Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: Мансков Сергей Анатольевич | Добавлено: 2015-04-22

Значения и функции животных на картинах С.Дали

Сальвадор Фелипе Хасинто Дали и Доменеч, маркиз де Пуболь или Сальвадор Дали - испанский художник, скульптор и график, важнейший представитель сюрреализма.

Образ жизни, образ мышления Сальвадора Дали был оригинален практически с рождения художника до самой его смерти. «Нормальность ставит меня в тупик» , - утверждал он и был здесь искренен. Повседневная жизнь художника: «его сон и пищеварение, его ногти и простуды, его жизнь и его смерть в корне отличаются от всего, что происходит с остальной частью рода человеческого .

Сальвадор Дали рисовал образы «… знакомые разуму: людей, животных, здания, пейзажи - но позволял им соединиться под диктовку сознания. Он часто сливал их в гротескной манере так, что, например, конечности превращались в рыб, а туловища женщин - в лошадей» .

Впоследствии, Дали назовет свой уникальный подход "параноико - критическим методом". Как утверждал художник, он «освобождался от подсознательных образов, как сумасшедший. Единственным его отличием от сумасшедшего было то, что он не был таковым» .

По мнению исследователей, «стилистические эксперименты и эксцентричные поступки сделали его одной из самых популярных и спорных фигур среди художников XX столетия».

Понимание места Сальвадора Дали в истории современного искусства сходно с восприятием его картин - ощутимые и четкие образы оказываются одновременно полными неопределенности и двусмысленности. Судя по тому, что известно о его ранней юности, им «двигало желание отличаться от своих современников, и в то же время ему хотелось быть признанным ими главенствующей личностью со своими всегда правильными взглядами. Поэтому творчество Сальвадора Дали всегда «привлекало внимание психоаналитиков» . Оценка критиков не всегда была однозначной. Сам художник говорил: «Меня совершенно не трогает, что пишут критики. Я – то знаю, что в глубине души они любят мои работы, но признаться боятся» . Многие искусствоведы, такие как Е.Гордон, И.Поперечный, отмечают у С.Дали «жесткое, рациональное начало как нечто негативное, большинство же почти не замечает этого, прикованное общей иррациональностью, видимой «случайностью» создаваемых им образов» .

Идеи венского психолога и мыслителя Зигмунда Фрейда имели особый смысл для  кружка сюрреализма, в который входил и основатель «параноико-критического» метода Сальвадор Дали. Фрейд, критически отзывавшийся о сюрреалистах, был вынужден изменить свое мнение после встречи с Дали, которая произошла в 1938 году. Фрейд оказал большое влияние на творчество и жизнь будущей знаменитости. «Имея воистину природный дар самонаблюдения, Сальвадор Дали отточил свое умение благодаря раннему знакомству с основным трудом Фрейда «Толкование сновидений», что навсегда определило линию его творческого поиска» .

Ж.Лакан длительное время общался с С.Дали, вел переписку. Обладая знаниями значений символов в подсознании человека, воспринимая их интуитивно, художник зашифровал свое душевное состояние, свои эмоции, чувства на холсте. «Когда начинаешь понимать игру символов Дали, "тайна в тайне" становится доступной» .

«Как вы можете надеяться, что они (психологи, мыслители и другие) поймут мои картины, когда я сам — я, создающий их, — понимаю их лишь в малой степени‹...›. Смысл их настолько глубок, сложен и непосредственен, что ускользает от простого анализа или логической интуиции» .

В разные периоды времени внимание к творчеству великого испанского художника проявляли многие ученые, но ни одной монографии, которая открывала все тайны художественного метода великого испанца нет.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении представлена информация о том, как критики, исследователи, современники отзывались о творчестве С.Дали. Так же здесь выделены объект и предмет работы, показана практическая значимость работы и поставлены цель и задачи. Основная часть работы состоит из двух параграфов. В первом параграфе приведена классификация зооморфных образов, встречающихся на картинах художника, а во втором выявлены значения и функции животных, а также рассмотрен материнский текст в зооморфных образах. В заключении подведены результаты и сформулированы выводы по всей работе. В приложении представлены таблицы, схемы и диаграммы, отображающие основные результаты работы.

В исследовательской работе использованы книги С.Дали «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим» и «Дневник одного гения», Дали А. М. «Сальвадор Дали глазами сестры».

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы на уроках МХК (мировой художественной культуры) и истории при изучении творчества зарубежных художников, в частности, С.Дали, а также на факультативных занятиях.

Классификация зооморфных образов

Животное — «многоаспектный символ окружающего мира, единства человека с природой. Он может обозначать «плодородие и изобилие; инстинктивные и эмоциональные порывы, которые необходимо обуздать, прежде чем вступать в сферу духовного; пассивное участие и животную природу людей: невозможно найти животное, которое не имело бы хоть какого-то сходства с человеком» .

Зооморфизм – «представление духов и богов, в образе зверей, предшествовавшие, а иногда и сопутствовавшие человекоподобию сверхъестественных сил (антропоморфизму)» . Семантика животных тесно связана с душевным миром человека, символизируя, не только состояние окружающего мира, но и его самого.

Это можно наблюдать на картинах Сальвадора Дали, для которого большое значение имеют не только образы людей, но и животных. Сам художник пишет: «мои возможности извлекать из всего пользу поистине не знают границ. И часа не прошло, как я насчитал целых шестьдесят два различных способа применения этих самых китовых позвонков, в их числе был балет, фильм, картина, философия...» .

