Культура  ->  Музыка  | Автор: Тишкин Всеслав | Добавлено: 2015-03-02

Творчество русского композитора П.И. Чайковского

Над оркестром поднимается палочка дирижера. Тихой, проникновенной музыкой интродукции открывается повествование о событиях, которые произошли когда-то на берегу лебединого озера.

Когда в музыке оркестра впервые возникает томительная, зовущая тема лебедей, вслед за принцем мы устремляемся навстречу неведомому и прекрасному.

Нет человека на свете, которого эта музыка оставила совершенно равнодушным. И это потому, что гениальный музыкант Чайковский обладал редким даром отзываться сердцем на страдания и радость людей.

Биография композитора

Отец, Илья Петрович, потихоньку наблюдал за своим сыном. Ни один из пятерых детей не отдавался музыке так самозабвенно, увлеченно, как Петя. Ни один с такой быстротой не подбирал любой мотив и сюжет на фортепиано. «Уж если природа наградила Петра превосходным слухом, то надо посерьезней развивать его способности, - думал Илья Петрович. Все может пригодиться. Мало ли что случится впереди, а умение играть на фортепиано украсит его юность, да и старость». В полумраке зрительного зала плывет простая, печальная мелодия гобоя.В ней слышится что-то юное и светлое. Но вот внезапно врываются резкие, жесткие созвучия. И появляется ощущение тревоги, угрозы. Но вновь возвращается тихая и нежная мелодия гобоя. И скоро в дом к Чайковским стала приходить учительница музыки.

Маленький Петя быстро освоил все трудности игры, научился читать ноты с листа и с необычайной легкостью запоминал пьесы наизусть.

Он смутно ощущал в себе какую-то силу, которой не было в окружающих. Для него же теперь сочинение музыки было всего дороже.

«Уже тогда музыка резко отделяла его от товарищей, - писал впоследствии одноклассник Чайковского. – Всегда задумчивый, чем-то озабоченный, с легкой обворожительной улыбкой появлялся он среди нас в курточке с засученными рукавами, и целые часы проводил за роялем в музыкальной комнате. Играл он превосходно, виден был серьезный музыкант».

Музыка влекла его все сильнее и сильнее. Он не пропускал ни одного занятия хорового кружка, много времени проводил в музыкальной комнате училища.

Душою музыкальной комнаты был учитель Карл Яковлевич Карел. Музыкальная комната была центром притяжения в холодном, казарменном здании училища. Молодые люди вместе с учителем по вечерам располагались здесь вокруг рояля. Они слушали импровизации Чайковского или поочередно читали стихи. Здесь они обсуждали книги любимых писателей, статьи критиков, боясь, впрочем, слишком откровенно высказываться: в училище было много доносчиков.

Была у молодого чиновника еще одна привычка, раздражавшая сослуживцев. Порою он погружался в такую глубокую задумчивость, что приходилось прерывать с ним деловые переговоры. Потом он приходил в себя и старался найти объяснение непростительной своей рассеянности. Это наступало неожиданно: даже в минуты беспечной беседы с приятелями он вдруг начинал к чему-то прислушиваться. Внутренняя музыка напоминала о том, что она еще жива, не покинула его. Усилием воли он отгонял ее, но она возвращалась.

Чайковский втянулся в развлечения аристократической столичной молодежи. На вечерах у Апухтина изумлял присутствующих своими познаниями в области балета. Гостей забавляло, когда Чайковский играл польки, вальсы, галопы, мазурки на клавиатуре рояля, покрытой полотенцем, или напевал для них итальянские арии. Однажды он исполнил свой салонный романс, начинавшийся словами: «Мой ангел, мой гений, мой друг». В другой раз спел «Песню Земфиры», сочиненную на слова Пушкина. Для окружающих Чайковский был человеком, «не лишенным музыкальных способностей».

Иногда Чайковский спрашивал себя: «Сколько же может длиться такое пустое, бесплодное существование? Чем кончу? Что обещает мне будущее? Об этом страшно подумать».

Роль музыки русского композитора М.И. Глинки в жизни Чайковского

Много светлых горьких воспоминаний было связано у него с музыкой Глинки. Давным-давно, еще перед своим первым отъездом из Петербурга, мать была с ним в театре – они вместе слушали «Жизнь за царя».

Тогда ему, десятилетнему мальчику, опера очень понравилась. Теперь она предстала перед ним как образец совершенства, для него недосягаемый. Чем глубже Чайковский изучал гениальную партитуру, тем острее и горше сознавал свою беспомощность.

Иногда ему думалось: не обратиться ли к опытному преподавателю? Но это намерение тут же угасало. Тот, наверное, заявит, что в двадцатилетнем возрасте поздно начинать изучение музыки. А в душе еще и посмеется над запоздалой прихотью незадачливого юриста. И Чайковский, подавляя сомнения, продолжал работать в одиночку.

Учитель пения Пиччиоли сообщил Чайковскому, что с осени откроется прием на подготовительные курсы для всех желающих попасть в консерваторию, и посоветовал своему ученику поступить на эти курсы.

Чайковский принял решение. Ему исполнился двадцать один год, когда он круто повернул свою жизнь и, не отрываясь от службы в министерстве юстиции, стал заниматься в Музыкальных классах, организованных при Русском музыкальном обществе Антоном Григорьевичем Рубинштейном.

Молодой чиновник министерства юстиции исправно исполнял свои обязанности, нетерпеливо ожидая конца рабочего дня. А потом, как на крыльях, летел на занятия по гармонии. Свойственная ему стремительность до конца дней сохранилась даже в походке Чайковского.

Близкие знали Петра Ильича как человека мягкого, чуткого, нервного. И вдруг он удивил их неожиданной твердостью. Ему нужна была большая сила воли, чтобы объявить родным о своем намерении стать музыкантом.

Музыка – это огромная сила эмоций, чувств человеческих. Во все времена самой дорогой для человека была его жизнь. Так как она дается человеку всего один раз. И надо ее прожить так, чтобы оставить свой след на земле, что и сделал Чайковский. Надо быть сильным в принятии своего единственно правильного решения.

Музыка вид искусства бессмертный. Многих композиторов давно нет в живых, а мы можем узнать их мысли, думы, тревоги, размышления о жизни. В музыке можно выразить то, что нельзя произнести вслух, сказать словами.

Музыка Чайковского актуальна и в наше время, хочется остановится и подумать в чем же смысл жизни человека. Все что творит человек своими руками останется для следующего поколения.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)