Дом  | Автор: Лямина Елена Александровна | Добавлено: 2015-03-06

Жилищно-коммунальное хозяйство России

Жилищно-коммунальное хозяйство России одна из самых больных тем нашего времени. Реформе ЖКХ уже второй десяток лет, а реального улучшения условий жизни собственников жилья в многоквартирных домах так и не видно. Новый год, несмотря на кризис и существенное снижение мировых цен на энергоносители, «порадовал» новым скачком цен на коммунальные услуги почти на 20%. Жильё и жилищно-коммунальные услуги перестали быть просто общественным благом, они стали таким же товаром, как хлеб или колбаса, за потребление которого надо платить. Безусловно, система ЖКХ нуждается в реформировании, но это требует профессионального и системного подхода. Данная тема затрагивает интересы всего населения и системы его жизнеобеспечения, ведь вода, жилье, тепло, свет – вечны! Поэтому тема моего исследования является актуальной и весьма значимой.

Так как я живу в многоквартирном доме и являюсь потребителем коммунальных услуг, предоставляемых организациями ЖКХ, их качество и стоимость имеют для меня и моей семьи большое личностное значение. Кроме того, я планирую выбрать профессию, связанную с работой ЖКХ.

Жилищно-коммунальное хозяйство — это комплекс подотраслей хозяйства, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) включает около 30 видов деятельности. Подотраслями являются: техническое обслуживание жилья; благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, саночистка и утилизация отходов); ресурсоснабжение (тепло, электричество, вода, канализация, газ); бытовое обслуживание (гостиницы, бани, прачечные, ритуальные услуги) и т.д.

Российское жилищно-коммунальное хозяйство появилось в 1649 годуСогласно данным районного архива Кировской области коммунальное хозяйство нашего города начало свое существование в далеком 1929 году и называлось Вятско-Полянский горкомхоз села Вятские Поляны. Данные о горкомхозе, о его деятельности, о его руководителях, к сожалению утеряны.

В октябре - ноябре 1941 года происходит эвакуация в Вятские Поляны из Подмосковья головного завода, по производству знаменитых в войну пистолетов-пулемётов ППШ. В связи с этим, для его работников началось строительство заводского посёлка. Для его обслуживания в 1942 году при заводе был создан жилищно-коммунальный отдел №47. К концу войны посёлок состоял из 31 барака. С этих пор в Вятских Полянах действовали 2 автономных жилищно-коммунальных подразделения: заводское и городское.

С 1954 года В-Полянский горкомхоз переименовали в комбинат коммунальных предприятий и благоустройства (ККП и Б). Основными задачами комбината коммунальных предприятий является вывоз бытового мусора, уборка нечистот, чистка дорог и благоустройство улиц. На этот момент в распоряжении предприятия находится конный двор из 5 лошадей, 1 трактора и канализационной машины.

В 1976 году к предприятию присоединились домоуправления, в состав входило муниципальное жилье, а в 1979г. БТИ (бюро технической инвентаризации), которое в 2000 году стало самостоятельной организацией и вышло из состава МУП «ЖКХ».

В 1991г. в городе Вятские Поляны была построена новая гостиница общей площадью 5150 м2, которая была поставлена администрацией города на баланс МУП ЖКХ. С 1 декабря 2001 года происходит передача жилищно-коммунального отдела (№47) и заводского жилого фонда в муниципальную собственность, образуется предприятие МУП «ЖКО».

С 1 января 2006 года распоряжением администрации города происходит присоединения МУП «ЖКО» к МУП «МПО ЖКХ».

Таким образом, история создания и развития жилищно-коммунального хозяйства тесно связана с развитием г. Вятские Поляны. Процесс реструктуризации коммунальной сферы активно продолжается и сегодня.

Анализ состояния ЖКХ нашего города до проведения реформы

С января 2006 в отрасли жилищно-коммунальных услуг города функционировало крупное унитарное предприятие МУП «МПО ЖКХ», образованное путём слияния двух существовавших предприятий: МУП «МПО ЖКХ» и МУП «ЖКО» . Данное предприятие при его значительных масштабах выполняло работы широкого спектра деятельности ЖКУ: обслуживало жилой фонд различной степени благоустройства 555 тыс. м2.; на предприятии работали девять котельных, вырабатывающих более 180 тыс. Гкал тепла в год; обслуживались все тепловые (28 км) и канализационные сети города (20 км), часть водопроводных сетей; проводились работы по капитальному ремонту жилого фонда города, инженерного оборудования, находящегося на балансе; предприятие выполняло работы, связанные с благоустройством всего города, это – содержание и обслуживание и ремонт автодорог, уличного освещения, проводило работы по озеленению города, чистке улиц и тротуаров, площадей города и т.д.

Масштабы предприятия и выполнение многоцелевых задач вызывали сложности в управлении организацией и практически делали невозможным переход от старых методов управления к новым, к совершенствованию структуры управления предприятия, рациональному подбору и установке кадров.

Трудность управления крупным многофункциональным предприятием делает невозможным внедрение инноваций по всем видам деятельности предприятия, проведение системной, плановой модернизации отрасли, внедрения новых малозатратных технологий. На предприятии отсутствовал план стратегического развития, определяющий поэтапное развитие отрасли способствующий обновлению основных фондов, уход от затратных и переход к перспективным технологиям, которые позволят снизить себестоимость и улучшить качество услуг, развить рынок новых услуг и товаров.

Использование устаревших технологий и пренебрежение новшествами приводит к ежегодным убыткам в деятельности предприятия. Увеличение затрат, превышающие платежи населения, приводило к повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Монополизация данной отрасли не способствует развитию конкурентной среды. В этих условиях организация не заинтересована в улучшении качества услуг, внедрении новых технологий, снижающих себестоимость.

Таким образом, все это ведет к снижению качества оказываемых услуг и переход к аварийно-прогнозируемым ситуациям. Застой в сфере ЖКХ, старение и износ основных фондов, именно так можно кратко сформулировать положение коммунального хозяйства в городе. При таком положении дел необходимо планировать ежегодное вливание значительных бюджетных средств, на обновление и компенсацию убытков от деятельности предприятия или провести грамотную реформу всего жилищно-коммунального комплекса.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)