Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: Данилова Н.П. | Добавлено: 2015-03-18

Вода в истории развития культуры разных народов

Рассказы о чудодейственной силе воды и ее свойствах известны многим народам. В традиционной народной культуре сохранились свидетельства о поклонении воде или духам воды и других суеверных представлениях, связанные с водой и с водной стихией.

Воде приписывалась способность соединять прошлое, настоящее и будущее, мир живых и мертвых. Отсюда развитый культ мертвых с жертвоприношениями и молениями у воды или на воде. В тех местах, где жизнь человека напрямую зависела от большой реки или водоема, сложились целые культовые системы, в которых закрепились практически все этапы цикла жизни самого человека, реки или озера и природы, их окружающей.

Поклонению воде, святым источникам и колодцам у восточных славян был посвящен культ св. Параскевы Пятницы – покровительницы водной стихии.

Одним из самых популярных святых в России стал Николай Угодник – покровитель всех, кто так или иначе связан не только с дорогой, путешествием, но и просто с дальним путем, в том числе и по реке, морю, океану или вообще водоему (даже озеру). Именно к св. Николаю устремляются все помыслы и вера тех, кто волей судьбы оказывается на воде.

Устная молва сохранила множество рассказов о том, как во время бури, шторма или какого-либо бедствия на воде при обращении о помощи и спасении к Николаю Чудотворцу происходило чудо, и человек, казалось бы, находящийся в безвыходной ситуации, неожиданным образом был спасен.

Считалось также, что очистительная сила воды увеличивалась в особые дни, когда воду набирали из источников и колодцев на Новый год, Рождество, Крещение, Сретение, на Пасху (в Страстной четверг), на Ивана Купалу.

Как правило, за такой водой ходили рано утром, до восхода солнца. Набирать надо было первую воду, "непочатую", нетронутую. Предписывалось соблюдать молчание, а воду не разбалтывать и не расплескивать. В старинных заговорах нередко упоминался дух воды, почитание которого сохранилось и закрепилось через почтительные обращения: "мать-вода", "водица-царица". С помощью воды и опущенных в нее предметов (угольки, кольца, монеты) гадали о будущем. Отражающая способность воды олицетворялась с возможностью неких сил предсказать будущее. Вспомним В.А.Жуковского (Раз в Крещенский вечерок…)

На Рождество одно из традиционных гаданий предписывало смотреть в воду ("высматривать" суженого в кольце). Во время традиционных летних празднеств или дней, связанных с культом воды, устраивались обряды и ритуалы, сопровождавшиеся омовением, купанием, гаданием. На Ивана Купалу обязательное окунание в воду, обрызгивание водой сулило крепкое здоровье. Гадание на венках, брошенных в реку, сопровождалось песнями и просьбами молитвенного содержания о даровании счастья и любви, здоровья и долгой жизни.

После Ильина дня запрещалось гневить духа воды: нельзя было купаться, играть на воде – шуметь и кричать.

В отдельных сюжетах волшебных народных сказок часто встречается мотив о чудесном исцелении героя с помощью "живой" и "мертвой" воды. Как правило, вода, наделенная этими необычайными свойствами, находится далеко от мест событий и в недоступном месте, куда может долететь только птица. Само местонахождение святого источника, родника с "живой" и "мертвой" водой также недоступно простому смертному человеку, как недоступно тайное знание. Этим знанием наделены вольные или невольные помощники. Такие помощники недосягаемы для злых сил или чар, погубивших героя. Они обладают способностью быстро, вмиг или в одно мгновение ока, доставить волшебное питье или отнести героя к исцеляющему источнику.

Мотив "живой" и "мертвой" воды известен фольклорным традициям разных этносов. В русских народных сказках этот мотив встречается в волшебных сказках, содержащих элементы мифологических представлений. Живая и мертвая вода может быть и в источнике, и в озере, и даже в священном дереве. "Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег, сокол полетел за живой водою, а ворон за мертвою. <...> Ворон брызнул мертвой водою – тело срослось, съединилося; сокол брызнул живой водою – Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит: "Ах, как долго я спал!" (Народные русские сказки А.Н.Афанасьева в трех томах, т.1, №159); "Трое суток лежало тело Ивана купеческого сына по чисто полю разбросано; уж вороны слетелись клевать его. На ту пору пролетали мимо орел, сокол и воробей, увидали мертвого брата и решились помочь ему. Тотчас бросился сокол вниз, убил с налету вороненка и сказал старому ворону: "Принеси скорее мертвой и живой воды!" Ворон полетел и принес мертвой и живой воды. Орел, сокол и воробей сложили тело Ивана купеческого сына, спрыснули сперва мертвою водою, а потом живою. Иван купеческий сын встал, поблагодарил их..." (Народные русские сказки А.Н.Афанасьева в трех томах, т.2, №209);

