Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: Костенко Марина Тойвовна | Добавлено: 2015-02-04

Причины и последствия конфликтов

Понятие, основные стадии, типология конфликтов

Одним из важных показател ей социально-психологического климата в коллективе являются конфликт ные ситуации. Конфликт- одна из наиболе е распространенных форм организационного взаимодействия, да и всех других взаимоотношений. Подсчитано, что на конфликты и их переживания уходит около 15% рабочего времени . Еще больше времени тратят на урегулирование конфликтов и управление ими руководители.

Организационный конфликт - одно из типичных проявлений конфликта, то есть конфликта как социологического феномена, суще ствующего на разных уровнях общественной жизни: в отношениях между отдельными людьми в первичных группах, например, в семьях, внутри больших и малых организаций, между организациями, в том числе государствами и тому подобному. Вот почему кпониманию организационного конфликта применима общая теория конфликта и прежде всего теория социальных конфликтов. К социальным относятся такие конфликты, участниками которых являются два человека или более .

В основе конфликта лежат противоречия , столкновения людей и их мнений, позиций, взглядов, характеров и интересов.

Конфликты имеют процессуальный характер, т.е. представляют собой определенный, имеющий начало и завершение процесс. В зависимости от особенностей протекания конфликта выделяются его различные стадии, этапы:

  • Зарождение, или возникновение.
  • Формирование.
  • Расцвет.
  • Угасание или преобразование

Приведенная классификация может использоваться при анализе конфликтов.

Развертывание конфликта не обязательно должно проходить все четыре указанные стадии. В принципе оно может быть блокировано на любом этапе .

Не останавливаясь детально на каждой из существующих сегодня многочи сленных классификациях конфликтов, отметим лишь те из них, которые касаются прежде всего конфликтов в организациях. Так, в зависимост и от количества и уровня участников конфликты делятся на:

  • Внутриличностные, то есть индивидуальные, характеризующиеся столкнове нием несовместимых и примерно равных по силе потребностей, интересов и мотивов, а также выполняемых человеком ролей ;
  • Межличностные, то есть конфликты между отдельными людьми;
  • Конфликты между личностью и группой;
  • Межгрупповые, то есть конфликты, сторонами которых являются группы различных уровней.

В классификациях по ранговым различиям конфликты подразделяются на конфликты между равными по рангу участниками (горизонтальный конфликт), например, между двумя рядовыми сотрудниками или двумя начальниками отделов ; между ниже стоящими и выше стоящими на социальной лестнице субъектами ( вертикальный конфликт), например, конфликт между руководителем и подчиненным.

В зависимости от количества причин выделяются однофакторные, когда в основе конфликта лежит одна причина, и многофакторные, возник ающие в силу двух и более причин, а также кумулятивные конфлик ты, когда несколько причин накладываются одна на другой, и это приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.

В рамках типологии, составленных, исходя из временных параметров, конфликты делятся на единичные, периодические и частые, а также на скоротечные и длительные, затяжные. В зависимости от форм проявления различаются открытые, с явно выраженными агрессивными действиями, и скрытые, характеризующиеся отсутствием такого рода действий и косвенным, закамуфлированным противоборством.

Негативные последствия конфликта

В общем, можно выделить следующие негативные последствия конфликта:

  • дестабилизация организации, порождение хаотических и анархических процессов, снижение управляемости;
  • отвлечение от реальных проблем и целей организации (класса, коллектива) ;
  • неудовлетворенность участников конфликта пребыванием в организации, коллективе, рост депрессий, стрессов и того подобного ;
  • нарастание эмоциональности, враж дебности и агрессивности поведения, недоверия к о кружающим;
  • ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем;
  • отвлечение участников конфликта от решения задач организации и бесплодная растрата их сил, энергии, ресурсов и времени на борьбу друг с другом.

Позитивные последствия конфликта

При определенных условиях конфликты имеют позитивные результаты:

  • инициирование изменений, обновления, прогресса.Новое всегда есть отрицание старого, а поскольку как за новыми, так и за старыми идеями и формами о рганизации всегда стоят определенные люди, постольку любое обновление не возможно без конфликтов;
  • четкая формулировка и выражение интересов, предание гласности реальных позиций сторон по тому или иному в опросу. Это позволяет яснее увидеть назревшую проблему и создает благоп риятную почву для ее решения;
  • мобилизация внимания, интереса и ресурсов для решения проблем и, как следствие, экономия времени и средств ;
  • формирование у участников конфликта чувства сопричастности к принятому в его результате решению, что облегчает его реализацию;
  • стимулирование более продуманных и обоснованных действий для того, чтобы доказать свою правоту;
  • побуждение участников к взаимодействию и выработке новых, более эффективных решений, устраняющих саму проблему или ее значимость;
  • разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми, более четкое выяснение их интересов и позиций;
  • преодоление традиций группового мышления, конформизма, «синдрома покорности» и развития свободомыслия, индивидуальности ;
  • вовлечение обычно пассивной части в решение организационных проблем;
  • выявление неформальных групп, их лидеров и более мелких группировок ;
  • выработка у участников конфликта умений и навыков относительно безболезненного решения возникающих в будущем проблем;

На основе оценки последствий конфликтов строится стратегия обращения .

Методы и типология конфликтного поведения

  • Методы управления конфликтами. Структурные методы
  • Методы управления конфликтом – это приемы и способы, позвол яющие осуществлять контроль за его протеканием и целенаправленно влиять на его последствия. Методы делятся на две группы: структурные и персональные методы.
  • Структурные методы предполагает воздействие через организационные факторы и направлены на предотвращение формирование либо устранение конфликтной среды, на ослабление или ликвидацию источников конфликта, предотвращение его эскалации.
  • К структурным методам относятся:

    • Четкое распределение и разъяснение прав и обязанностей, ответственности.
    • Использование организационных структур и механизмов. Здесь имеется в виду упорядочивание информационных потоков , процессов принятия решений и взаимодействия людей.
    • Разработка и реализация общих комплексных целей.
    • Структура санкций, вознаграждений и наказаний. Это означает, что система вознаграждений и по возможности наказаний должна стимулировать вклад в достижение целей.

    Персональные методы

    Вторую группу методов управления конфликтами составляют персональные методы. К ним относятся:

    • Использование власти, позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания непосредственно в отношении участников конфликта.
    • Изменение конфликтной мотивации сотрудников с помощью влияния на их потребности и интересы административными мерами.
    • Убеждение участников конфликта. Оно включает педагогические и психологические меры типа разъяснительной и воспитательной работы, оказания психологической помощи и тому подобное.
    • Изменение состава участников конфликта и системы их взаимо действия путем перемещения людей внутри коллектива , организации. Вхождение руководителя в конфликт в качестве эксперта.

    Комментарии


    Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)