Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Людмила Довгань | Добавлено: 2014-10-23

Значение имени Мрия и влияние его на судьбу

Имя Мария имеет древнееврейское происхождение. Существует несколько значений имени - горькая, любимая, упрямая. Наиболее известной его обладательницей была пресвятая преподобная Дева Мария Египетская, Мать Иисуса Христа. Мария происходит из царского рода Давида, ее родители – праведники Иоаким и Анна. С трех лет Мария воспитывалась в Иерусалимском храме, занималась рукоделием, пищу получала из рук ангелов. С 12 лет она дала обет быть девственницей. Поскольку совершеннолетней нельзя оставаться в храме, ей нашли супруга, который должен был охранять ее, уважать ее обет. Из нескольких претендентов был выбран Иосиф по чудесному знамению: из его посоха вылетел голубь, а сухие прутья, выданные всем, так и остались прутьями, расцвел лишь у Иосифа Обручника, плотника. В его доме и происходит Благовещение – ангел Гавриил предсказывает ей чудо девственного рождения.

Марии суждено родить младенца в городе Вифлееме, куда необходимо было прийти для переписи, Мест в гостинице не было, и она с Иосифом нашла случайный приют в хлеву, а в ясли уложила новорожденного.

Через 40 дней после родов младенца необходимо было принести его в храм, там их встретил Симеон Богоприимец, который предсказал предстоящие страдания Марии. На Руси распространена икона «Умиление», когда Младенец и Мать прильнули щека к щеке, малютка обхватил мать ручкой за шею, другую положил на плечо. В его порывистом движении, в обращенном к матери взоре читаются испуг и немая мольба о помощи. У матери плотно сомкнутые, словно скованные молчанием губы, слегка сдвинутые брови, душевная мука, застывшая в глубине темных глаз. Мать и сын узнали о предстоящих страданиях.

Марии пришлось присутствовать на Голгофе. Есть немало апокрифов с удивительным талантом и психологической глубиной рассказывающих о страданиях Матери у креста распятого сына.

Оставшись одна на земле, Мария очень тосковала по сыну. И вот явился ангел сообщить, что сын берет ее к себе. В иконах, изображающих Успение Богоматери, Христос как некогда она сама младенца, держит в руках хрупкую душу Марии.

Мария – заступница за людей перед Богом, к ней обращается самый безнадежный грешник. Пресвятая Дева Мария была причислена к лику Святых уже в первые годы существования христианства.

Имя Мария, является, пожалуй, наиболее распространенным из женских имен в мире. Это объясняется широтой охвата самых различных стран христианством.

Практически все исследователи утверждают, что Марии свойственны непосредственность, веселость, доверчивость, добрый нрав и изящность. Она - добрая, нежная, спокойная, очень ранимая, в то же время в ее характере присутствует твердость, достоинство, способность постоять за себя.

Мария излучает вокруг себя тепло, ласку, внимание. Она всегда готова помочь попавшему в беду человеку.

В браке верна, это - очень преданная мать, которая отдает всю себя детям. Мария относится к типу личностей, «царящих в небе и на земле». Ее деятельность отмечена высокими духовными, интеллектуальными и творческими стремлениями. Она ответственна и трудолюбива.

Всего 186 производных, в нашей школе из 410 учениц только 8 девочек, имеющих имя Мария.

Чаще всех в своих прозаических произведениях имя Мария использует А.С.Пушкин. Все его Марии чем-то похожи…

Маша Миронова... Это ничем не примечательная девушка «…лет осьмнадцати, круглолицая, румяная со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели», благоразумная и чувствительная - настоящая героиня русской народной сказки. Из слов Василисы Егоровны, мы узнаем, что она «трусиха»

Благородство – её наиважнейшая добродетель. Эта черта характера является причиной отказа Швабрину в браке. Жить с нелюбимым человеком для неё все равно, что совершить страшный грех: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним целоваться.…Ни за что! ни за какие благополучия!» Находясь даже в самом трудном положении, Марья Ивановна ни за что не выйдет замуж по расчёту.

Миронова по-настоящему, искренне прониклась любовью к прибывшему в Белогорскую крепость офицеру Петру Гринёву. Не смотря на свою замкнутость и робость, она не смогла сдержать своей любви к нему, потому что никогда не встречала честного мужчину, близкого ей по духу: «Она безо всякого жеманства призналась Гринёву в сердечной склонности и сказала, что её родители будут рады её счастью». Но Маша – девушка, живущая по чести, и без благословления родителей Петра отказывается вступать в узы брака. Пойти на такой шаг для неё трудно, больно расставаться с ним, но гордость и принципиальность диктуют свои условия. Данный поступок в этой ситуации очень благороден, не у каждой девушки хватит чести и сил решиться на такое.