На картинах художника животные не просто присутствуют, но и часто предстают в виде необычных существ.

Для анализа нами были отобраны картины С.Дали, на которых доминируют зооморфные образы. На основе этого материала был составлен частотный словарь.

По статистике, часто упоминаются образы птиц, насекомых (муравья), рыбы, но наиболее часто встречаются именно образы животных - коня, льва, овцы, слона. Зооморфы декодируются при помощи биографического плана художника.

Для анализа в данной работе взяты образы осла, жирафа, коровы, коня, льва, т.к. они непосредственно связаны со смертью матери Дали, умершей в 1921 году от рака, которая значительно повлияла на развитие и характер художника, а также и военными действиями в Испании, и встречами, знакомствами с сюрреалистами.

Сальвадор Дали в начале своего творческого пути был тесно связан с кружком сюрреалистов, которым были по душе К.Маркс, З.Фрейд и Ф.Ницше. В творчестве художника психоаналитик З.Фрейд, историк искусства Ф.Дзери, исследователи творчества гения Жиль Нере, Эдмунд Свинглхарст, Мередит Этерингтон-Смит и другие определяют семь периодов:

Направление поисков (картины периода 1914-1926гг.)

Сальвадор Дали пытается «найти себя» в искусстве. В этом периоде присутствуют пейзажи, натюрморты, портреты разных стилей. Дали серьезно занялся метафизической живописью.

От неокубизма к пресюрреализму (картины периода 1926-1929гг.)

Дали увлекся изображением на холсте образов, вызванных свободными ассоциациями по поводу случайно избранных форм, имеющих какое-либо значение или нет. На его картинах предметы растягиваются (мягкие часы), растворяются, разлагаются (птица), превращаются в другие предметы (осел).

«Сюрреализм – это Я!» (картины периода 1929-1934гг.)

Сальвадор Дали почти полностью переходит к сюрреалистическому стилю. Его картины полны загадочности и мистицизма. В этот период С.Дали на картинах отражает горечь утраты своей матери.

Параноидально-критический метод (картины периода 1934-1937гг.)

Художник дает «тотальное описание безумия» и воспроизводит это на холсте. Дали совмещает объекты совершенно разнородные, сталкивает их друг с другом в противоестественных ситуациях.

Американская мечта. «Большой стиль» (картины 1938-1949гг.)

Появляются ныне знаменитые образы Дали: расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван-губы, рояль, свисающий словно драпировка, и другие. Использует прием «исчезающих образов», которые как бы растворяются в окружающем пространстве.

Ядерный мистицизм (картины периода 1949-1962гг.)

«Дали заявил, что собирается возродить испанский мистицизм и показать единство Вселенной, изобразив духовность материи» .На картинах он изображает рассечение арок, фруктов и других предметов - это «символизирует расщепление атома» .

Последняя роль (картины 1963-1983гг.)

Художник проникается идеями католицизма. Религиозные мотивы, классицистическая композиция – это встречается на картинах последних лет Сальвадора Дали.

Следовательно, ранее творчество Дали более связано с символикой смерти, чем позднее . На картинах этих периодов изображены животные, символизирующие смерть, такие как осел, корова, конь и другие. В последних периодах жизни он склоняется к темам религии и вечности, где символичным животным этого становиться голубь.

Сам Дали делил «свой зрелый период творчества на ряд этапов в духе своего «параноидально-критического» мышления на: Дали Планетарного, Дали Молекулярного, Дали Монархического, Дали Галлюциногенного, Дали Будущного» . Эти периоды аналогичны периодам, которые установили искусствоведы, психоаналитики и другие.

Исследуя работы Сальвадора Дали, Игорь Поперечный (психолог, врач-психотерапевт) пришел к выводу, что «в картинах постоянно присутствует кто-то очень значимый для художника, кто изо дня в день, из года в год, на протяжении всей его жизни управлял кистью гения» . На основании проведенных исследований психологи пришли к выводу, что это был образ матери, смерть которой художник не принял всерьез и жил в ожидании чуда - ее воскрешения. В одном из своих интервью Дали сказал по этому поводу: «Я клянусь всеми лучами блистательной славы, которая засияет вокруг моего имени, вырвать мать у смерти». Образ матери, присутствующий практически во всех произведениях, художник ассоциировал со скалой, горой, отдельно лежащим камнем, розой, мумией и другими символами. Особо это связано с зооморфными образами.

Значения и функции животных на картинах С.Дали

Осел - один из малопонятных образов животных на картинах Сальвадора Дали. Он встречается не так часто, как другие образы, но, тем не менее, очень важен, т.к. его семантика связана со смертью, разложением, что характерно для творчества С.Дали. Смерть матери художника непосредственным образом отразилась на семантике осла на полотнах С.Дали.

Данный образ встречается на 2 картинах, написанных в 1928году: «Тлеющий осел» и «Симбиоз женщины и животного». Год написания картин входит в период, называемый «От неокубизма к пресюрреализму». В этот период Дали впервые изображает образы с подсознательной стадии. Так появляется загадочный осел на картинах С.Дали.

