Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: Павленко О.Е. | Добавлено: 2015-02-23

Авиация в годы Великой Отечественной войны

Военно-воздушные силы СССР в предвоенные годы развивались, как самостоятельный вид Вооруженных Сил, и накануне войны организованно делились на несколько групп. Основным тактическим соединением являлась дивизия. Часть дальнебомбардировочной авиации была сведена в авиационные корпуса. К июню 1941 года имелось 79 авиадивизий и 5 авиабригад. Число авиаполков росло. В сравнении с 1939 годом на июнь 1941 года их количество возросло на 80%. Но к началу войны развертывание авиации и перестройку авиационного тыла осуществить не удалось, летный состав проходил переподготовку.

Не хватало средств обслуживания и ремонта, новой техники. От темпов развития авиации отставало развитие аэродромной сети. На вооружении ВВС состояли боевые самолеты разных конструкций, большинство из них имели малую скорость и слабое вооружение. Новые самолеты (МИГ-3, ЯК-1, ЛаГГ-3, ПЕ-2, ИЛ-2 и другие) по боевым возможностям не уступали немецко-фашистским, а по ряду показателей превосходили их. Однако поступление их в ВВС началось не задолго до начала войны, и к 22 июня 1941 года их насчитывалось только 2739.

Авиационные кадры готовились в трех авиационных академиях, 78 летных и 18 технических школах и училищах.

В первый день войны немецко-фашистская авиация нанесла внезапные удары по советским аэродромам, на которых базировалось 65% авиации западных приграничных военных округов. Вооруженные силы потеряли на земле и в воздухе 1200 самолетов, только один Беларусский военный округ лишился 738 самолетов. Авиация противника на ряде направлений советско-германского фронта захватила господство в воздухе. Это поставило советские сухопутные войска и авиацию в трудное положение и явилось одной из причин временных неудач Советской Авиации в первом периоде войны. Несмотря на большие трудности советские летчики проявили высокое мужество, отвагу и массовый героизм. В первый день войны они совершили 6 тысяч самолетовылетов. Советским правительством были приняты меры, направленные на укрепление военно-воздушных сил, перестройку авиационной промышленности и подготовку авиационных кадров. В августе 1941 года ГКО принял решение о реорганизации военно-воздушных сил. Реорганизация закончилась в целом к 1943 году и представляла более сложную систему, нежели накануне и в начале войны.

В ходе военных действий авиация давала большую поддержку сухопутным соединениям. Этот род войск был залогом победы в сотнях военных операций.

К началу войны работа авиационной промышленности, ставшей в середине 1930-х годов крупной отраслью народного хозяйства, была существенно перестроена. В 1939 году ЦК ВКП (б) и Советское правительство приняли экстренные меры по укреплению авиационной промышленности с целью перевода ее на производство более совершенной авиационной военной техники. В 1939 – начале 1941 годах были построены, испытаны, приняты на вооружение и запущены в серийное производство новые образцы боевых самолетов: истребители ЛаГГ-3, МИГ-3, Як-1, бомбардировщики ПЕ-2, ПЕ-8, Ил-4, штурмовик Ил-2. Авиационная промышленность полностью перешла на выпуск самолетов – монопланов с убирающимися шасси, обтекаемым фюзеляжем, закрытым фонарем и т.д. Скорость советских истребителей достигла 600 – 650 км/ч, потолок 11 – 12 км, дальность полета 3 – 4 тыс. км, бомбовая нагрузка 3 – 4 т. Число заводов отрасли по сравнению с 1937 годом увеличилось в 1,7 раза; к 1941 году резко возросли мощности производства, превысив мощности авиационных заводов Германии. Однако, германская авиационная промышленность выпускала самолеты только новых конструкций, а советская – как новых, так и старых. Серийное производство боевых машин новых конструкций было начато в СССР в 1940-м году. Всего за 1940 год и первое полугодие 1941 года авиационной промышленностью СССР было выпущено 249 штурмовиков Ил-2, 322 истребителя ЛаГГ-3, 399 Як-1, 111 Миг-1, 1289 Миг- 3, 459 пикирующих бомбардировщиков Пе-2.

В первые дни войны перед авиационной промышленностью была поставлена задача добиться значительного увеличения выпуска боевых машин, особенно новых типов. Авиационной промышленности были переданы многие машиностроительные и станкостроительные заводы, а так же предприятия, выпускавшие электрическое оборудование. Началось строительство новых авиационных заводов.*

В июле 1941 года было выпущено более 1800 боевых самолетов (вдвое больше среднемесячного выпуска в первом полугодии 1941 года), в сентябре – 2329. Однако с октября 1941 года произошло значительное снижение производства самолетов, вызванное перебазированием большинства авиационных заводов в восточные регионы страны. Но уже с конца 1941 года отрасль стала непрерывно наращивать выпуск новой авиационной техники .

Всего в период войны авиационной промышленностью освоено и запущено в серийное производство 25 типов новых и модифицированных самолетов (истребителей – 10 типов, бомбардировщиков – 8, штурмовиков - 2, транспортных – 4, учебных – 1) и 23 типа авиадвигателей.

