Культура  ->  Музыка  | Автор: Абубакирова Минсулу Мингалеевна | Добавлено: 2015-02-07

История домры

За последнее десятилетия заметно усилилось желание отдельных исследователей изучить историю русской домры. Сегодня, мы являемся свидетелями всё возрастающего его признания и популярности у нас в стране и за рубежом. Между тем, к сожалению, фундаментальных трудов в отечественной музыкальной науке, посвящённых этому музыкальному инструменту русского народа, недостаточно. За сто лет с начала изучения домры опубликовано большое количество разнообразных исследований. Наиболее интересные работы принадлежат В.В. Андрееву, Н.П. Будашкину, А.С. Каргину, Е.И. Максимову, М.И. Имханицкому. Тем не менее, в биографии этого инструмента осталось значительное количество «белых пятен».

К сожалению, об истории возникновения домры, точных сведений нет. О бытовании в далёкие времена на территории Руси домры говорят небольшие сведения, содержащиеся в старинных записях и в лубочных картинах. Некоторые историки полагают, что далеким предком русской домры явился восточный инструмент танбур, бытующий и поныне у народов Ближнего Востока, Азии и Закавказья, и что на Русь он был завезен в IХ—Х веках купцами, которые вели торговлю с этими народами. Точного описания и изображения домры не сохранилось. Инструменты подобного типа появились в те далекие времена не только на Руси, но и в других сопредельных государствах, занимавших промежуточное географическое положение между славянскими народами и народами Востока. Претерпевшие с течением времени существенные изменения, инструменты эти у разных народов стали называться по-разному: у грузин — пандури и чонгури, таджиков и узбеков думбрак, туркмен и узбеков — дутар, киргизов — комуз, азербайджанцев и армян — тар, саз, казахов и калмыков — домбра, монголов — домбур, украинцев— бандура и т. д., однако все они сохранили много общего в контурах формы, способах звукоизвлечения, устройстве и т. д.

Самое раннее упоминание о домре на Руси встречается в памятнике древнерусской письменности «Повесть временных лет». Относится упоминание к 1068 году. Автор « Повести», киевский монах Нестор, называет домру в связи с описанием народных гуляний, во время которых в центре всеобщего внимания оказывались бродячие музыканты скоморохи

Непосредственное  название  инструмента  обнаруживается  только  в  памятниках  XVII  столетия. В  1627  году  русский  живописец  Семен  Ушаков  составил  описание  древней  стенной  росписи  Грановитой  палаты  московского  Кремля  (сооружение  которой  относится  к  1487-1491  гг.). В описании  Ушаков  дважды  упоминает  название  инструмента:  "человек  играет  в  домру"  и  "сидят  подле  стола  на  скамье  люди  и  играют  в  гусли  и  в  скрипки,  и  в  свирели,  и в волынки, и  в домры». Наибольшее распространение домра имела в 16-17 веках. В Москве была создана Государева потешная палата, которая располагала не только талантливыми музыкантами, певцами, сочинителями музыки, но и отличными музыкальными мастерами. Именно там были сконструированы разновидности домры (домришко, домра, домра басистая). К сожалению, ни одного образца этого инструмента до нас не дошло.

Известно, что упоминания  о  домре  встречаются   в  указах,  грамотах, посланиях 16 -17 в. как  об инструменте скоморохов. Именно с домрой по городам и сёлам ходили весёлые балагуры – музыканты – скоморохи лет 400 тому назад. Однако как выглядела домра того времени точно сказать нельзя, потому что в 1648 году была объявлена бесовским инструментом.

Домра – «бесовской сосуд» скоморохов

В давние времена скоморохи играли на домрах косточками или пёрышками. Они были желанными гостями и на княжеском пиру и на простом деревенском празднике. Скоморохи пели и плясали, кувыркались, птичьим и звериным голосам подражали, сценки смешные разыгрывали и на инструменте играли.

Веселые, шуточные представления скоморохов не только развлекали народ. Уж больно скоморохи были смелыми. Слишком много позволяли себе говорить о правителях, высмеивали в своих представлениях жадность, глупость, злость. Царю и главным церковникам это, конечно, не нравилось. «Нечего, говорят, народ отвлекать и всякими не нужными песенками смущать». За это скоморохи подвергались жестоким гонениям со стороны церкви и светской власти. Той же участи подвергались и народные музыкальные инструменты. В ХVII веке для домры наступили тяжёлые времена. Вышел царский указ «Скоморохам перед честным народом больше не выступать. Все музыкальные инструменты и домры, в том числе, у них отбирать, ломать и сжигать». «С самого крещения Руси... преследования эти отличались изрядной суровостью: например, не только за игру, но даже за слушание музыки виновные подвергались отлучению от церкви, - говорится в одной из работ об оркестре В. Андреева. В борьбе с «бесовскими» занятиями (так церковники называли игру на домре и других музыкальных инструментах) духовенство широко пользовалось поддержкой царя. Так, на протяжении менее чем ста лет (с 1470 по 1550) запрещалось играть на музыкальных инструментах в восьми царских указах.

В 1648 году был издан указ царя Алексея Михайловича, в которой узаконивались меры по отлучению народа от музыкальных инструментов: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гуденные бесовские сосуды, и ты б те бесовские велел вызымать и, изломав тс бесовские игры, велел сжечь. А которые люди от того ото всего богомерскаго дела не отстанут и учнут впредь такова богомерскаго дела держаться, и по нашему указу, тем людям велено делать наказанье.. велели бить батоги… а объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украйные городы за опалу». [1, с. 177 -178]

Летом и осенью 1654 года по указанию патриарха Никона проводилось массовое изъятие у народа музыкальных инструментов. Однажды, пять телег полных инструментами были отправлены за Москву – реку и там сожжены. От инструментов, на которых умелые руки их создателей наигрывали веселые и грустные песни, наигрыши, плясовые, остались пепел да угли. Только в песнях да воспоминаниях осталась после тех костров знаменитая русская домра. На четыреста лет умолк её звонкий голос. Она исчезла. И последующая история домры начинается лишь в конце 19 века.

Второе рождение домры

Нашёлся всё-таки в российской глубинке инструмент, который был похож на домру! В 1895 году в Вятской губернии А.С. Мартыновым (участником андреевского кружка)был найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса, представлявшей собой одну из разновидностей балалайки, но не принятой за домру.

В. В. Андреев (организатор первого оркестра народных инструментов) путём сличения найденного инструмента с изображениями на старинных лубочных картинках и гравюрах, а также по описанию, предположил в нём давно разыскиваемую домру. Именно по этому вятскому образцу в 1896 году совместно с мастером-самородком Семёном Ивановичем Налимовым была изготовлена первая усовершенствованная домра. С имени В.В. Андреева начинается второе её рождение. В 1896 -1900 г.г. на основе этой домры В.В. Андреев в содружестве с Ф. С. Пасербским и С.И. Налимовым создал целое семейство реконструированных 3-х струнных домр квартового строя (т.н. «разряд») – пикало, прима, альт, тенор, бас и контрабас. И сейчас на ней опять играют. Только не скоморохи, а музыканты оркестров русских народных инструментов. В 1908 году Г.П. Любимов вместе с мастером С.Ф. Буровым на основе реконструированной Андреевым домры создали семейство 4-х струнных домр с квинтовым строем.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)