Дом  ->  Семья  | Автор: Телегина Н.В. | Добавлено: 2015-01-28

Жизнь людей во время второй мировой войны

В начале 1942 года начались бомбежки Бежецка. Немцы рвались к Москве, они хотели ее окружить. Единственная дорога с севера, по которой подвозили в Москву продовольствие и боеприпасы, лежала через наш город. Немцы бомбили железнодорожный мост через Мологу и железнодорожный вокзал.

В начале апреля был налет, и вокзал был разгромлен. Александр Александрович во время бомбежки был на работе. Его очень сильно контузило. Какой-то солдат привел его домой. Через несколько дней 07 апреля 1942 года он умер. Дарья Петровна говорила, что муж не грешный, так как умер в большой христианский праздник Благовещенье. Ему было 62 года.

Кроме железнодорожного вокзала, немцы разгромили три эшелона с ранеными, которые стояли на запасных путях. В городе все учебные заведения и все красные уголки были заняты под госпитали.

Убитые из этих эшелонов и умершие похоронены на братском кладбище. В память об этих событиях в здании вновь выстроенного железнодорожного вокзала имеется мемориальная доска.

Так трагически сложилась судьба моего прапрадеда. А как прожили жизнь его дети? Перевернём страницы альбома.

Николай служил в армии на границе в г. Перемышле. Летом 1941 года должен был прийти домой. Николай помнил, как началась война, как через границу полетели немецкие самолёты и пошли немецкие танки. У русских же бойцов, кроме винтовок, ничего не было, поэтому немцы не встретили должного сопротивления. Наши войска стали отступать.

Николай переплывал Дон. Переправлялись с помощью подручных средств. Вода в реке была красной от крови, и он сам не понимал: «Остался жив? Удержались ли наши там, на среднем Дону?»

Николай был ранен. Его в Донецке скрывала и лечила украинская женщина. После того как был освобожден Донецк, она написала письмо Дарье Петровне.

Николай приезжал после войны в Бежецк, но потом уехал в Донецк, там и жил.

Старшая сестра Николая Антонина работала до войны на железнодорожной станции. В 1942 году добровольно ушла на фронт. Служила в прачечном отряде. В 1946 году была демобилизована.

Его младшая сестра Ловлина Александра Александровна (моя прабабушка) жила с мужем Дмитрием Ивановичем около старой нефтебазы, вместе работали на льнозаводе. У них было двое детей: Фира (моя бабушка) и ее сестра Галина. Дмитрия Ивановича взяли на Финскую войну. Галина родилась, когда он был на фронте. Затем пришел с Финской войны, и через год началась Великая Отечественная война.

Дмитрию Ивановичу принесли повестку в первый же день войны. Он пошел в райвоенкомат, и оттуда его уже не выпустили. На станции срочно формировались составы, которые уходили на фронт.

Александре Александровне сообщили, когда отправляется поезд с мужем. Она побежала с детьми на вокзал, но его так и не увидела: поезд прошел по другой ветке. Прабабушка получила одно письмо с дороги в пол-листа, в котором муж просил ее сберечь детей. Больше писем не было. Потом к Александре Александровне приходил знакомый и сказал, что вся часть вместе с начальством пропала.

В 1944 году Александра Александровна послала запрос о муже в министерство обороны. Пришел ответ: «Ваш муж пропал без вести».

Александра Александровна всю войну и до пенсии проработала на льнозаводе. К ней перебрались ее мать Дарья Петровна, Мария, Михаил. Всем вместе было легче выжить и поднять детей. Летом сажали картошку, капусту. Зимой ходили собирать мороженую картошку, оставшуюся на насыпи спирзавода. Из нее пекли лепешки, которые дурно пахли, их дети называли «тухнушки». Продукты выдавали по карточкам. Потеря карточки была подобна смерти. Карточка рабочая-600 грамм, иждивенец-450 грамм, детская-300 грамм хлеба на день. Печку топили кострой, которую Александра Александровна приносила с работы . Но и ее не всегда давали, т.к. топились локомобили завода, вырабатывающие пар и ток.

Везде соблюдалась светомаскировка: окна, двери занавешивались, чтобы не было света. Дома пользовались коптилками – это самодельные светильники, которые делали из консервных банок. Керосина не было. Наливали немного бензина в банку, а вокруг фитиля клали соль, чтобы бензин не вспыхнул.

Работа на заводе была в три смены, физически тяжелая. Опаздывать и прогуливать было нельзя, за это судили. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!» действовал.

Все четыре года Александра Александровна работала без отпуска, а после войны восстанавливала, как все, разрушенное военное хозяйство. Никаких льгот у Александры Александровны не было. Она выработала свою трудовую пенсию и умерла в 1983 году.

Самый младший в семье Никитин Михаил Александрович всю войну проработал на железной дороге. В 1947 году его призвали в армию в железнодорожные войска. Он служил в Ростове-на-Дону. Военные восстанавливали мосты через Дон. Жили на барже.

Случился пожар, и двадцать пять человек сгорели. Это было 8 марта 1950 года. Дарье Петровне командир прислал письмо, в котором сообщил: «Ваш сын погиб при исполнении служебных обязанностей». Уже позднее к Дарье Петровне приходил сослуживец Михаила и обо всём рассказал.

Бабушка до сих пор помнит, как они детьми бегали к городскому саду. Туда привозили военных, которых встречали с оркестром. Но бабушка знает других солдат – калек, которые стояли у ворот рынка, пели песни о войне, просили подаяние. Их пособия были слишком малы. Помнит она и солдата, у которого не было кистей рук и до колен обеих ног. Летом он передвигался на самодельной коляске, отталкиваясь своими культями, а зимой на самодельных саночках. В народе его звали Самоварчиком. Ни его имени, ни фамилии бабушка не помнит. По дороге в школу она часто его встречала…

А с этих страниц альбома смотрит на меня родное лицо.

Моя бабушка Фира Дмитриевна Ловлина пошла в школу в 1945 году. Это было здание, приспособленное под школу в деревне Ивановское. Когда отремонтировали железнодорожную школу, она стала ходить туда. Тетрадей, карандашей было мало. Писали на старых газетах. Давали один учебник на несколько человек.

Потом всё стало налаживаться. Дети даже получали два раза в четверть конфеты по полкилограмма за деньги.

В 1947 году была произведена смена денег и отменены карточки. Появились большие очереди за хлебом, в которых стояли и дети. На ладонях ставили номер. Буханку хлеба давали одну в руки…

Уходит в прошлое далёкое и послевоенное время. Прошло 65 лет со дня Великой Победы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)