Полностью характер девушки раскрывается в эпизоде, в котором Петра Гринёва арестовывают. Подлый, завистливый, жаждущий отомстить и разрушить счастье Марьи и Петра, Швабрин наговаривает на возлюбленного девушки. По его словам, Гринёв – предатель и изменник Родины, вступившей в сговор с Пугачёвым. Она отправляется в Петербург, чтобы спасти своего Петра, отстоять своё женское счастье, бороться до конца. Судьба сводит Машу с императрицей, при этом героиня даже не подозревает, с кем она встретилась. Теперь Марья Миронова предстала не робкой, а стойкой, мужественной девушкой, готовой в самую трудную минуту прийти на помощь.

Настоящая Женщина с большой буквы, настоящая Капитанская дочка.

Вот таким я увидел образ Марьи Ивановны Мироновой. Его можно сравнить с белой девственной розой. Чистоте соответствует непорочность; открытость бутона – честность; шипы – сила воли; элегантность стана – благородство души. Свежесть растения – это Машина молодость. Маша идёт за зовом сердца подобно розе, тянущейся за солнечным светом. Думаю, Александру Сергеевичу Пушкину этот образ был очень дорог, близок. Не зря для него он выбрал имя Марья. Она для автора - образец душевной чистоты, верности, ее доброта и нравственная чистота победили недоверие, несправедливость и предательство.

Следующий образ – это ещё одна героиня гения русской культуры – Мария Троекурова.

Это такая же молодая, обаятельная, в самом расцвете красоты 17-летняя девушка, как и Миронова, пылкая мечтательница. И Троекурова росла в уединении. Правда, Мария Кириловна в отличие от Марии Ивановны скрывала свои чувства, мысли от своего отца, так как никогда не могла предугадать его реакции на откровения. Независимо от безумной любви к дочери, Кирила Петрович обращался с ней со свойственным ему своенравием: то баловал, то пугал жестокими поступками. Не воспитал в дочери доверия к себе. Мария – натура сентиментальная: «Отец её, никогда не читавшей ничего, кроме «Совершенной поварихи», не мог руководствовать её в выборе книг, и Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах».

Марья Кириловна влюбилась в благородного и великодушного молодого человека. Корни её любви имеют несколько другое происхождение. Она ценит в мужчинах хладнокровие, смелость и гордость. Марья Ивановна же придаёт внимание честности, непосредственности, благородству. Такие различные взгляды у девушек вследствие разного воспитания. Мироновы воспитали дочь, как простого, бескорыстного человека. Троекуров заложил в свою дочь качества аристократа, научил относиться к людям в зависимости от сословной принадлежности. Мария Кириловна скрывает своё чувство от любимого до признания, она держится равнодушно и неторопливо. Марья Ивановна не только не скрывает своих чувств, но и первой признаётся в любви.

Ещё очень важная деталь проглядывается в образе Троекуровой. В сцене, в которой Кирила Петрович выдаёт Машу замуж за князя Верейского, Мария выступает против своего замужества, она думает: «Нет, нет, - повторяла она в отчаянии »…лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». Маша ставит Дубровского наравне со смертью и монастырём: в жизни с Дубровским она видит спасение, а не свою судьбу. Не так уж и сильна её любовь: «Участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготовленным». Идеал беззащитной принцессы, ждущей своего принца, обратился против неё. Она почти ничего не делала, просто шла по течению жизни, не проявила стойкости, не боролась до конца. Но всё-таки она знает цену данного ей слова. Верна долгу Маша, которую отдали против ее воли замуж за нелюбимого человека. «Поздно - я обвенчана, я жена князя Верейского…Я ждала вас до последней минуты... Но теперь, говорю вам, теперь поздно».

Пушкин ценит верность в женщине. Марья Гавриловна из «Метели» остается верна памяти умершего жениха Владимира: «Память его казалась священною для Маши; по крайней мере, она берегла все, что могло его напомнить: книги, им некогда прочитанные, его рисунки, ноты и стихи, им переписанные для нее».

