, изготовленный из камышовых трубочек, был популярен среди молодёжи, а сырнай с сильным звуком, изготовленный из рогов или костей - в военных походах.

Найдены уникальные экземпляры духовых инструментов, изготовленных из глины. Это саз-сыркай, ускирик и тастаук. Эти инструменты относятся к типу окарины. Подобные инструменты изготовлялись из глины с последующим обжиганием её. Они имели различные размеры и форму (птиц, животных, рыб, наездников, многоголовых коней и т.д.) Их разрисовывали и иногда покрывали глазурью. Встречаются инструменты с диапазоном терции и более, иногда диапазон доходит и до октавы. На таких инструментах дети (реже- взрослые) исполняли народные песни. Все они представляли разновидность флейты со свистковым устройством. У некоторых народов подобные инструменты не имеют свисткового устройства. Сюда относятся и казахские глиняные инструменты. В настоящее время окариновые инструменты сохранились только как детские музыкальные инструменты-игрушки. Наибольшее распространение получили окарины с тремя-четырьмя, игровыми отверстиями.

В 1971 году во время археологических раскопок города Отрара был найден небольшой глиняный предмет величиной с гусиное яйцо, с двумя маленькими отверстиями по диаметру, размещенные на противоположных концах. Когда его показали местным жителям, выяснилось, что это древний музыкальный инструмент саз-сырнай (саз-глина, сырнай - общий для духовых инструментов термин).

Первое, что попытались сделать - извлечь звук из этого долго молчавшего древнего инструмента. Принцип звукоизвлечения оказался близок к флейтовому. Ве-роятно, на этом инструменте исполняли небольшие древние напевы, подражали завыванию ветра, голосам птиц и животных.

О древнем саз-сырнае ещё помнят в некоторых районах Казахстана, например, рассказывают, что в Амангельдинском районе Тургайской области жил Умир-зак Турмагамбетов(умер он в 1947 году в возрасте 60 лет),который играл на сыбызгы и саз-сырнае. Саз-сырнай, принадлежавший ему, в отличие от найденного археологами при раскопках Отрара, имел три отверстия [Б. Сарыбаев « Казахские музыкальные инструменты» 1989]. Другой глиняный музыкальный инструмент - ускирик - также бытовал с древних времён. Но найти его удалось лишь в 1974г., так как в последнее столетие он постепенно вышел из употребления. Ускирик представляет собой небольшой полый глиняный сосуд, напоминающий по форме силуэт летящей птицы (по свидетельствам очевидцев, встречались ускирики, которые своими контурами напоминали верблюда или черепаху). Название инструмента "ускирик" (трескучий мороз) связано с тем, что звуки его похожи на завывание ветра в трескучий мороз. Звукоряд инструмента небольшой -до, ми, фа, соль второй октавы. На нём исполнялись короткие несложные наигрыши, инструмент был в основном забавой детей, но и среди взрослых находились любители игры на нём. Ускирик в прошлом получил распространение даже больше, чем саз-сырнай, поэтому чаще встречаются очевидцы, дающие подробные сведения о нём.

Тастаук отличался от саз-сырная и ускирика формой (походил на курицу или цыплёнка). Сходство этих инструментов - в звуков извлечении, приёмах игры. Они не имеют свистковой системы, и извлечение звука значительно отличается от других подобных им инструментов. Звуками окариновых инструментов (саз-сырнай, ускрик и тастаук) исполнители подражали голосам птиц - кокек (кукушки),таукудрет (кулика) и других, а также крикам животных. На них исполнялись и народные песни. Играли в основном дети, пастухи.

В этнографических источниках 18-19 веков чащи всего встречаются сведения о таком инструменте, как сыбызгы, что свидетельствует о широком его распространении, в народном быту. Одно из ранних сведений о сыбызгы имеется в книге капитана И. Андреева, вышедшей в 1795 году. То, что сыбызгы до второй половины 19 века была распространена повсеместно, подтверждается также записками известного исследователя Левшина. Интересные сведения имеются и у этнографа И. Липаева. "У казахских музыкантов Семипалатинской области в большом ходу сыбызгы", -пишет он. "Делается сыбызгы из тальника или какого-нибудь иного дерева, на поверхности для изящества перевязывается тонкой бечёвкой, затянутой прозрачной кожицей. Внутренность просверлена довольно искусно и чисто отделана. Отверстий для звуков только три, и вместо клапанов они закрываются - кончиками пальцев руки".