На картине «Тлеющий осёл» животное изображено как скелет. То, что это осел можно узнать только по названию картины. В символике осел означает «кротость, бедность, печаль, смерть» . Так и на картине «Тлеющий осел» С.Дали, опираясь на семантику, данный образ связывает со смертью, печалью и тлением. Скелет осла – это «символ смерти и смертности» . Все предметы и краски на картине связаны с этим.

Цвета - красный, серый, оранжевый - на картине имеют большое значение. Они символизируют смерть, кровь, огонь, печаль и т.д. Осел изображен красным, оранжевым и серым. Красный – «… огня и крови. Ассоциируется с наивысшим напряжением» . Серый навевает печаль. Оранжевый – «горячий, пламенный цвет» .

Таким образом, все это связано с огнем, разложением и смертью. Тлеющее тело осла охвачено пламенем: «разрушение, тление ‹…›перемену одного состояния на другое, либо переход в него» .

«Результатом действия огня является пепел ‹…› знак неутолимого горя» . Так и на картине Сальвадора Дали пепел, исходящий от горящего тела осла, вздымается в воздух несет семантику горя, которое художник испытывал на протяжении всей жизни после смерти матери.

Следовательно, картина, имеет семантику, связанную со смертью, тлением и печалью.

Сам осел расположен внизу в правом углу картины на заднем плане. Он кусает за ногу фантастическое существо, которое находится на переднем плане картины.

Около фантастического существа расположено раковина моллюска – «символ загробного мира. Ракушки служили траурными атрибутами» . На картине Дали выделят раковину, помещая ее на передний план. Это единственный объект, который имеет тень: «…душа умершего» .

На картине присутствует незримый наблюдатель - луна, являющаяся «проводником в загробный мир, либо сама является местом посмертного жительства».

Ее неяркий свет - «промежуточный между солнечным светом и мраком, между сознанием, разумом и ночным миром бессознательного» . Луна символизирует «непостоянство, смерть, переход от жизни к смерти». Таким образом, она освещает дорогу в загробный мир.

В данном случае дорогой является река - «поток жизни» . «Мощный символ уходящего времени и жизни». А по течению плывет лодка – «символ переправы душ умерших» . Она же - «символическая колыбель для душ, которые ждут возрождения» . Все умершие души переправляются с помощью лодки на остров, который является «убежищем. Символично, что остров всегда таинственное «где-то» или место обитания избранных бессмертных или заколдованное место, «где исправляются грешники» .

Так, на картине «Тлеющий осел» образ матери присутствует в той единственной тени раковины: «душа умершего», а Сальвадор Дали ждет ее воскрешения, о чем свидетельствуют все образы на картине, а особенно лодка: «колыбель для душ, которые ждут возрождения» .

Следовательно, на характер картины значительно повлияла смерть матери Дали (те чувства и переживания, которые происходили в душе художника, он воспроизвел на холсте).

Образ осла также используется на картине «Симбиоз женщины и животного» . Этот образ трудно узнать. Он изображен как скелет, а рыбий хвост заменяет заднюю часть осла. И лишь по ушам можно узнать это животное. Оно аналогично животному на картине «Тлеющий осел» (1928г.). Имеет семантическое значение смерти и разложения.

На картине показан симбиоз женщины и животного – осла. «Симбиоз - [др. греч. «сожительство»] совместное существование двух организмов разных видов…» .

Женщина – «Великая Мать» . Это образ матери Дали, умершей в 1921году.

Эта картина выполнена в холодных и мрачных тонах. Здесь образ осла изображен серым и розовым тонами. Семантика этих цветов совершенно противоположна: серый – «печаль» , розовый – «счастье, спокойность, приятность».

Также как и на картине «Тлеющий осёл», он расположен внизу в правом углу картины, но на переднем плане. Линия горизонта находится низко, а существо расположено на линии горизонта и занимает всю площадь картины, поэтому оно кажется очень большим.

В углу картины находиться маленькая клетка, а в ней тлеющая птица без головы ярко-оранжевого цвета. Семантика тлеющей птицы в клетке противоположен значению живой птицы. Следовательно, безголовая птица в клетке означает неволю, смерть, печаль, заточение.

В середине картины изображен песочный булыжник, а в нем тело женщины. Это мать С.Дали. А на картине показана смерть матери. Ведь ее тело частично погружено в песок – «символ уничтожения, разрушения и течения времени» . «Олицетворяет нестабильность и непостоянство» .

Позади фигур изображено темно-синее небо с единственным облаком. Синий цвет вызывает чувство «пассивности и угнетенности, создает ощущение холода» .

Картина «Симбиоз женщины и животного»(1928г.) несет семантику разложения и смерти. Главный ее вестник - осел, а песок ему способствует.

«Все в этом «лесу приспособлений», как называл их (картины) Лорка, слишком уж, до тошноты надышались печальным сирокко. Это шествие животных — то самое, которое еще в детстве придумал Дали, нафантазировал маленький Сальвадор. Шествие ужасное и чудесное: это ведь движется население той земли, которая отдана во власть беспощадного, искушающего летнего зноя, или — во власть осени, время года неважно, оно лишь должно дать возможность представить себе обнажение, раздевание, изнеможение, умирание природы. И луна поднимается над этими сценами, вызывающими дрожь, такую, как при лихорадке,— и делает их еще более трагическими, зловещими» .

