Учеба  ->  Учебные материалы  | Автор: Ильясова Умугабидат | Добавлено: 2015-02-27

Женщины карабудахкента на фронте и в тылу

В грозном 1942г комсомолка Мадина Ахунжанова пришла в райком комсомола с заявлением: " Прошу направить меня на фронт. Хочу с оружием в руках защищать свою Родину". К тому времени из многодетной семьи Ахунжановых на фронт ушли все мужчины. Девушку зачислили в формировавшийся в то время на Северном Кавказе 744 женский зенитно-артиллерийский полк. В ее семейном архиве много воспоминаний о той поре. Одно из них гласит: " Месяцы учебы на курсах зенитно-пулеметного отделения. Затем Моздокская линия фронта. В солдатских сапогах, стеганых ватных брюках и фуфайках, с шапкой-ушанкой на голове девушки походили на парнишек. Однажды Мадина заступила на пост по охране складов с боеприпасами. Февральский мороз пробирает до костей, мерзнут руки держащие автомат. Темно и оттого жутковато. Вдруг девушка замечает черные точки, ползущие по снегу. Немцы! Что делать? Оставить пост и бежать за подмогой? Нельзя. Обороняться одной? Мадина дала очередь из автомата. На звуки стрельбы подоспела помощь и атака немцев была отбита без потерь с нашей стороны. Ахунжанова со своим полком участвовала в Яссы-Кишиневской битве, с боями дошла до Румынии. За боевые заслуги награждена медалями.

После войны Мадина Фатаховна работала учительницей в нашей школе. Вырастила четверых детей и выступая на одном из торжеств отметила :

" Ничего нет дороже для матери, чем мир на земле и чистое небо над головами детей. Мы знаем, какой тяжелой ценой нам это досталось. Но, если понадобится, женщины снова встанут на защиту своей Отчизны".

Кому было труднее в тот период : тем, кто сражался на фронтах или тем, кто оставаясь в тылу обеспечивал армию всем необходимым?

" Когда началась война, все кто могли держать оружие, ушли на фронт. В селе остались одни старики, женщины и дети. А ведь армию кормить надо было. Женщины вынуждены были работать и за себя, и за своих мужей, ушедших на войну".

Через 15 дней после начала войны в Карабудахкенте открываются курсы механизаторов для обучения женщин. Одними из первых записались на эти курсы сама Айнулгаят, а также Канзитдинова Умугайбат, Умалатова Садияханум, Арсланханова Эбев, Абдуллабекова Умуразият, Джангишиева Умусайбат, Яхьяева Нажарханум . Это было сродни подвигу, так как женщина дагестанка на тракторе, это было нечто новое, несвойственное нашему менталитету.

После окончания курсов девушек направили помощниками трактористов. Потом, когда они обрели некоторые навыки, им позволили самостоятельно управлять техникой. Работы не останавливались и ночью.

Рассказывая об этом Айнулгаят Нурмагомедовна показала нам шрамы на ноге и объяснила : " Временами мы от усталости засыпали прямо на поле. Правила безопасности требовали, что отдыхать можно на вспаханной части поля. А я, от усталости забыв всякие предостережения, легла на невспаханной полосе и трактор, не заметив меня в темноте, задел мою ногу.

К счастью я легко отделалась, но раны еще долго давали себя знать. О происшедшем я никому не рассказала, так как мог пострадать невиновный

человек". После этого она поступила на курсы медсестер и до выхода на пенсию проработала в райбольнице. Беседуя с интересной личностью, было трудно представить, что она пережила и личную драму. Когда началась война, исполнялась только неделя ее замужеству. Как и все мужчины ее муж добровольцем ушел на фронт и не вернулся с войны. Верность суженому она пронесла через всю свою жизнь.

Еще в 30-е годы стало известным в селе и в районе имя Агабековой Умсалимат. Ее бригада была успешной на возделывании и уборке хлопка. Накануне войны она была избрана депутатом, а затем и председателем сельского совета. Война непрошено вторглась в ее семейное счастье. Муж ушел на фронт, она осталась с пятью детьми. Кроме того, ответственная работа. Наступление немцев и бои на Северном Кавказе летом и осенью 1942г. превратили Дагестан в прифронтовую зону.

А значит, надо было успевать вести полевые работы, организовать сбор средств в фонд обороны, участвовать в строительстве оборонительных сооружений. В то время появлялись много разных инициатив. Особо памятным для Агабековой У. стал субботник по сбору теплых вещей и продуктов для воинов Карельского фронта. Это был 1942 год. Комсомольцами и молодежью в ходе субботника было собрано 2 вагона теплых вещей ( вязаные свитера, носки, варежки, стеганая одежда) и продукты. Почетное право сопровождения и доставки к месту назначения этого груза было поручено Агабековой У. из Карабудахкента и Догееву К. из с. Доргели.

Трудовой подвиг Агабековой У. в годы войны был отмечен многочислен- ными правительственными наградами. Ей посвящен один из стендов в местном краеведческом музее.

В ходе поисковой работы мы узнавали все новые имена героев трудовой эпопеи военной поры. Среди них были и женщины преклонного возраста и совсем юные девушки, подростки , дети.

Так, 70 - летняя Мамаева Герекмес на уборке хлопка выполняла по

3 дневные нормы. А колхозницы Мусаева Написат и Зайналова Ширин на уборке кукурузы выполняли по 2нормы.

Трактористки Гаджиева Байгинат, Гасанова Хасайбат, Азимова Умуразият и другие вместо 3га вспахивали в день 4 и более гетаров.

Газета " Дагестанская правда" от 26 марта 1942г. писала : " Колхозники Карабудахкента объявили себя фронтовиками и трудятся действительно

по-военному. Рабочий день начинается с 7 часов утра и заканчивается поздно... На учете каждая минута . Чтобы зря не тратить время на ходьбу в аул, оборудовали в степи 4 полевых стана ... Кроме того, сотни женщин принимают участие в строительстве оборонительных сооружений. За трудовой героизм на этих работах колхозница Гаджиева Джавгарат одной из первых награждена медалью " За доблестный труд ".

Уже в самом начале войны в Карабудахкенте появилась та, особая категория женщин, которые получили название " солдатские вдовы". Об их верности своему избраннику, погибшему на войне, написал кумыкский поэт Ахмед Джачаев в своем стихотворении " Намусну къуллары" ( " раба намуса"). Слово "намус" в Дагестане вбирает в себя множество определений - это честь, совесть, долг, порядочность, человечность, отзывчивость. У поэта приведенное выше словосочетание использовано для характеристики высшей степени преданности, чувства долга, чести. Он отмечает, что всем женщинам, сохранившим верность погибшим на войне мужьям, следовало бы поставить памятник из чистого золота.

И таких примеров в нашем селении немало. Так ушел на войну и не вернулся муж Губайдат - халай. А она верно прождала его всю свою жизнь.

У Солтанат - халай также муж не вернулся с фронта. Она посвятила себя воспитанию единственного сына. Но судьба послала ей еще одно испытание: в мирное время в автокатастрофе погибает ее сын, оставив жену с тремя девочками - малолетками. Тогда Солтанат-халай переключает всю свою любовь на этих детей, став примером стойкости для своей овдовевшей невестки.

У Багаутдиновой Умукусюм муж погиб в октябре 1941г. на территории Украины. В то время ее единственному сыну было 8 месяцев. Она посвятила себя воспитанию сына, его детей, а теперь и правнуков.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)