Марья Гавриловна- это «меланхолическая девушка лет семнадцати, воспитанная, как и Маша Троекурова, на романах и чистом воздухе. Она целый день в саду или в поле с книгой в руках.» Марью Гавриловну, героиню «Метели», любящий человек видит «у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом платье, настоящей героиней романа».

В 1811 году Марья Гавриловна, семнадцатилетняя дочь богатого помещика, влюбилась в бедного соседа, молодого армейского прапорщика Владимира Николаевича. Оба они воспитывались на французских любовных романах, и страсти владели их душами. Родители девушки и слышать не хотели о бедном молодом человеке. Тогда герои решили сами устроить свою судьбу. Марья Гавриловна должна была бежать из дома, чтобы венчаться с Владимиром. Молодые люди надеялись, что потом родители девушки простят их. К церкви надо было ехать пять верст. Поднялась сильная метель. Когда девушка приехала в церковь, Владимира там не было, он заблудился. Горели две- три свечи, было темно. Она ждала очень долго. Наконец подъехали сани. Священник наскоро обвенчал молодых. Но когда надо было поцеловаться, Марья Гавриловна упала в обморок, произнеся: «Не он!» Оказалось, что ее обвенчали с незнакомым офицером, который сразу уехал. Марья Гавриловна вернулась домой и после всего пережитого заболела.

Вскоре началась Отечественная война 1812 года. Владимир уехал в свой полк, был смертельно ранен в Бородинском сражении и умер в Москве. Прошло несколько лет. В отпуск приехал помещик - сосед гусарский полковник Бурмин, который влюбился в Марью Гавриловну и в которого молодая девушка тоже влюбилась. Но объяснения со стороны офицера долго не было. Как Бурмин потом признался Марье Гавриловне, он был женат, но не знал, кто его жена и где она находится. И он рассказал, как он, легкомысленный молодой человек, случайно оказался в церкви и его там женили. Марья Гавриловна сообщила ему, что именно она была в церкви и, следовательно, Бурмин ее муж.

Марье Гавриловне Пушкин противопоставляет Машу Миронову, которая французских романов не читала. У нее не было смуты в сознании, она четко знала, что может и чего не может делать русский человек в своей жизни. Маша Миронова и Петр Гринев в начале романа тоже не получили согласия на брак от родителей Пети, но Маша готова покориться своей несчастной судьбе. Попытку же Марьи Гавриловны и Владимира Николаевича тайно повенчаться Пушкин оценивает как греховный поступок.

Но к концу повести Марья Гавриловна начинает понимать, что любимого не выбирают, он дается от Бога. Такой была ее любовь и к не известному ей после тайного венчания мужу. Итак, Марья Гавриловна и Бурмин - верные спутники, связанные Богом.

Земное в любимых героинях органично сливается с небесным. По существу, мир, в котором живет героиня Пушкина – это и есть «небесная» книга, внутренний мир положительной героини можно назвать «ангельским». О Маше Троекуровой говорится «небесное видение», «ангел». Такой ее видит Дубровский. Марья Ивановна в «Капитанской дочке» в восприятии Гринева «ангел», у нее «ангельский голосок». «Ангел Божий» - отзывается о Маше Савельич. Голос Марьи Ивановны вызывает у Гринева умиление.

Имя Мария в 18 веке было одним из любимых имен, оно пришлось по душе русским дворянкам, но к середине 19 – выставлено из гостиных. Героиня Л.Н.Толстого, княжна Болконская, носила такое «непристижное», говоря современным языком, имя - Марья. Нравственная чистота, сила характера, женственность – вот то, что привлекает в ней современного читателя. Толстой делает этот образ, несмотря на сложность и противоречивость, необыкновенно поэтическим, цельным, законченным и обаятельным. Княжна боится родного отца, не смеет шага сделать без его ведома, не может не подчиниться ему, даже когда тот не прав. Марья, горячо любящая отца, не может, боясь вызвать взрыв отцовского гнева, приласкать или поцеловать его. Вынужденное затворничество, тяжелый характер отца и мечтательная натура самой Марьи делают ее набожной. Бог для княжны Болконской становится всем в ее жизни: помощником, наставником, строгим судьей. Временами ей становится стыдно собственных земных поступков и мыслей, и она мечтает посвятить себя Богу, уйти куда-нибудь далеко- далеко, чтобы освободиться от всего грешного и чуждого.