Картины С.Дали 1928 года – это первые сюрреалистические работы. В этом году Дали уезжает в Париж и вступает в группу, объединившуюся вокруг Андре Бретона. Картина «Тлеющий осел»(1928г.) и «Симбиоз женщины и животного»(1928г.) подобны. Эти картины символизируют смерть и тление. На полотнах изображена смерть матери, но память об этом близком человеке Сальвадора Дали остается навечно.

Жираф

Образ жирафа встречается в творчестве С.Дали на картине «Жираф в огне» , написанной в 1936-1937гг., в период гражданской войны в Испании, что повлияло на характер картины. «В этой картине прочитывается чёткость и абсолютная продуманность композиционного и колористического строя. Совмещение реальности и бредовой фантазии, как бы, конструировалось, а не рождалось вдруг, по воле случая».

Жираф расположен на заднем плане картины, внизу в левом углу. Животное изображено вдали, на фоне гор. Тело жирафа объято пламенем, но он стоит спокойно, словно оно не причиняет ему боли, а вместо гривы – огонь: «разрушение, ‹…›перемену одного состояния на другое, либо переход в него» .

Жираф – «символ дальновидности, умения предвидеть развитие событий. Один из древнейших символов счастья, удачи и благосостояния» . На картине «Жираф в огне» Дали опирается на символику, но на картине животное будто тлеет, угасает, поэтому семантическое значение будет противоположно. Жираф в огне – разрушение жизненного счастья и благополучия, неверие в свою удачу, страх, т.к. картина написана в период гражданской войны в Испании. А семантическое значение - «умение предвидеть развитие событий» - показывает на картине весь ужас войны и впоследствии хаос и отсутствие привычных жизненных норм человечества.

Жираф изображен темными красками, цветом «демоническим, отрицающим другие цвета и поглощающим свет. Символизирует смерть и печаль» , огонь на теле жирафа ярко - красного цвета: «… огня и крови. ‹…›Ассоциируется с наивысшим напряжением» .

На переднем плане картины изображены две необычные большие женщины. Их тела обезображены последствиями Гражданской войны и состоят из различных открытых ящичков. «Женщина с выдвижными ящичками на теле - символ женской загадочности. Этим Сальвадор Дали говорит, что у каждой женщины есть свой секрет» . Художник показывает нам, что при такой ужасающей ситуации в Испании, женщина остается такой же таинственной. Фигуры женщин поддерживаются костылями, что означает неустойчивое положение в жизни, неуверенность в собственных силах.

Низкая линия горизонта усиливает воздействие одной из фантастических женщин, которая овладевает всем передним планом, заслоняя при этом заднюю часть картины.

Все объекты и тона на картине соответствуют теме Гражданской войны в Испании, а также смерти матери . Картина имеет семантику неустойчивого положения, печали, смерти.

Животное на картине «Жираф в огне» является вестником разрушения, смерти и всеобщего несчастья, поэтому он изображен горящим. Одинокий человек, стоящий рядом с жирафом - это образ умершей матери (одинокие образы на картинах Дали - это образы матери), душа которой также подвергается воздействиям Гражданской войны. На картине все образы подвержены разрушению, исчезновению. На ней изображено действие войны: люди, животные, природа - ничего не остается в полном порядке. На картина может быть прочитана как иллюстрация к ужасу войны, отражающемуся не только в изображении, но и в семантике образов.

Корова

Образ коровы встречается на картине «Призрачная корова» и «Призрачная корова» . Картины написаны в 1928 году. Этот год для Дали был особенным. Художник познакомился с Андре Бретоном и Полем Элюаром. В этом году Дали стал известным во всем мире. Его картины были выставлены на Международной Выставке Карнеги (Carnegie International Exposition) в Питтсбурге, Пенсильвания. Но, несмотря на положительные моменты жизни, семь лет назад умерла мать художника и, возможно, именно это повлияло на характер и семантическое значение картины.

Фигура животного на картине «Призрачная корова» расположена на заднем плане картины в правом углу.

Корова изображена очень упрощенно: ее тело обведено по контуру, а голова – подобие черепа. Фигура коровы имеет фиолетовый оттенок. Фиолетовый цвет – «цвет одиночества и печали» .

Корова – «символ материнства». Так и на картине художника, корова символизирует мать Дали и его одиночество, т.к. на картинах Дали одинокие фигуры – это образы матери Дали, на основании выводов исследований новосибирских психологов.

Картина написана в фиолетовых тонах. На картине фиолетовый цвет создает ощущение тяжести, печали, меланхолическое настроение, чувство душевной депрессии. «Цвет считается особо благородным, т.к. вызывает печаль» .

На переднем плане картины изображен голубь, его хвост – прозрачный. Голубь словно облако и сам вливается в небо. Он занимает больше половины картины. Голубь – «воплощение мягкости и чистоты, любви, олицетворяет пугливость. ‹…› Символ материнства» .

Глаза у голубя и коровы одинаковые - большие и пустые, такие же, как и луна, очертания которой искажены.

Луна – «женственность. Ее неяркий свет является промежуточным между солнечным светом и мраком, между сознанием, разумом и ночным миром бессознательного» . Луна символизирует «непостоянство, смерть, переход от жизни к смерти. ‹…› указывает дорогу в загробный мир или сама является местом посмертного жительства» .

Эта картина в целом символизирует смерть матери и возникшее одиночество и печаль. Картина была написана в тот момент, когда художник переживал период одиночества, вследствие потери матери.