Однако к концу 19 века в ряде областей Казахстана инструмент становится уже редкостью. Неравномерное исчезновение сыбызгы среди населения различных областей подтверждают многочисленные сведения этнографов. Например, этнограф П. Тихов, хорошо изучивший Туркестанский край, сообщает: "За двенадцать лет жизни в Туркестане мне только один раз пришлось увидеть сыбызгы и то мельком." Исчезновение сыбызгы в этих краях он объясняет двумя факторами:

Об одном интересном экземпляре сыбызгы казахов Урала пишет известный учёный второй половины 18 века И. Лепёхин: "Калмыки пишут сию дудку цур, татары - курай, казахи называют оную дудку чибызгой... На тонком конце оного вырезаны три дырочки, которые игрок закрывает тремя пальцами одной руки попеременно, а другою рукой, когда надобно закрывает нижнюю, узкую дырку ствола. Широкой дырой приставляет дудку к верхним зубам и прижимает к верхней губе и языку. Чрезвычайное упражнение требуется к тому, чтобы заиграть в такую дудку: если же играет на ней хороший игрок, то голосом она походит на малую флейту". Ценность этого описания в том, что здесь говорится о приемах игры. И это важно, потому что описывается извлечение дополнительных звуков путём перекрытия нижнего отверстия трубки, что было характерным приёмом игры на сыбызгы.

Сыбызгы (что в переводе означает тростник) считалась любимым инструментом пастухов. На её изготовление не требовалось много времени: опытному мастеру достаточно было 10-15 минут. Срезалась трость длиной в 500-700 мм, в которой прорезалось три-четыре игровых отверстия. Перед игрой, ради лучшего звучания, сыбызгы внутри смачивали. Кроме тростника и дерева материалом для изготовления инструмента служил металл. Сыбызгы, изготовленную из металла, этнографы находили ещё в 1860-е годы.

Одним из сложных процессов в игре на сыбызгы является извлечение мягкого и чистого звука. Поэтому в использовании сыбызгы как оркестрового инструмента, исполнитель встретил много трудностей, связанных с простотой инструмента. Многие попытки усовершенствования инструмента не увенчались успехом. По этой причине, а также ввиду отсутствия исполнителя в настоящее время, партия сыбызгы в оркестре часто исполняется на флейте.

В наше время сыбызгистов можно встретить лишь в Восточно-Казахстанской области. Инструмент раньше исчезает в западных районах Казахстана, где известных исполнителей можно было встретить лишь в 30-е годы прошлого XX века. Старожилы Сары-Суйского района Жамбылской области, в возрасте 80-ти лет, по их воспоминаниям уже не встречали у себя на родине сыбызгистов. Это означает, что в начале XX века в этих краях сыбызгы уже не было. Зато много сыбызгистов среди казахов, проживающих в Монголии.

В 1934 году делались первые попытки усовершенствовать сыбызгы. Первый руководитель оркестра казахских народных инструментов, А.К. Жубанов вместе с известным музыкальным мастером И. Романенко в основном работали над тем, чтобы сделать инструмент пригодным для игры в оркестре. Для этого нужно было, чтобы строй и звукоряд сыбызгы соответствовал репертуару оркестра. Как уже говорилось выше, первоначально сыбызгы использовали лишь в народных ритмически несложных кюях. Труднее было, когда дело касалось партитур произведений композиторов Казахстана. Исхак Валиев в основном играл на сыбызгы, изготовленной из тростника. Настройка инструмента производилась им на слух. М. Романенко изготовил ему несколько сыбызгы из дерева, однако, эти образцы не сохранились. Один экземпляр сыбызгы с пятью отверстиями, изготовленный из металла в 1936 году, в настоящее время хранится в Центральном музее музыкальной культуры имени Глинки в столице России в Москве.

Изучив сохранившиеся экземпляры инструментов, мы приходим к выводу, что до 1939 года сыбызгы ещё не была достаточно усовершенствована для игры в оркестре.

Инструмент сыбызгы очень похож на флейту. Различие у них только в способе звукоизвлечения: если флейтист струю воздуха направляет губами, то сыбызгист - языком.

Музыка, исполняемая на сыбызгы и на флейте, приобретает прозрачность и окрылённость.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)