Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Денис Петров | Добавлено: 2014-10-24

Изгнание Шаховской из Енисейской губернии

14 декабря 1825 года в Петербурге произошло одно из важнейших событий в истории России – восстание прогрессивной части дворянства против самодержавия. Это произошло 182 года назад. Первенцы свободы – были за свою дерзость строго и жестоко наказаны: пятеро казнены, более ста отправлены в Сибирь – на каторгу и поселение. История Енисейской земли неразрывно связана с историей декабрьского восстания. Двадцать восемь декабристов были сосланы в Енисейскую губернию, восемь из них в Енисейский уезд; С.И.Кривцов, Н.Ф.Лисовский, И.Б.Абрамов, А.В.Веденяпин, М.А.Фонвизин, Ф.П.шаховской, Н.С.Бобрищев-Пушкин, А.И.Якубович, последние трое какое-то время находились непосредственно в самом городе Енисейске. Декабристы достойны огромного восхищения и уважения, они привыкшие к роскоши и блеску, смогли достойно перенести огромные тяготы и лишения, которые уготовила им судьба. Убежденность и верность цели у сильнейших из них, понимание великого значения восстания на Сенатской площади, все это рисует в нашем воображении людей прекрасных и достойных.

Отголоски этого события можно увидеть в тексте мемориальной доски, помещенной на здании бывшей городской больницы, а ныне эти деревянные, старые здания находятся на территории нашей школы – интернат. Они занесены в реестр особо охраняемых памятников Красноярского края, а так же являются исторической достопримечательностью нашего старинного города.

«Здесь в бывшей городской больнице, в 1829 году находились на излечении декабристы Ф.П.Шаховской и Н.С.Бобрищев-Пушкин; в сентябре 1845 года умер декабрист А.И.Якубович». На эту надпись с первых дней обучения мы обратили внимание, и не могли остаться равнодушными, и хотим рассказать о тех людях, которые оставили заметный след в биографии Енисейска. Имея за плечами хорошее образование, воспитание, прогрессивные взгляды, они много нового внесли в жизнь нашего городка. Это обучение людей грамоте, передовые технологии в сельском хозяйстве (Сибирь еще тогда не знала что такое картофель), вели метеорологические наблюдения за погодой, собирали сведения о сибирской флоре и фауне, оказывали материальную помощь простым людям.

Используя возможность, узнать подробнее в данном случае о трагической судьбе декабриста, князя Федора Петровича Шаховского и рассказать это тем, кто интересуется историей своего города, края.

Жизнь до восстания

Федор Петрович Шаховской родился в 1796 году. Представитель старинного княжеского рода, отставной майор, участник Отечественной войны 1812 года (служил в лейб гвардии Семеновского и 38 Егерского полков). В 1816 году князь вступил в тайное общество «Союз спасения», был секретарем по выработке устава «Союза спасения». В 1817 году даже вызвался совершить цареубийство, после чего С.И.Муравьев - Апостол стал называть его Шаховской – тигр.

Приговор

После выхода в отставку, Федор Петрович не принимал участие работе тайных обществ. Уже после подавления восстания декабристов, узнав о том, что его разыскивают, Шаховской сам явился к нижегородскому губернатору. Привлеченный по делу декабристов, он проявил исключительное мужество, и стойкость никого не оговорил, не раскаивался, не просил прощения. Уголовный суд приговорил его по 8 разряду, где Ф.П.Шаховской обвинялся по улике четырех сообщников, в умысле цареубийства и был осужден.

Люди, отнесенные к 8 разряду, вина которых значительно меньше вины сосланных на каторгу, подвергались большему наказанию, чем последние, так как, ссылка на «край света», среди поселений полуоседлых или бродячих «иноверцев», да к тому же одиночное было хуже каторги. На каторге существовали условия сравнительно сносной жизни, в кругу людей родственных по воспитанию, при взаимной дружеской поддержке. Декабристы, сосланные на далекую окраину, всего этого были лишены. Кроме того, отправляя в отдаленные места людей, по своему воспитанию совершенно неприспособленных к борьбе за существование в условиях жизни сурового Севера, Николай 1 не задумывался над тем, как и чем они будут жить. Когда же лихорадочная поспешность, с которой осужденные были отправлены в отдаленные, сибирские уголки утихла, то оказалось, что поселенные декабристы были обречены на голодное существование, так как рекомендуемое им средство «снискивать пропитание собственными трудами» - хлеба в тех краях дать им не могло.