Новые самолеты были построены по простой конструкции из недефицитных материалов, что существенно облегчало их серийное производство в условиях военного времени. По простоте и надежности советские самолеты выгодно отличались от зарубежных.

Авиация в курской битве

К лету 1943 года центр тяжести борьбы за господство в воздухе переместился на центральный участок советско-германского фронта.

Для поддержки своих сухопутных войск с воздуха немецко-фашистское командование создало две мощные группировки: одна – южнее Орла, другая – севернее Харькова. Всего авиационные силы противника в районе Курской дуги насчитывали 2050 самолетов (1200 бомбардировщиков, 600 истребителей, 150 разведчиков). В предстоящей битве гитлеровцы делали большую ставку на авиацию, они сконцентрировали на Курской дуге 65% всех, имевшихся на советско-германском фронте, самолетов, в том числе и новые типы боевых самолетов – истребители «Фоке-Вульф-190а», модифицированный «Мессер-Шмитт-109», штурмовик «Хеншель-129».

Авиационная группировка советских войск состояла из 16-й воздушной армии (командующий генерал С.И.Руденко) Центрального фронта, 2-й (командующий генерал С.А.Красовский) Воронежского фронта и 17-й (командующий генерал В.А.Судец) Юго-Западного фронта, а также основных сил авиации дальнего действия. В состав Степного фронта входила 5-я воздушная армия (командующий генерал С.К.Горчаков). Всего в составе советских авиационных соединений, действующих на Курской дуге, насчитывалось 1650 самолетов.

Таким образом, общее соотношение сил 1,3 : 3 , было в пользу Германии. К началу битвы произошло существенное обновление самолетного парка советских ВВС. Тщательно отрабатывалась организация взаимодействия авиации с наземными войсками, для чего штабы воздушных армий выделяли своих представителей в наземные войска. К началу битвы штабы воздушных армий передвигались ближе к фронту (40 – 50 км от линии фронта. С октября 1942 года на каждом втором самолете-истребителе имелись приемопередающие радиостанции.

Тыловые органы воздушных армий с приданными инженерными батальонами усиленно готовили аэродромную сеть, накапливали запасы боевых и материальных средств. Для строительства аэродромов привлекалось население.

В течение дня 5 июля советские летчики в воздушных боях сбили 260 и уничтожили 60 самолетов противника. Наши потери составили 176 самолетов. В результате противодействия наших истребителей и понесенных потерь активность вражеской авиации во второй половине дня уменьшилась на Центральном фронте, а в полосе Воронежского фронта противник и вовсе не смог преодолеть сопротивление наших истребителей.

Однако не все шло гладко. В действиях наших истребителей выявились недочеты. Они увлекались боями с вражескими истребителями и, порой, оставляли без внимания бомбардировщики. Недостаточно четко было организовано оповещение о приближении воздушного противника. Оценивая все это, командование ВВС, командующие воздушными армиями на следующий день (6 июля) изменили формы и способы действия нашей авиации и перешли к массированным ударам по наступающим вражеским войскам. Одновременно были внесены коррективы и в организацию боевых действий истебителей. Зоны патрулирования были вынесены на территорию противника. Истребителей начали наводить с помощью радио в первую очередь на бомбардировщиков.

В результате возросших потерь немецкая авиация резко сократила свою активность. Если 5 июля на Центральном и Воронежском фронтах было отмечено 4298 самолетовылетов, то 6 июля – только 2100.

Начиная с 7 июля советские истребители прочно овладели инициативой в воздухе. Активность немецкой авиации снижалась с каждым днем. К 10 июля наступательные возможности немецко-фашистских войск на Орловском направлении иссякли.

В контрнаступлении наших войск в Курской битве впервые в Великой Отечественной войне проводилось авиационное наступление.** За время контрнаступления под Курском советская авиация совершила свыше 90 тысяч самолетовылетов. В 1700 воздушных боях было уничтожено 2100 самолетов противника, кроме того разбито и повреждено на аэродромах 145 и сбито зенитной артиллерией 780 самолетов.

Массовый героизм и высокое боевое мастерство проявили летчики во время боев. Бессмертный подвиг совершил 6 июля 1943 года летчик А.К.Горовец. В одном воздушном бою он сбил 9 вражеских самолетов. Он посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. 8 июля командир эскадрильи М.Малов, прикрывая 2-й Тацинский танковый корпус, уничтожил несколько танков противника. В последней атаке его самолет был подбит зениткой, и мужественный летчик направил горящую машину в скопление вражеских танков. Посмертно М.Малову присвоено звание Героя Советского Союза. Смертью Героев погибли летчики А.Нечаев, М.С.Токарев. Здесь получил боевое крещение летчик, младший лейтенант И.Н.Кожедуб, впоследствии трижды Герой Советского Союза.

В воздушных боях таяла авиационная мощь фашистской Германии. Завоевание господства в воздухе обеспечивалось непрерывным количественным и качественным ростом советских военно-воздушных сил, более решительным массированием авиации на главных направлениях, повышением воинского мастерства летного состава, новыми методами использования авиации.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)