У княжны Марьи нет всепоглащающего чувства любви к одному человеку, она старается любить всех, проводит много времени в молитвах и житейских заботах. Душа ее ждет любви и обыкновенного женского счастья, но княжна не признается в этом даже самой себе. Ее сдержанность и терпеливость помогают ей во всех жизненных ситуациях.

Марья Волконская наделена автором богатым духовным миром, внутренней красотой, которую так любит в ней Андрей, ее брат, и которой так восхищается Николай Ростов, ее муж. Марья до конца отдается своему чувству, будь то радость или печаль.

Она решительна, несмотря на скромность и застенчивость. Она неизмеримо выше по проницательности, умению понимать людей и события. Это проявилось во время богучаровского бунта. Никогда не управляющая имением робкая княжна проявляет силу характера, а не мужики, предполагающие, что им будет лучше под властью Наполеона.

Слово «женственность» во многом определяет человеческую сущность героини Толстого. Это и обаяние, и нежность, и страстность, и прекрасные, наполненные каким-то внутренним светом, лучистые, большие, глубокие, всегда грустные, привлекательнее красоты глаза Марьи Болконской, которые являются отражением внутреннего мира.

Семейная жизнь княжны - это идеальное супружество, крепкая семейная связь. Она посвящает себя мужу, воспитанию детей и созданию домашнего уюта. Я думаю, что Марья счастлива в семейной жизни, счастлива счастьем своих детей и любимого мужа.

Княжна Маруся Приклонская – героиня рассказа А.П. Чехова «Цветы запоздалые» - хорошенькая юная девушка, запутавшаяся в житейских мелочах, которые привели ее к печальному финалу. Неспособность или даже нежелание смотреть правде в глаза есть ее отличительная черта характера. Брат Егорушка ведет разгульный образ жизни, кутит, играет в азартные игры и тут же проигрывает, связывается с девушками легкого поведения, а Маруся верит, что это душевная боль брата, а не о внутренняя гнилость. В своем воображении она видит его благородным, самым лучшим человеком, которого никто не понимает. Но, встретив доктора Топоркова, девушка разочаровывается в брате, ее идеал исчезает. На смену ему приходит новый. Серьезность, строгость, холодность покоряют Марусино сердце. Он словно франт, настоящий джентльмен. Но Топорков ее не замечает. И опять Маруся находит этому оправдание! Она мечтает о том, чтобы этот важный, статный мужчина был ее благородным принцем на белом коне, который будет любить, ласкать, который защитит от житейских бед и невзгод. Но этого не произошло. Видно, что Маруся- натура романтическая, причем безмерно. Любит мечтать, строить планы о прекрасном будущем. У нее чистое сердце, добрая душа, она хотела быть любимой. Быть рядом с умным и благородным человеком, не погрязшим в пороках как все. Но, как известно, жизнь не терпит, когда ее не принимают такой, какая она есть. Жаль, что счастье девушки оказалось таким коротким. Топорков бросил свою купчиху. Он везет Марусю, признавшуюся ему в любви, на лечение в Южную Францию. «Деньги, которые еще вчера он так усердно копил, в огромнейших дозах рассыпались теперь на пути. Он все отдал бы теперь, если бы хоть в одном легком этой девушки не слышались проклятые хрипы! Ему и ей так хотелось жить! Для них взошло солнце, и они ожидали дня…Но не спасло солнце от мрака и… не цвести цветам поздней осенью! Княжна Маруся умерла, не прожив в Южной Франции и трех дней».

«Эту женщину я не мог, не имел права забыть» - с этих слов наш современник, писатель Виталий Закруткин начинает свое произведение о двадцатидевятилетней женщине, пережившей весь кошмар военного времени, о женщине, потерявшей всех дорогих и любимых ей людей, о женщине, чья доброта не имеет границ, о женщине, чьё имя – Мария.

Автор описывает исключительную ситуацию: каратели-фашисты полностью уничтожают процветающий хутор, жителей уводят в плен, других просто убивают, а семью героини – мужа Ивана, сына Васятку – вешают на тополе.. И всё же героиня находит в себе силы, которые помогают ей не только выжить, но и выстоять, не потерять ни милосердия, ни душевного тепла, ни достоинство, ни, наконец, надежду и веру. И эта сила – жизнь, звавшая её, напоминавшая о том, что она не одна, что в ней теплится иная, пока ещё слитая с измученным материнским телом, но уже своя, отдельная слабая жизнь, что в чреве её живёт оно, ещё незрячее, глухое, безъязыкое, которое растёт днём и ночью. Понимая то, что должна пережить своё безысходное горе, примириться с тем, что счастливое прошлое никогда не вернётся, и что для него, будущего ребёнка, она обязана жить.