На картине «Призрачная корова» все объекты состоят из «веревок» и пустот в плоскостях. На картине представлено две коровы. Контур первой состоит из «веревок»: гладких, ребристых, волнообразных и «веревок» из шерсти. Второй образ аналогичен корове на первой картине «Призрачная корова» . Голова коровы – подобие черепа, на теле изображены внутренние органы коровы, задние ноги подобны лапам кузнечика. Так же на картине представлены разнообразные останки животных и пустотелая цапля. Корова – «символ благосостояния и материнства» . Но так как здесь корова «призрачная», то и семантика меняется. Призрачная корова – отсутствие благосостояния и матери. Эта картина очень сложна для восприятия и навевает тоскливость, одиночество, а также вызывает неприязненное чувство.

На обеих картинах корова обладает семантическим значением материнства , но т.к. животное призрачное, то это будет символизировать смерть матери, что случилось в 1921году.

Образы осла, жирафа, коровы имеют одинаковую семантику на картинах С.Дали: смерть и печаль. Следовательно, на картинах художник показал смерть матери, которая была ему очень дорога. И все эмоции и чувства от этого потрясения (смерть матери) Дали воспроизвел на холсте.

Конь

Образ коня, по статистике, самое часто встречающееся животное на картинах художника. В основном, в творчестве Дали конь символизирует «жизненную силу, скорость, превосходство, благородство и красоту».

На картинах, написанных в 1930году: «Невидимые спящая женщина, лошадь и лев» (1), «Невидимые спящая женщина, лошадь и лев» (2), «Невидимые спящая женщина, лошадь и лев» (3) изображена одна и та же женщина, в одном и том же положении. При ее тщательном рассматривании можно также увидеть льва и коня. Но на картинах (1) и (2) фигура женщины одна, а на картине (3) несколько фигур «невидимых людей и животных». На каждой картине также изображена плоскость, на которой находятся «невидимые спящая женщина, лошадь и лев» и сфера, лежащая рядом. Но на картинах (1) и (3) - две сферы, а на только одна.

Картина (1) символизирует умножение образов. Пирамида и огромная колонна на заднем плане показывает незначительный размер фигур. Эта картина сложна для восприятия.

На плоскости лежит женщина, конь, лев – в одном лице. С.Дали использовал именно этот симбиоз, так как символика коня – это черты женщины: «красота, сила, плодородие» [21;224]. И лев является символом «красоты, силы, совершенства, верности». Так и на картинах.

Все картины аналогичны по стилю и характеру написания. «Написав картину «Незримые лев, конь, и спящая Женщина» (1930г.), он выявил еще и силу такого приема, как умножение образа. Для Дали каждый образ ‹…› связан с другими ...».

На картине «Растительное превращение» (1931г.) лошадь изображена в левом углу картины, на переднем плане около скалы. Лошадь мала по отношению к размерам картины. Линия горизонта находиться очень низко, благодаря этому лошадь выглядит еще незначительнее. На заднем плане картины изображено большое кучевое облако.

«Символика облаков связана с идеей изменчивости и обманчивости внешних форм» .

Картина выполнена в желто-зеленых тонах: «связаны с представлением о горизонтали и с ощущением пассивности. Цвета растительного мира, природы. Вызывают ощущение свежести и влаги». Конь представлен желтым, «солнечным цветом».

На спине у лошади деревья, вросшие корнями в нее. Они «символизируют полную проявленность; синтез неба, земли и воды; динамичную жизнь как противопоставление статичности камня…»

Образ коня на картине «Растительное превращение»(1931г.) подобен образу животного на картине «Веселый единорог»(1977г.). Конь будто преклоняется перед камнем, либо этот камень преграждает путь коня.

В 1931 году С.Дали проживает с Галой. В образе коня и камня он представляет себя и Галу, их общий союз. Как на картине на пути коня появляется камень, так и в жизни С.Дали появляется Гала.

На картине «Геологисекое становление» (1933г.) изображена белая лошадь, на ее голове и спине два черепа: «наиболее очевидный символ смерти и смертности» . Белая лошадь – «символ жизни» . Но на картине она запряжена. В целом ее образ означает, что жизнь окружена смертью, несчастьями, страхом.

На заднем плане картины видна скала: «несчастливая жизнь, неудача».

Перед лошадью лежит одинокий оранжевый булыжник - образ матери. Лошадь движется к этому булыжнику.

Художник через написание данной картины хотел показать движение смерти к его матери, которая умерла в 1921г.

На картине «Окостенение кипариса на рассвете» (1934г.) конь небольшого размера, расположен на переднем плане в центре картины, появляется из окаменевшего кипариса.

На заднем плане картины изображены кучевые облака. «Символика … связана с идеей изменчивости и обманчивости внешних форм» . «Жить под облаком - это позор» .

Картина выполнена в бежевых тонах. «Такие оттенки создают ощущение тепла и гармонии, создает ощущение легкости» .

На фоне громадных облаков конь выглядит очень маленьким. На картине конь – белого цвета, что может означать «жизнь» . Но так как конь окостенел, то происходит прекращение привычного жизненного цикла. Картина «Окостенение кипариса на рассвете» была написана в 1934 году: Гала, любимая женщина художника, развелась со своим мужем, и Дали женится на ней. В этот год Дали проживал с Галой в гражданском браке. Следовательно, и, привычный жизненный цикл нарушен, о чем свидетельствует окостенение коня и кипариса на рассвете (последующего жизненного цикла с Галой) и именно поэтому символика облаков является таковой («Жить под облаком - это позор»).

