Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: Ю. Воронов | Добавлено: 2015-03-02

Труд людей в годы войны

Всегда интересна история места, где живешь. Я с детства интересовались историей, и свою последующую жизнь мне хотелось бы связать с этой наукой. Мне очень нравится открывать тайны истории, пытаться связать настоящее с прошлым ее невидимыми нитями. Несколько лет я занимаюсь изучением родословной своей семьи. Я поставила перед собой цель: рассказать нашему поколению о людях, которые ценой собственной жизни отстояли свободу нашей Родины, мы обязаны им мирным небом.

Для того, чтобы выполнить эту работу, я использовала аудиозапись своего деда Асадуллина Шамиля Авзаловича (1932-2008), который являлся уроженцем РБ с. Чишмы. Рассказы своего отца Сарварова Зуфара Мавлявиевича. «Чишмы - край светлых родников» научно-справочное издание /ред. Асадуллин Р.М. и др.: Уфа 2004 год. Материалы школьного музея СОШ №2 : «Воспоминания ветеранов труда с. Чишмы»

Среди моих родственников нет ни Героев Советского Союза, ни Героев Социалистического Труда, а есть только моя многочисленная семья. Простая, крестьянская трудовая семья, в жизни которой, как в зеркале отразились все страницы истории нашей Родины, в том числе и Великая Отечественная война. Надо было работать - работали много и хорошо, надо было воевать - без слов защищали Родину. Я считаю, такие простые, добрые семьи и войну вынесли на своих плечах, и Победу выковали. В годы Великой Отечественной войны мои родные не только воевали, но и трудились в тылу.

Мой дедушка Сарваров Мавляви Сарвартдинович воевал, а дедушка по линии мамы Асадуллин Шамиль Авзалович трудился в тылу, так как ему, когда началась война, было 13 лет.

Сначала я хочу рассказать о своей бабушке по маминой линии, Абдрахмановой Гульсум Гимрановне. Бабушка награждена медалью "За доблестный труд в годы ВОВ".

К началу войны она жила в городе Кирове и была замужем за военным, старшим лейтенантом Абдрахмановым Абдразаком Вагаповичем. Ещё до начала войны весь их гарнизон срочно отправили в Прибалтику, в город Ревень. Перед отъездом он попросил мою бабушку уехать к своим родственникам в Башкирию и она так и поступила. Приехала в Башкирию к своей матери Назировой Заре в д. Барсуанбашево. Бабушкин брат Закуан Гимранович осенью 1941 года должен был вернуться из армии, но ему так и не суждено было вернуться в родные края. С первых же дней войны он оказался на фронте. Зимой 1941 года бабушка получила похоронку на мужа. Так в 19 лет она осталась вдовой и с маленьким сыном на руках. А на своего брата похоронка пришла в 1943 году, он геройски погиб при форсировании реки Днепр. В семье у бабушки остались только одни женщины. Они работали в колхозе. Так как в колхозе техники совсем не было, приходилось работать вручную. Во время уборки, хлеб жали серпами и складывали в снопы, а потом перевозили на быках в большой сарай, где и обмолачивали. Весь хлеб отправлялся на фронт. Сами питались скудно, хлеба выдавали по 200 грамм в день, только тем, кто работал. Несмотря на собственное хозяйство, продуктов в деревне не хватало. Мясо, яйца, картошку сдавали для отправки на фронт. А по весне вообще нечего было есть и бабушка с подругами собирала мороженую картошку, из которой пекли "кальжимя". Если выпадал выходной день, то возили колхозный урожай на сдачу государству. Дорога была дальняя, а возили 14-16 летние подростки, моя бабушка была старшей. Мужчин в деревне не было, все на собственное хозяйство, продуктов в деревне не хватало. Мясо, яйца, картошку сдавали для отправки на фронт. Зимними вечерами они собирались и вязали носки и рукавицы для солдат. После войны в деревню вернулось всего треть мужчин ушедших на фронт.

Замуж за моего дедушку Асадуллина Шамиля Авзаловича бабушка вышла после войны. Несмотря на пережитые невзгоды, моя бабушка, Гульсум Гимрановна, оставалась светлым человеком, она очень любила детей и была добрым человеком.

Если кому-то было плохо или случилось несчастье, шли к ней, она всегда находила теплое, доброе слово ободрения, всегда поддерживала в тяжелые минуты.

Сейчас бабушки уже нет, но светлая память о ней останется навсегда!

Мой дедушка Асадуллин Шамиль Авзалович родился и всю свою жизнь прожил в деревне Чишмы. Свою трудовую деятельность начинал в Барсуанбашевской школе, преподавал уроки физкультуры, затем работал в колхозе водителем. Говорили, что он был мастером на все руки: и плотник, и столяр, и слесарь, и первый гармонист.

Дедушке было 13 лет, когда началась война. Конечно, он мечтал, как и многие мальчишки, попасть на фронт, воевать с врагами. Но с первых же дней войны, когда взрослые мужчины ушли на фронт, пришлось их заменить на полях колхоза «Социализм». Все, кто остался работать в тылу, хорошо осознавали что хлеб – это оружие победы, что фронту он нужен также как танки, оружие и самолеты.

Из воспоминаний дедушки: "В день, когда началась война, мы с ребятами, искупавшись в реке Дёма, возвращались домой. Вдруг увидели, что к нам приближается всадник на коне и что-то кричит, это был Рамазан – бабай, он сообщил страшную весть о начале войны. А вечером все жители деревни собрались в клубе, и прямо оттуда многие мужчины отправились на фронт.

Рабочих рук не хватало, а работы было очень много. Мы выполняли всю взрослую работу: заготавливали сено, сеяли и убирали хлеб. На работу выходили пешком на рассвете, опаздывать было нельзя, за опоздания, прогулы судили в военное время. Трудились от зари до глубокой ночи.

Самой горячей и тяжелой была пора посева. Я работал старшим сеяльщиком, должен был следить за тем, чтобы не забивался сошник. Это была очень ответственная работа, требовала много внимания. От усталости и голода к концу рабочего дня валился с ног в буквальном смысле этого слова. Приходилось привязывать себя веревкой к сеялке. Кормили нас, как и во время сенокоса, один раз в день. Давали немного мяса, крупы и кусок хлеба.

Варили похлебку прямо в поле, не отрываясь от работы.

Никогда не забуду доброту старика Хабиба, меня и моего друга Санагата жалел и приносил кусочки хлеба. Черствый кусок черного хлеба – как он был вкусен, его вкус я помню до сих пор. Хлеб убирали вручную с помощью серпов, завязывали злаки в снопы и укладывали до обмолота. Серп держали все, кто мог.

1942 – 1944 годы были засушливые, неурожайные. Нужно было поставлять на фронт зерно, мясо, брынзу, овощи. Для самих почти ничего не оставалось, кушали похлёбку из гнилой картошки, ели крапиву и любую траву, которая считалась съедобной… Вот такое страшное было время».

С каким трепетом и волнением я слушала воспоминания своего дедушки Асадуллина Шамиля Авзаловича, записанные на магнитофон. Его, к сожалению, уже нет в живых! Я представляла мальчика, от зари до зари работающего в поле вместо взрослых мужчин, ушедших на фронт. Слёзы наворачивались на глаза.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)