Помаленьку жизнь Марии наполнялась смыслом. На пепелище выжили и привязались к ней большая серая собака Дружок и четыре коровы, пугающие напряжённым взглядом. Дружок – злой цепной кабель хуторского чабана деда Герасима, наводивший страх на всех жителей, а коровы принадлежали колхозу и угнанным соседкам. Животные полюбили женщину, она за ними ухаживала, кормила, ласкала, коров доила, а их близость успокаивала её, напоминала, что теперь она не одна в этом пугающем мире.

В сердце этой женщины находилось столько тепла, что она не смогла равнодушно смотреть на тело убитого, не захороненного немца.

Придя на место, где некогда она познала недолгое счастье, любовь мужа, рождение сына, все то доброе, что даётся человеку только однажды в жизни и никогда не повторяется, Мария вспомнила о просторном, тёплом и глубоком погребе, вырытом Иваном с ней невдалеке от дома. И тут судьба-жизнь преподнесла героине ещё один свой «подарок»: в погребе лежал раненый мальчик-немец. Вначале ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к сердцу. Она, вспомнив всю то боль, что ей пришлось пережить, решила отдаться в руки холодной мести. Ослеплённая женщина уже занесла вилы, отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что сейчас произойдет, как вдруг обречённый мальчик тихим и сдавленным голосом произнёс: «Мама! Ма-а-ма!». Короткое слово «мама» нестерпимо обожгло душу и сердце Марии, она потеряла сознание. Для мальчика Мария стала человеком, который любит тебя как никто другой, человеком, рядом с которым чувствуешь себя в безопасности и спокойствии, человеком, согревающим своей нежностью, - матерью. Как ни старалась она, но его не удалось спасти, Мария не дала уйти ему с болью в сердце, не дала уйти из этого мира брошенным, одиноким.

Женщина стала символом возрождения колхоза. Она не смогла равнодушно смотреть на неубранные десятки гектаров овощей, ей совестно, что осталась в колхозе, при этом, не убрав хоть часть поля, в которое вложен огромный честный труд стольких людей. Стойкая женщина принимается за работу, не имеющую конца.

Мария находит семь детей-сирот, ехавших из блокадного Ленинграда и выживших после бомбёжки поезда. Она стала для них такое же любящей матерью, что и для животных: овец и кур, лошадей и коров, Дружка и Дамки, голубей, приютившихся у неё, и для Вернера Брахта.

Мария Виталия Закруткина – женщина несмелая, но сильная духом. Потерявшая всё и всех, она не озлобилась, а наоборот, любила и жалела всё живое, что только осталось. В её сердце живёт столько любви, ласки, тепла, что она становится Матерью человеческой.

В начале своего произведения автор пишет: … « каждое утро, до восхода солнца, я выходил на прогулку, присев на скамью, любовался старым городом. Неподалеку от скамьи рос раскидистый клен, а у клена белела ноздреватая, источенная дождями каменная ниша. В нише стояло изваяние мадонны с младенцем на руках.

«Тебя, женщину по имени Мария, люди назвали матерью божьей, думал я. Мадонна, Богоматерь напоминает автору о другой женщине – простой русской крестьянке, которой тоже выпала жестокая судьба. И та и другая лишились своих детей, преданных мученической казни. И та и другая нашли в себе силы жить после этой трагедии, чтобы сохранить память о погибших….

Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придет время – люди воздадут им должное…

И может, тогда воздвигнут они самый прекрасный, самый величественный монумент, женщине – труженице земли. Соберут белые, черные и желтые люди – братья все золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов и недр земных, и, сотворенный гением новых неведомых творцов, засияет над землёй образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви.

Примечательно, что во всех упомянутых произведениях авторы подчеркивают простоту, естественность, красоту и чистоту души своих героинь. Родина и честь, почитание семьи, верность, преданность, любовь Женщины – Матери, милосердие, способность выстоять в трудных ситуациях – вот что объединяет всех женщин. Хочется верить, что совпадение это не случайно. Что великий отсвет имени Мария, идущий из глубины веков, направлял ум и руку художника всякий раз, когда он, пусть иногда и неосознанно, зачастую интуитивно, называл этим именем свой идеал женщины.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)