Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Олег Попов | Добавлено: 2014-11-03

Все о цвете

Цвет - свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра; свойства света, проходящего через окрашенную среду, воспринимать ее окраску.

Цвет неотделим от света. Цвет существует как цвет излучаемого каким-либо телом света или как поверхность тела, когда он воспринимается с помощью отраженных от тела световых лучей. Если поместить на пути сфокусированных лучей солнечного света призму, то можно наблюдать разложение белого света на части (цвета). Спектр солнечного света состоит из 7 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. К ним добавляется пурпурный, образованный из крайних оттенков красного и фиолетового цветов.

Неоднозначность понятия «цвет»

Понятие «цвет» имеет 2 смысла: оно может относиться как к психологическому ощущению, вызванному отражением света от некого объекта (оранжевый апельсин), так и быть однозначной характеристикой самих источников света (оранжевый свет). Поэтому следует заметить, что в тех случаях, когда мы хотим дать цветовую характеристику источников света, некоторых имён цвета просто «не существует» - так, нет серого, коричневого, бурого света.

Системы (RGB, CMYK, HSL)

В различных случаях в зависимости от того, как воспроизводится цвет используются различные цветовые системы. Если мы используем источники света - доминирующей системой является RGB (от "red/green/blue" - "красный/зеленый/синий").

Для цветов, которые получаются путем смешивания красок, пигментов или чернил на ткани, бумаге, полотне или другом материале, в качестве цветовой модели используется система CMY (от "cyan/magenta/yellow" - "циан/фуксин/желтый"). В связи с тем, что чистые пигменты очень дороги, для получения черного (букве K соответствует Black) цвета используется не равная смесь CMY, а просто черная краска.

Другой популярной цветовой системой является HSL (от "hue/saturation/lightness" - "цвет/насыщенность/яркость"). У этой системы есть несколько вариантов, где вместо насыщенности используется хроматичность (chroma), светимость (luminance) вместе с яркостью (value) (HSV/HLV). Именно эта система соответствует тому, как человеческий глаз видит цвет.

Основные цвета - три независимых цвета, смешением которых в разных пропорциях можно получить любой цвет. Число возможных систем основных цветов очень велико. Часто основными цветами являются красный, зеленый и синий.

Второстепенные цвета - цвета являющиеся комбинацией основных цветов.

  • красный + жёлтый = оранжевый
  • жёлтый + синий = зелёный
  • синий + красный = фиолетовый

Другие цвета

Другие цвета – цвета которые можно получить, смешивая основные и второстепенные цвета.

Близкие (смежные) цвета — цвета, расположенные на цветовом круге последовательно.

  • жёлтый и оранжевый
  • оранжевый и красный
  • синий и фиолетовый

Дополнительные цвета

Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-чёрный цвет. В физике два хроматических света, которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге в первых частях цикла дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:

  • жёлтый - фиолетовый
  • жёлто-оранжевый - сине-фиолетовый
  • оранжевый - синий
  • красно-оранжевый - сине-зелёный
  • красный - зелёный
  • красно-фиолетовый - жёлто-зелёный

Теплые и холодные цвета

На тип и степень присутствия оттенка обычно ссылаются как на цветовую температуру. Теплые цвета содержат больше красного, оранжевого и желтого, а холодные — больше синего. Теплые фиолетовые цвета основаны на красном, а холодные зеленые — на синем. Нейтральные коричневые и серые цвета также различаются по температуре.

Температура является важным понятием при присвоении цветов объекту или сцене. Вы должны решить, является ли объект "холодным" или "теплым", и обеспечить затем непротиворечивость за счет присвоения цвета. Животные, например, имеют тенденцию совместно использовать семейства теплых цветов, а растения - наоборот, холодных. Запрещенная сцена должна быть по своей природе совершенно холодной, а приятная сцена имеет теплую цветовую палитру.

Теплые цвета передают самые различные эмоции и состояния - от оптимизма до жестокости и агрессии. Тепло красного, желтого, розового или оранжевого цветов может вызвать возбуждение или даже гнев. К теплым цветам также иногда относят нейтральные оттенки черного и коричневый. Теплые же цвета всегда вызывают радостные эмоции. Солнце представляется нам оранжевым, желтым, а на закате красным.

Холодные цвета оказывают успокаивающее действие. С одной стороны спектра расположены холодные, безличные цвета. Расположенные с другой стороны холодные цвета успокаивают и облагораживают. К холодным цветам относятся синий (голубой), зеленый, нейтральные белые цвета, серый и серебряный.