Туруханская ссылка

Вместе с отправленной в Сибирь первой партией «Трубецкого со товарищи» были снаряжены в путь государственные преступники 8 разряда, осужденные к лишению чинов и ссылке на пожизненное поселение в Сибирь. Уже 25 июля 1826 года начальник Штаба объявил военному министру волю Николая 1 – 13 человек, ссылаемых в Сибирь на вечное поселение, были немедленно отправлены с нарочными фельдъегерями и жандармами в распоряжение гражданских губернаторов, тех губерний, в пределы которых эти преступники выдворялись.

Поручик Н.С. Бобрищев-Пушкин и майор, князь Ф.П.Шаховской были назначены к поселению в самые отдаленные и малонаселенные пункты Восточной Сибири – в Туруханск. Отправились они из Петербурга в определенном порядке, через день по 2 человека при одном фельдъегере и 4 жандармов, причем каждый из осужденных в ссылку помещался в телегу с двумя жандармами, а позади, ехал фельдъегерь.

В Туруханской ссылке Федор Петрович прожил менее года с 8 сентября 1826 года по 12 августа 1827 года и стал первым политическим изгнанником на территории Енисейской губернии. Как писал декабрист С.И.Кривцов в письме своей сестре: «Границей обитаемого мира, где льды и холод, подобно Геркулесовым колоннам, положены пределу человека». Все имеющиеся сведения о жизни Шаховского на севере енисейской губернии указывают, что он проявил активную деятельность в различных областях: культурной, исследовательской, хозяйственной и явился первым распространителем просвещения среди коренного населения.

Сосланный на крайний Север, среди суровой природы, малочисленного, необразованного населения, оторванный от своих друзей, он должен был чувствовать себя выброшенным за борт жизни.

Прибыв в Туруханск, Ф.П.Шаховской начинает искать себе какую-нибудь работу. Занимается педагогической деятельностью и врачебной практикой (он интересовался практической медициной и изучал ее). Енисейский окружной начальник докладывал гражданскому губернатору Степанову: «Шаховской имеет достаточные сведения, как в медицине, так и в фармокопеи, коих лекций слушал он у доктора Лозера. Опыты его искусства могут засвидетельствовать многие из жителей». Но эти занятия одобрения у начальства не встретили. Он перенес свои занятия на сельское хозяйство и скотоводство. Эта работа сблизила декабриста с простым народом. Сотник Сапожников, состоявший на должности отдельного туруханского заседателя в одном из рапортов, пишет начальству: «Имею честь донести, что Шаховской от жителей, как туруханских, равно и живущих от Туруханска вверх по течению Енисея, приобрел особое расположение, заботясь о разведении картофеля и прочих огородных овощей, чего до ныне в сем крае не находится». Он не раз помогал в беде простому населению, пострадавшему от неурожая, Федор Петрович уплатил из своих средств, в счет погашения недоимки 300 рублей (деньги 400 рублей ему выслала княгиня). Щедро делился вещами, которые ему присылали из Европейской России родные.

В Туруханске Ф.П.Шаховской написал «Черновые записки о Туруханском крае», где он описывает природу, климат, животный мир и растительный мир, пушные и рыбные богатства Енисейского Севера. С восхищением он говорит о угрюмой красоте края, его дремучей тайге «глухих темных дубравах», о «величественных могучих ужасных скалах» по берегам Енисея, о первородном состоянии неприступных мест. Делает краткие зарисовки историко-этнографического характера, они касаются раннего периода освоения этого края и жизни коренного населения, когда только «лук да стрела было одно оружие ими употребляемо». «Тунгусы особенно отличаются в разных поделках. Они украшают оружие свое насечками, наряд их украшен бисером, пуговицами и стеклярусом». Затем Ф.П.Шаховской переходит к тому периоду истории Туруханского края, когда жители его вошли в соприкосновение с русскими, и в этих местах началась меновая торговля. «Народы охотно отдавали меха, променивая их на разные вещи, которые им нравились по блеску, пестроте и живости цветов».

