Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: Макарова Вероника | Добавлено: 2015-03-17

Качество жизни школьников

На современном этапе развития оценка конкретных общественных, экономических, психологических условий жизни каждого человека, в отдельности и общества в целом, должна строиться на учете состояния всех сторон существования – здоровья, материального и душевного благополучия с учетом перспективы их динамики в будущем. Сочетание этих показателей в настоящем и их перспективности в будущем и составляют понятие «качество жизни». Иначе говоря, под качеством жизни понимается оценка совокупности условий физического, умственного и социального благополучия, как они понимаются отдельным индивидуумом или группой людей, включая понимание таких состояний, как счастье, удовлетворение . Поэтому, качество жизни субъективный параметр, который основан на учете объективных показателей. Нельзя говорить о качестве жизни, как о конкретной, четкой величине, так как она различна для каждой социальной группы и часто меняется в зависимости от режима и времени. Все это требует постоянного изучения и контроля за состоянием этого параметра.

Проблема качества жизни впервые поднимается в 70-е годы. Рост интереса к ней связан с осознанием обществом окружающих нас проблем и прежде всего экологических. Так как нарушение экологического равновесия может обернуться не только падением материального состояния, но и ухудшением физического и психологического здоровья.

Одним из основных компонентов качества жизни является образ жизни. Образ жизни – это определенный, исторически сложившийся тип жизнедеятельности человека в материальной и нематериальной сфере, характеризующийся характером труда (учебы), формой отдыха, проявлением социальной активности.

С особым вниманием проблему качества жизни надо рассматривать относительно старшего школьного возраста, как специфической группы населения, чьи сложные социально-гигиенические факторы жизни оказывают большое влияние на состояние здоровья не только в этом возрастном периоде, а часто на всю жизнь. По данным литературы, в период с 15 до 24 лет уровень заболеваемости населения возрастает почти вдвое .

Исследования показали, что среди учащихся 8-9 классов только 601 из тысячи являются полностью здоровыми, 227 могут быть признаны практически здоровыми, а 172 имеют различные хронические заболевания. В настоящее время эти показатели ещё более удручают. Так, в нашем лицее из 158 учеников 8-9-х классов только около ¼ являются полностью здоровыми. Еще 1/3 может быть признана практически здоровой. Остальные лицеисты этого возраста имеют различные хронические заболевания или серьезные отклонения в здоровье.

Наиболее распространенной проблемой данного возраста являются функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы, особенно отклонения в уровне артериального давления: до 15% в возрасте до 17 лет. Причем частота нарушений артериального давления у школьников связана с уровнем учебной нагрузки на учащихся: случаи гипертонии в обычной школе 9,6%, в специальных математических классах от 15,7% до 23,1% .

Причины этих нарушений различны. За время учебного года происходит ряд функциональных изменений, перестройка фазовой структуры сердечного цикла, зависимого от уровня физического развития, недостаточная двигательная активность, сочетающаяся с эмоциональной и информационной нагрузкой: частота гиподинамии достигает 79%.

На втором месте по степени распространенности стоят болезни органов чувств, прежде всего нарушение рефракции – близорукость. Значительно распространены среди школьников болезни зубо - челюстной системы: кариес, нарушение прикуса и др.

Большое внимание обращают на себя расстройства функции нервной системы в виде невротических реакций, причиной которых могут служить распространенные нарушения режима труда и отдыха, так 73 - 85% подростков не выдерживают физиологической нормы сна.

Среди факторов, определяющих качество жизни, рассматривают правильное питание. Поэтому необходимо следить за калорийностью рациона в этом возрасте, сбалансированностью потребления белков, жиров, углеводов и витаминов, умеренным питанием, в сочетании с активным образом жизни, для предотвращения избытка массы у подростков, возникающему у 10-15%. Кроме того, необходимо соблюдать режим питания.

Особо большое внимание на формирование здорового образа жизни, оказывают так называемые «вредные привычки». Наиболее распространено табакокурение, являющееся причиной легочных болезней, уменьшения физической силы, ухудшения памяти. Считают, что курение в данном возрасте распространено среди мальчиков до 65% .

Еще более опасно потребление подростками спиртных напитков: 49% у девочек и 68% у мальчиков в 1980 г, и 75% и 90% соответственно в 2000 г [5].

Поэтому противоалкогольную пропаганду надо начинать с детьми 9 - 10 лет, причем надо разъяснить влияние алкоголя на генеративную функцию.

Важную роль в формировании качества жизни школьников 8-9 классов играют социально-бытовые условия. Основными показателями считаются характеристика вида жилища, величина жилищной площади и бюджета на одного члена семьи, уровень образованности родителей, психологическая характеристика семьи, условия воспитания, что непосредственно отражается на самих подростках.

В проблеме качества жизни подростков следует учитывать и психолого-педагогические факторы. Организация обучения и воспитания, должны способствовать правильному физическому, умственному и нравственному развитию личности школьника, сохранению высокого уровня работоспособности.

Большое внимание уделяется проблеме взаимодействия ребенка с окружающими, где определяющую роль играет морально-психологический климат в семье.

Немалое значение имеют отношения, которые складываются у ученика с преподавателем и одноклассниками.

Таким образом, определение качества жизни учащихся, весьма важная сегодня проблема, которая требует широкого исследования из-за малой изученности отдельных ее составляющих.

Не смотря на то, что данным вопросом уже несколько десятилетий занимаются ученые и исследователи различных областей науки, еще нет четко проведенной параллели между всеми сторонами этой проблемы, такими как состояние здоровья школьников, их психологическими характеристиками, социальной ролью ученика и другими. Поэтому вопрос о комплексном подходе к оценке взаимосвязи между социально-бытовыми условиями жизни ребенка, состоянием его физического и психологического здоровья и эффективностью учебно-воспитательного процесса поднимается сегодня с особой остротой и требует внимательного изучения.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)