Картина «Всадник по имени Смерть» (1935г.) делится на две части: темную (смерть) и светлую (жизнь). На «темной стороне», которая расположена на переднем плане картины, изображены скелет коня и сидящий на нем скелет человека. Границу между мирами составляют темная скала и крепость. А на «светлой стороне» - птицы, белые кучевые облака и радуга.

Сторона смерти окрашена в темные цвета. Они символизируют «…смерть. Цвет демонический, отрицающий другие цвета и поглощающий свет» .

Фигуры, находящиеся на переднем плане картины (на «темной» стороне) кажутся особенно большими, т.к. линия горизонта находится ниже половины картины.

Образы «темной» стороны, в общем, символизируют смерть. А скала - граница между миром «темным» и «светлым» - «надежность, прочность» . Так и крепость, расположенная на скале, символизирует «защиту, нечто охраняемое и защищаемое». За темной скалой видна светлая яркая земля, радуга, одинокая сфера, кучевые облака и чайки. Эта сторона наполнена жизненной энергией и светом. Этот оттенок «создает ощущение тепла и радости» . Загадкой картины служат облака. Их «символика связана с идеей изменчивости и обманчивости внешних форм» . На картине С.Дали облака олицетворяют радость, счастье, также как и радуга. Ее «появление после грозы, на фоне умиротворенной природы, вместе с солнцем, позволяло трактовать ее как символ мира» .

На «светлой стороне» картины присутствует душа умершей матери Дали (которая умерла в 1921 году), т.к. одинокая сфера, лежащая на оранжевой земле, символизирует его мать. А чайки, парящие около крепости, символизируют «материнский плач по своим детям».

В целом образы, запечатленные на картине, имеют семантическое значение смерти матери.

Картина «Портрет леди Данн (Конная фантазия)» (1954г.) полна благородства и возвышенности. На переднем плане картины изображены женщина, конь, сокол. Все образы − символы знати. Судя по облику женщины, она знатная особа, имеющая свой особняк, который расположен на заднем плане картины. В руке она держит сокола: «атрибут княжеского двора, знати». А конь, на котором сидит женщина, символизирует «благородство, красоту, возвышенность» .

Конь изображен в профиль и расположен в центре картины, он очень большого размера. У коня пепельно-белая (седая) грива и хвост, придающие ему благородство.

В целом, картина - это парадный портрет леди Данн.

На картине «Битва при Тетуане» (1962г.) изображены люди на черных конях, стремящиеся в бой. Черные кони обладают семантикой «смерти» . В верхнем углу картины неполное тело коня, а в другом – рука воина с саблей: «символ тьмы, битвы».

На картине показана масса вооруженных людей. Подробно рассмотрев картину можно увидеть некоторые числа: 2, 3, 5, 7, 8.

Цифра «2» символизирует «разъединение, разделение, <…> содержащее в себе «фермент» разлуки»..Символика цифры «3» - это «образ божества,‹…› возвышенного духа», также это символ «смерти» . Цифра «5» - символ «человека» . Цифра «7» - это «возможные воплощения божества». .Цифра «8» - «воскрешение» .

Таким образом, цифры на картине С.Дали являются символами «разлуки» и «воплощением божества». Это характерно для войны - разлука с близкими и вера в победу, и в божество. Вдалеке за холмом изображены фигуры божеств. А на холме - женщина с вытянутой рукой, которая направлена на «летящего» коня.

Картина выполнена в темных тонах и «цветах крови», что означает «смерть».

Картина «Битва при Тетуане» написана в 1962году. В 1960 году Дали был замешан в скандале, и в этом же году произошло ухудшение отношений с Галой, что повлияло на воинственный характер картины.

На картине «Конный портрет Кармен Бордио-Франко» (1974г.)  изображен контур коня, который напоминает трафарет, сквозь который видно выход в другой мир, где присутствует следующие символы: крепость – «символизирует защиту, нечто охраняемое, защищаемое; загораживающий и закрывающий аспект женского принципа».

Рядом с крепостью люди. Один человек на коне изображен дальше других, в задней части воображаемой лошади, два других - находятся в грудной клетке коня и несколько людей в передней ноге.

В «Словаре символов» Джека Трессидера конь – «символ жизненной силы, красоты, скорости, непрерывная жизнь», а на картине С.Дали конь символизирует красоту и превосходство над миром, т.к. конь изображен на фоне кучевых облаков.

Картина выполнена в оранжевых тонах: «горячий, огненный цвет, создает ощущение тепла и радости, повышает настроение…» .

На коне сидит девушка в белом платье с рыжими волосами. На ее лице видно беспокойство. Так как в написании картин С.Дали обращался к сновидениям, девушка на картине означает «болезнь» . А в 1974 году (в тот момент, когда была написана картина) у С.Дали были проблемы со здоровьем. На переднем плане картины виден треугольник: «женский символ», а также имеет семантику трех периодов всей жизни: «рождение, жизнь и смерть» .

На картине «Мели» (1974г.) конь представлен очертаниями. Над ним синяя туча с ярко-желтыми солнечными лучами.

С другой стороны картины изображен человек, фотографирующий скачок коня. Из фотоаппарата старой модели вылетает огненная птица – вспышка. Позади человека кирпичная стена, на которой отражена тень человека. С.Дали показал собственную тень.