Дальше он указывает, что вслед за казаками пришли люди торговые, прежде всего, Енисейские купцы. «Имея при себе полный запас всего нужного для жителей, они меняются с ними на пушной товар, ставя его за меньшую цену, а свой, полагая несколько дороже». Таким образом, Шаховской защищает «беднейших жителей, не имеющих иного промысла, как рыбная ловля и звероловство». О своем населенном пункте в его «Записках» сказано довольно подробно, там «2 казенных хлебных магазина. В бывшем питейном доме живут 2 казака. Хлеб отсюда направляется в тундру для русских, его возят на оленях, верстах в четырех от устья Дудинки 4 дома, в 2 живут духовные, в одном мещане и купеческий приказчик с товарами, в последнем ясачные. От Дудинки уже лесов не видно, начинается тундра, жители ездят на оленях и собаках. Тут водятся волки и медведи. Волков бесчисленное множество. Они живут возле зимовьев и ходят по домам, врываются в магазины и разрывают мешки с мукой так, что жители бояться выйти ночью на крыльцо». Записки Ф.П.Шаховского ценны своим объективизмом, широтою кругозора. Автор видит в коренных жителях Сибири таких же людей, как и европейцы, с той лишь разницей, что в те времена им не хватало общекультурного развития, это зависит не от биологических особенностей, а от условий его исторического развития.

Федор Петрович был верным другом своим товарищам по ссылке, им он оказывал материальную и моральную помощь. Интересно в этом отношении его письмо к Н.С.Бобрищеву - Пушкину из Енисейска в Туруханск: «Разлучаясь с тобою, я почувствовал и до сего времени ощущаю большую утрату в сердце моем, ясные откровенные беседы наши, соединившие нас под мирным кровом нашей хижины, навек останутся впечатлением в моей душе». Шаховской отправил при этом письме посылку другу: теплые вещи, сапоги, рукавицы, а также белый холст и кожу для пошива белья и обуви. Кроме того, он послал больному товарищу и деньги на расходы. Письмо проникнуто сердечной, искренней дружбой, теплотой, участием и заботой. Не забыл он и тех простых людей, у которых они совместно с Н.С.Бобрищевыи-Пушкиным жили в Туруханске: «Кланяйся всем туруханским нашим знакомым, особенно добрым хозяевам твоим. Я очень горевал, узнав о болезни Арины, и радуюсь, что она излечилась. Посылаю пять рублей на память». Эти строчки характеризуют его как доброго и гуманного человека, принимавшего близко к сердцу все радости и горести людей, окружавших его в Туруханске.

Енисейская ссылка.

7 мая 1827 года Федор Петрович Шаховскому было запрещено лечить и учить крестьянских детей. Тоска по родным людям, семье, своей любимой родине все больше угнетала его. Туруханскому заседателю было предложено давать подробнейшие донесения относительно образа жизни ссыльного декабриста. Его бурная деятельность беспокоила местные власти, усмотревшие, во всем нежелательное вмешательство лишенного прав государственного преступника в общественную жизнь Туруханска. 12 августа 1827 года Шаховской был переведен в Красноярск, пробыл там 4 месяца и в конце декабря, под усиленным конвоем перевезен в город Енисейск.

