Культура  ->  Музыка  | Автор: Ф.К. Попова | Добавлено: 2015-03-11

Анализ пьесы Э.Грига "Смирение"

За 3,5 года обучения в музыкальной школе я сыграла много музыкальных пьес разных жанров. Особенно понравилось работать над произведениями лирического склада. Я хочу рассказать об одном из таких сочинений. Называется оно «Смирение». А написал его норвежский композитор Эдвард Григ.

«СМИРЕНИЕ»

Это произведение открывает цикл миниатюр под общим заголовком «Настроение», в котором пьесы не связаны общим сюжетом.

«Смирение» – фортепианная миниатюра, зарисовка глубоко драматичного настроения.

Основной музыкальный образ выражен через интонацию жалобы, она и выполняет функцию темы. Смысл этой интонации в постоянном «кружении» вокруг напряжённого доминантового звука «си». Характерные особенности темы – малосекундовые опевания с повышенной IV ступенью, небольшой диапазон мелодии, нисходящее движение создают образ грусти, тоски, жалобной просьбы. Тема смирения, покорности звучит в произведении много раз и каждая новая фраза - это попытка вырваться из замкнутого круга. Малейшие её изменения несут важный смысл.

Начнём с самого начала. Даже самый первый звук си малой октавы, постепенно затихающий, воспринимается как символ образа угасания. Первая фраза (ми минор) с нисходящим движением мелодии сразу же никнет, затухает. Вторая фраза, похожая на первую, с мажорным оттенком (Соль мажор) – это новый поворот «сюжета». Третья волна – самая большая и напряжённая. Здесь есть и мелодическое развитие с постепенным подъёмом к самому высокому звуку «до», и гармоническое с неожиданным разрешением во 11 ступень, и динамическое с долгим нарастанием звучности и быстрым спадом. Попытка уйти от неприятных мыслей не удалась. Вторая попытка - тоже, несмотря на уход темы в нижний регистр и новый кульминационный взрыв в тональности 11 низкой ступени (Фа мажор). Возвращение к репризе напряжённо и тягостно: на протяжении 6 тактов звучит доминантовая гармония и основной, как бы «топчущийся» мотив. Первая фраза репризы звучит так же, как и начало пьесы. Вроде бы примирение наступило. Но нет: нарастание было длительным, таким же должно быть и угасание. На фоне тонического баса звучат хроматические интонации темы. Поднимаются вверх и постепенно истаивают, потому что ослабевает динамика. Кода – вывод всей пьесы. Она подтверждает мысль о смирении:

  • Нисходящим движением мелодии по тоническому трезвучию;
  • Последовательность аккордов (D7-II56-T35) – субдоминантовый аккорд звучит после доминантового, поэтому напряжение гармонии ослабевает.
  • Пауза перед тоническим трезвучием воспринимается как последний вздох.

Кажется просто невероятным, что за короткий промежуток времени, композитору удалось раскрыть сложный и противоречивый смысл произведения.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)