На заднем плане картины изображены синее море и розовые горы, также дом и человек (рыбак) около моря.

Конь на картине Дали представлен темным, что символизирует «смерть» , но с белыми очертаниями, символизирующие «жизнь» . Поэтому конь обладает семантикой болезни, т.е. нет полноценной жизни и нет смерти. Так как в 1974 году у Дали были проблемы со здоровьем.

На картине «Иллюстрация к «Песням Мальдорора» Исидора Дюкасса, графа Лотреамона» (1933-1934гг.) кони изображены на заднем плане. На них сидят военные люди.

На переднем плане две странные фигуры людей: мужчина и женщина. Предполагаемый мужчина состоит из различных предметов: веревок, одежды, тростей, колес и т.п. Женщина состоит из этих же предметов. Ее тело поддерживают вилы.

Позади этих людей изображены женщины-работницы, которые сеют какую-то из зерновых культур.

Это иллюстрация к «Песням Мальдорора». В этом произведении упоминаются эти люди. Но С.Дали выполнил эту картину в сюрреалистическом стиле, поэтому люди на переднем плане такие необычные.

Конь на картинах Дали имеет большое значение. Его символика разнообразна и зависит от определенных периодов жизни Дали.

Так образ конь на картинах 1930г., 1933г., 1935г., 1962г. имеет семантику смерти. На картине «Геологисекое становление» 1933г. конь – символ смерти матери, так же как и на картине «Всадник по имени Смерть» 1935г. А на картине «Битва при Тетуане»1962г. конь - символ войны, смерти и т.п. На характер картины, в этом случае, повлияла не смерть матери, как в предыдущем, а скандал, в котором был замешан Дали, а также ухудшение отношений с Галой.

А на картине «Мели» 1974г. конь связан с семантикой болезни, непосредственно связанную с ухудшением здоровья художника С.Дали.

Так же конь имеет семантику жизни, женской красоты, превосходства . На таких картинах конь обязательно сопровождается женщиной – образом красоты. Так и в жизни художника появляется женщина Гала, с которой он проведет много лет совместной жизни, 53 года, позже их разлучила смерть Галы в 1982году.

Лев

На картине «Женщина с головой из роз» (1935г.) изображены две высокие женщины, рядом с ними стоит стул, позади – стол, на котором лежит белый булыжник, вдалеке одиноко стоящий человек и морда льва, а на ней скала с тремя вершинами и деревьями.

Линия горизонта имеет большое значение на картинах Сальвадора Дали. Здесь линия горизонта размещена выше половины картины, что придает размер фигурам. Так, например, морда льва, изображенная на линии горизонта, кажется огромной. Ее пасть раскрыта, а глаза – грозные, угрожающие. На морде льва находятся пустынные скалы и деревья.

В символике лев – «божественная, солнечная энергия, королевская власть, сила, храбрость, мудрость, красота, справедливость, покровительство, защита, жестокость, свирепость, смерть, зло, борьба со злом, вечность, золото» . А на картине С.Дали лев - символ красоты и жестокости.

Кроме того, на морде льва находятся деревья, которые «символизируют ‹…› синтез неба, земли и воды; динамичную жизнь как противопоставление статичности камня; ‹…›Деревья часто стилизуются под женскую фигуру» и скалы: «надежность, прочность»

На переднем плане картины две женщины огромного размера, изображенные почти во всю высоту картины.

Одна из женщин одета в длинное бардовое платье. «Темно-бурый и красно-коричневый цвета успокаивают и вызывают чувство печали» . Спина у женщины открыта. Она опустила голову, внимательно рассматривая рисунок на листе бумаги, и чем-то озабочена; руку женщина держит на шее.

Вторая женщина очень странная. Вместо головы у нее букет роз. На женщине нет определенной одежды. На талии – белая ткань, в виде двух охватывающих ее рук. На одной руке женщины одета перчатка, а другая – охвачена кистями рук невидимого человека, в виде белой ткани, правая нога окутана в белую ткань.

Около женщин стоит стул, ножки у него представлены в виде маленьких и тонких ног женщины в обуви на каблуке. Стул символизирует устойчивость женщины перед проблемами.

«Голова из роз — это скорее дань Джузеппе Арчимбольдо, художнику, горячо любимому сюрреалистами. Арчимбольдо задолго до появления авангарда…» . Так С.Дали заимствовал этот образ женщины у Дж.Арчимбольдо.

На картине «Портрет Поля Элюара» (1928г.) морда льва расположена в верхнем правом углу картины, на которой также нарисована ваза с человеческим лицом, бюст Поля Элюара, кузнечик, рыба, муравьи, лицо женщины, лицо человека, аналогичное лицу на картине «Постоянство памяти» (1931г.) и другие мелкие детали.

Линия горизонта опущена относительно середины картины. А бюст Поля Элюара со всеми его окружающими предметами находятся выше линии горизонта. С.Дали превозносит Поля Элюара. Это знаменитый французский поэт, а также муж любимой женщины С.Дали Галы. Около головы Поля Элюара находится лев - «божественная, солнечная энергия, королевская власть, мудрость, справедливость, покровительство, свирепость, смерть, зло, борьба со злом, вечность, золото» . А на картине С.Дали лев символизирует мудрость, знание. Это характерные признаки для поэта Элюара, которого ценили в обществе.