Обосновавшись и устроившись с жильем, Федор Петрович проявил желание заняться полезной деятельностью преимущественно сельскохозяйственной, пытаясь завести «хлебопашество по новой методике севооборота и травосеяния, ввести экономические строения и орудия, устроить особенный хутор для практических опытов». Для этих целей ему был выделен опытный участок в 30 километрах от города. Таковы были планы Шаховского в нашем городе, на них откликнулся директор ботанического сада в Петербурге Фишер, приславший ему микроскоп, книги и коллекцию сухих трав. В центральном архиве хранится письмо, адресованное Фишеру, оно представляет собой статью, написанную в форме дневника. Он с большой осторожностью делает выводы, устанавливая зависимость растительных форм от особенностей климата, описывая наступление теплых дней и прилет птиц. В Енисейске Ф.П. Шаховской жил на частной квартире (ее местонахождение установить не удалось).

Тоска по родным местам, семье и детям все больше угнетала его. Он заболел, началось тяжелое психическое расстройство. В июне 1828 года енисейский губернатор доносил 3 отделению, что Федор Петрович Шаховской «впал в сумасшествие». Вот как описывает его состояние в то время декабрист С.И.Кривцов, бывший в Енисейске проездом в письме к А.Г.Муравьевой: «Проезжая через Енисейск, я нашел Ф.П.Шаховского в жалком состоянии, худого с тусклым угрюмым взглядом, конвульсивными подергиваниями, обличавшими печальное состояние его рассудка. Проведя с ним пол часа, я не добился ни одного разумного слова. Он говорил о своих беседах с богом, об искушениях дьявола, о своей конституции, по которой уже управляется Сибирь и прочее. Все это говорилось с такой быстротой и так спутано, что казалось, говорили несколько человек сразу. Причина его заболевания точно не установлена. Давно он был задумчив, но получив прошлой зимой портреты своих детей, он сильно взволновался и вскоре впал в то состояние, в котором я его нашел».

В период затишья своей болезни Шаховской пытался работать. Он писал труд по грамматике русского языка и педагогические статьи, вел переписку с женой, делал интересные краеведческие наблюдения о быте, нравах жителей города. Какой глубокой признательностью к енисейским жителям проникнуты строки письма Ф.П.Шаховского к жене: «Все, что может утешить меня в уединенной жизни, соединяется в месте нового моего жилища: сухая и теплая комната, добрые и бедные хозяева, хорошее расположение многих знакомых».

В письмах к жене он просил ее прислать книги по физике, педагогике, ботанике и другим отраслям науки. Кроме того, в этот период писал стихи и поэмы богословского содержания. Сочинения его не изданы, но они представляют интерес для историков, они написаны на немецком и французском языках.

Окружной енисейский начальник Тарасов устраивал Шаховскому нравственные пытки. Он мог вызвать его на прием и продержать несколько часов в приемной. Не выдержав этого, ссыльный декабрист врывался к нему в кабинет и высказывал тому все, что думал, не боясь последствий. Однажды подобный выпад был принят за буйное помешательство, и Федора Петровича под конвоем доставили в Енисейскую городскую больницу (эта больница впоследствии оказалась на территории нашей школы-интерната). В больнице он содержался за свой счет, под караулом местных казаков. Окружной лекарь доставлял декадные и месячные отчеты о болезни Шаховского. Состояние его не улучшалось, и его жена-княгиня просит о переводе мужа в одну из отдаленных деревень от столицы, где она могла бы за ним ухаживать. Но государь «высочайше повелел» объявить княгине Шаховской о невозможности перевести мужа в деревню. А если она пожелает, то поместить сумасшедшего в Суздальский монастырь.

Енисейский губернатор сообщает Бекендорфу от 17 февраля 1829 года: «предписано мне Шаховского немедленно, отправить в город Суздаль». Больного декабриста везут в закрытом черном возке в Спасо-Ефимьевский монастырь «для содержания его здесь под строгим режимом». Каждый день команда из офицера и двух низших чинов неотступно следят за каждым шагом несчастного. Состояние его здоровья резко ухудшилось. Княгиня настойчиво просит свидание, ей отказывают в связи с тем, что муж ее опасен. Когда же она 25 мая 1829 года добилась долгожданного свидания, ей сообщили, что Ф.П.Шаховской вчера умер- «заморил себя голодом».

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)