Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: Ирина Иванченко | Добавлено: 2014-10-30

Версии рождения Павла I

В связи с тем, что Павел появился на свет почти десять лет спустя после свадьбы Петра и Екатерины, когда многие уже были уверены в бесплодности этого брака (а также под влиянием свободной личной жизни императрицы в будущем) ходили упорные слухи о том, что настоящим отцом Павла I был не Пётр III, а первый фаворит великой княгини Екатерины Алексеевны, граф Сергей Васильевич Салтыков.

В мемуарах Екатерины II содержится косвенное указание на это. В тех же мемуарах можно найти скрытое указание на то, как отчаявшаяся императрица Елизавета Петровна, чтобы династия не угасла, велела жене своего наследника произвести на свет ребёнка, невзирая на то, кто будет его генетическим отцом. В связи с этим, после данного указания приставленные к Екатерине придворные начали поощрять её адюльтер. Тем не менее, Екатерина в своих воспоминаниях достаточно лукава — там же она объясняет, что многолетний брак не приносил потомства, поскольку Петр имел некое препятствие, которое после ультиматума, поставленного ей Елизаветой, было устранено её друзьями, совершившими над Петром насильственную хирургическую операцию, в связи с чем он все-таки оказался способным зачать ребёнка. Отцовство других детей Екатерины, рождённых при жизни мужа также сомнительно: великая княжна Анна Петровна (род. 1757), скорее всего, была дочерью Понятовского, а Алексей Бобринский (род. 1762) был сыном Г.Орлова и был рожден тайно. Более фольклорной и находящейся в русле традиционных представлений о «подменённом младенце» является история о том, что Екатерина Алексеевна будто бы родила мёртвого ребёнка (возможно, девочку) и он был заменён неким «чухонским» младенцем. Указывали даже, кем выросла эта девочка, «настоящая дочь Екатерины» — графиней Александрой Браницкой.

Сами же Романовы относились к этой легенде (о том, что Павел I не был сыном Петра III)с большим юмором. Есть мемуарная запись о том, как Александр III, узнав о ней,перекрестился: «Слава Богу, мы русские!».

А услышав от историков опровержение, снова перекрестился: «Слава Богу, мы законные!».

Из-за превратностей беспощадной политической борьбы Павел был, по сути лишён любви близких ему людей. Конечно, это отразилось на психике ребёнка и на его восприятии мира. Но следует отдать должное Императрице Елизавете Петровне, она приказала окружить его лучшими, по её представлениям, учителями:

  • Ф.Д.Бехтеев-дипломат, одержимый муштрой. Это создало в представлении впечатлительного мальчика, что все так и происходит в повседневной жизни. И он ни о чём не думал кроме солдатских маршей и боев между батальонами.
  • Граф Н.И.Панин-тоже дипломат, но с уклоном в масонство (его брат, генерал Петр Иванович, был великим поместным мастером масонского ордена в России).
  • С.А.Порошин обучал Павла гуманитарным наукам и, в частности, знакомил его с историей Мальтийского рыцарского ордена. Однажды он записал в своём дневнике: ««Читал я Его Высочеству Вертотову историю об ордене мальтийских кавалеров. Изволил он, потом, забавляться и, привязав к кавалерии своей флаг адмиральский, представлять себя кавалером Мальтийским».
  • Митрополит Московский Платон (Левшин)-Благодаря его пастырскому труду и наставлениям в законе Божием, Павел Петрович на всю оставшуюся короткую жизнь сделался глубоко верующим, истинно православным человеком. В Гатчине до самой Февральской революции 1917 года сохраняли коврик, протертый коленями Павла Петровича во время его долгих ночных молитв.

Таким образом, мы можем заметить, что в детские, отроческие и юношеские годы Павел получил блестящее образование, имел широкий кругозор и уже тогда пришёл к рыцарским идеалам, свято уверовал в Бога. Все это отражается в его дальнейшей политике, в его идеях и поступках в период, когда он стал императором. Хотя, по моему мнению, из всех его наставников лучше всего справились Семён Андреевич Порошин и митрополит Платон, поскольку они оказали большее влияние на царя и его мировоззрение.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)