Также рядом находится кузнечик: «олицетворяет знатность аристократа; ‹…› бедствие. Эмблема удачи», на картине так же, как и лев олицетворяющий знание.

Около лица человека изображен булыжник, а на нем муравьи: «прилежание, терпение ‹…›. Символ суетливой непрерывной деятельности. ‹…›Означает трудолюбие» , так и на картине С.Дали. Этой картиной он хотел показать суетливую жизнь поэта Поля Элюара.

На картине преобладают яркие цвета. А морда льва изображена желто-зеленым цветом. Они являются «динамичными цветами», что тоже означает суетливую непрерывную деятельность.

Так же на картине ярко выражено осквернение личности Элюара, но не как поэта, а как препятствия между С.Дали и Галой.

На картине «Приспосабливаемость желаний» (1929г.) морда льва разрезана на отдельные части, которые размещены по разным овальным белым булыжникам. В одном из булыжников – красная тень от морды льва, в другом - цельная морда льва, в третьем - грива льва, а морда будто вырезана из гривы, в четвертом только пасть льва, но контур морды сохраняется. Здесь явно выражены признаки разложения.

На картине имеются еще и другие три овальные булыжники, на одном из которых находятся муравьи, на другом – раковины, в третьем – прорезь, из которой виднеется шерсть животного, вероятно, этого льва.

Целостная голова льва в одном из булыжников – это желание. А в последующих булыжниках это желание приспосабливается и поэтому изображены разные части головы, как разные варианты приспособления.

На характер картины повлияла симпатия к Гале. И он пытался, пробуя разные варианты, добиться ответного чувства.

На картине «Виноградори. Колесница Вакха»(1953г.) изображена колесница, которая состоит из слонов, людей, овец, морды льва, странных существ, похожих на страусов с крыльями бабочек. В центре этой колесницы Вакх, тело которого представлено также необычно, как и вся картина в целом.

Эта картина написана в 1953году. В этот год Дали был увлечен новыми идеями теории относительности.

Вакх – это римский бог виноделия. Его шествие сопровождается животными, музыкой и смехом. Поэтому и на картине Вакх изображен в окружении зверей.

На картине «Осквернение гостии» (1929г.) лев изображен в нижней темной части картины. Его черты едва видны, но всё же, он представлен аналогично морде льва на других картинах.

Семантические значения предметов на картине понятны из названия: «Осквернение гостии». Следовательно, лев на картине символ «жертвы, ‹…› войны, ‹…›одиночества, опасности.

Так же на картине присутствует большая белая голова человека. На которой изображены тела кузнечиков и муравьи. Эти животные символизируют «несчастье, неприятность, мимолетную человеческую жизнь».

Вдали видна фигура женщины в длинном белом платье, а рядом находятся маленькие фигуры людей.

Картина написана в красных и черных цветах, что символизирует «смерть, кровь, несчастье» .

Семантика картины полностью соответствует своему названию, так как символика льва имеет оскверняющий характер. На картине изображена ярко выраженная ненависть к человеку.

Таким образом, на всех картинах образ льва аналогичен, кроме картины «Приспосабливаемость желаний» (1929г.), на ней он изображен натуралистичной. На картинах лев изображен с открытой пастью и озлобленными глазами. В основном, он является предметом осквернения . Наиболее ярко это выражено на картинах 1928-1929г.: «Портрет Поля Элюара» и «Осквернение гостии». На этих картинах представлено осквернение людей.

Так же лев обладает семантикой женской красоты. Это доказано рассмотрениями трех аналогичных картин «Невидимые спящая женщина, лошадь и лев» (1930г.) в разделе «Лев». Также на картинах подобного характера, т.е. и «Женщина с головой из роз» (1935г.), лев сопровождается женщиной. Так как лев символизирует не только «власть, храбрость, силу, ‹…› смерть» и т.п., но и является символом «женской красоты» . А на картине «Виноградори. Колесница Вакха»(1953г.) лев присутствует как животное, которое сопровождает римского бога виноделия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итоги исследования картин Сальвадора Дали позволяют утверждать, что на картинах Дали смерть матери читается через зооморфные сигналы.

Осёл на картинах «Симбиоз женщины и животного»(1928г.) и «Тлеющий осел»(1928г.) является вестником смерти матери, которая умерла в 1921г. Картины написаны в темных тонах и все предметы на картине связаны с ее смертью.

Образ жирафа на картине «Жираф в огне»(1936-1937г.) тесно связан не только со смертью матери, но и с Гражданской войной в Испании. Художник сравнивает эти несчастья и для Дали они становятся равными: смерть матери равна страшной Гражданской войне.

орова на картинах, написанных в 1928году: «Призрачная корова» и «Призрачная корова» также связана со смертью матери, т.к. корова – это символ материнства, но на картине она призрачна и одинока, поэтому символика имеет противоположное значение.

Конь обладает как семантикой смерти матери, так и негативной: войны, болезни, смерти и позитивным символом: жизни, женской красоты, превосходства.

Лев также является символом женской красоты, но и предметом осквернения людей. А на одной из взятых картин лев присутствует, как животное, сопровождающее римского бога виноделия.

Сам Сальвадор Дали пытался объяснять смысл своих произведений, хотя признавался, что не всегда может рассказать о том, что написал.

В разные периоды времени внимание к творчеству великого испанского художника проявляли многие ученые и аналитики, однако никто из них так и не смог убедительно рассказать о содержании его картин.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)