Тон - физическая характеристика цвета, принадлежащего к простым или основным цветам, определяется его местом в солнечном спектре, степенью его чистоты (т. е. примесью к нему белого света, большей или меньшей силы, или же полным отсутствием всякой примеси) и степенью его светлоты.

Тон – одна из трёх основных характеристик цвета наряду с насыщенностью и светлотой. Тон определяется характером распределения излучения в спектре видимого света, причём, главным образом, положением пика излучения, а не его интенсивностью и характером распределения излучения в других областях спектра. Именно тон определяет название цвета, например «красный», «синий», «зелёный».

Оттенок – разновидность цвета, образующаяся при смешивании чистых спектральных и ахроматических цветов в определённых пропорциях. Часто используется для обозначения градаций тона; различий в цвете при переходе от холодного к теплому и наоборот.

Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется "оттенок".

Световой тон – простейший элемент светотени, степени светлоты, насыщенности светом отдельного видимого участка – части формы, теневой или освещённой части предмета.

Цветовой тон — исходный, простейший элемент как цвета в действительности, так и колорита в произведениях искусства: качество каждого цветового оттенка, который соответствует отдельному участку натуры или изображения, по отношению к основным цветам спектра. Тон выражает специфичность оттенка (например, лимонно-жёлтый, огненно-красный и т. д.) и фиксирует изменения определённого цвета в сторону большей или меньшей светлоты, большей или меньшей затемнённое, не затрагивая самой сущности цвета предмета.

Цветовой тон — основная цветовая характеристика печатной краски, субъективный признак цвета, который познается через ощущения и определяется словами "синий", "зеленый", "красный", "желтый" и т. д. Цветовой тон зависит от избирательного спектрального пропускания прозрачных предметов и избирательного спектрального отражения непрозрачных предметов, рассматриваемых в отраженном свете. В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с цветом хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли от объектов с характерным запоминающимся цветом. Например:

  • малиновый
  • вишневый
  • изумрудный
  • лимонно-желтый

Общий тон

Общий тон — цветовой строй художественного произведения, основной оттенок, обобщающий или подчиняющий себе все цвета картины. Краски в такой "тональной живописи" объединены общим тоном, например: серебристым, золотистым, тёплым, холодным.

Колорит изображения – характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.

Внешнее выражение колорита — живописность и красочность цветовых сочетаний в произведении.

Светотень - градации светлого и темного, распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду. Светотень не только выявляет объем предмета, объекта и его расположение в пространстве, характер среды, но и служит важным средством эмоциональной выразительности.

Объект зрительно воспринимается только тогда, когда он освещён, то есть когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости.

В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида (фактуры) и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость. Различают следующие элементы светотени:

  • света — поверхности, ярко освещённые источником света;
  • блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;
  • тени — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;
  • полутень — слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;
  • рефлекс — слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.

Элементы светотени у объекта и изображения часто называют тонами. Таким образом, блик представляет собой наиболее яркий тон, а тень — наименее яркий.

Ахроматические цвета – тона, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (яркости). Ахроматические цвета характеризуются нулевыми значениями чистоты и насыщенности цвета. Они воспринимаются, как серые (от белого до черного) с отсутствием цветовых оттенков.

Оттенки серого (в диапазоне белый — черный) носят парадоксальное название ахроматических цветов. Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наиболее тёмным — чёрный. Можно заметить, что при максимальном снижении насыщенности тон (отношение к определённому цвету спектра) оттенка становится неразличимым.

Хроматический цвет — цвет, имеющий цветовой тон. Хроматический цвет – излучение (в пределах видимого спектра), воспринимаемое с цветным оттенком. Любые цвета за исключением ахроматических, которые дополнительно характеризуются цветностью или определёнными значениями цветового тона и насыщенности.

Печатные краски голубая (C), пурпурная (M) и желтая (Y) являются хроматическими.

Степень близости цвета к белому называют светлотой. Одна из основных характеристик цвета наряду с насыщенностью и тоном. Это субъективная яркость участка изображения отнесенная к субъективной яркости поверхности, воспринимаемой человеком как белая.

Насыщенность цвета – величина, характеризующая степень выражённости цветового тона хроматических цветов. Это степень чистоты цвета.

Насыщенность цвета, можно рассматривать и как степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического (серого) цвета.

Два оттенка одного тона могут различаться степенью блёклости. Например, при уменьшении насыщенности синий цвет приближается к серому.

Яркость - это степень присутствия в каком - либо цвете черного, или белого. У всех, без исключения, цветов существует такое понятие как яркость.

Одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью яркости. К примеру, при уменьшении яркости синий цвет постепенно приближается к чёрному.

Любой цвет при максимальном снижении яркости становится чёрным.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)