Культ воды характерен для многих народов мира. Предки наши, как и другие древние народы, предпочитали селиться у воды, по берегам озер и рек. Воде, как источнику жизни, поклонялись кочевники, земледельцы и охотники-рыболовы (культ водоемов, родников и колодцев, культ рек и дождя). Для многих первобытных религий были характерны ритуальные омовения. Фактически нет ни одной религии, в которой не использовался бы элемент водного ритуала.

В иудаизме ритуал водного омовения совершался накануне субботы и других религиозных праздников. В исламе также имеется целый ряд водных ритуальных омовений, установленных для различных ситуаций и состояний верующего. К Будде приходило озарение, когда он смотрел на капли росы, сверкающие на зеленых листьях.

В христианстве установлен ритуал крещения, включающий окропление новорожденного святой водой и погружение его в освященную купель. Как известно из Библии, Иисус Христос обрел духовную силу после купания в реке Иордан в возрасте тридцати лет. Его крестил Иоанн Предтеча, своей проповедью подготовляющий народ к принятию Спасителя. Праздник Крещения носит и другое название - Богоявление, потому что в момент крещения Иисуса Христа Бог Отец свидетельство вал с неба и Бог-Дух Святой сошел на него. В праздник Крещения Господня в церквях совершают Великое освящение воды в память того, что воды Иордана святились, когда в них крестился Христос. Православные христиане приносят домой святую Богоявленскую воду, и сохраняют ее в течение года. Эту воду пьют и ею окропляют жилища. Ритуальные очистительные омовения существовали у большинства славянских народов. Почитая воду, славяне наделяли ее особой живительной, очистительной и целебной силой. С культом воды были связаны многие народные праздники, сопровождающиеся купанием или обливанием. Эти праздники, начинаясь с масленицы - проводов зимы, продолжаются до Троицы - проводов весны и встречи лета. Троица и следующий за ней Духов день венчают собой цепочку праздников: масленица, Благовещение (7 апреля по новому стилю), Пасха и Троица.

На Троицу распространены обряды, связанные с водой: шутливое обливание водой друг друга (отголосок магического ритуала вызывания дождя), катание на лодках, украшенных зеленью и цветами.

Обычай освящения воды известен во Франции, скандинавских странах, Нидерландах. При этом троицкой воде, как и пасхальной, приписывают целебные свойства. Такой водой окропляют посевы, орошают сады, виноградники - во имя будущего урожая.

У южных и западных славян (болгар, сербов и некоторых других) неделя, предшествующая Троице, называется русальской или русальной. Русалии - старинные славянские праздники, связанные, прежде всего с культами растительности, земли и умерших предков. В православном календаре суббота накануне Троицы (Родительская суббота) - традиционный день поминовения умерших.

7 июля, в праздник Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, известный у славян как праздник Ивана Купала. Купальский праздник был распространен у многих народов Европы. Как и на Руси, он посвящался летнему солнцевороту. В летописях подчеркивается массовый характер этого праздника: на игрища шел весь народ. Юноши и девушки водили хороводы вокруг костров, прыгали через них. В этих играх прослеживается ритуал очищения огнем, тесно связанный с культами земли и предков. Многие черты этого праздника находят отражение в повести Н.В.Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».

Человечество давно подметило способность воды поддерживать силы и жизнь человека. Благодаря целебному и энергетическому свойствам вода используется в качестве средства культовых отправлений, применяется в лечебных и магических процедурах. Еще в 30-х годах прошлого века итальянский исследователь обнаружил связь между активностью солнца и некоторыми свойствами воды. Выяснилось, что вода запоминает не только влияние электромагнитных излучений, но и действие ультразвука, вибраций, слабого электрического тока.

Вода является идеальным носителем информации. По-видимому, это свойство воды использовалось в целительстве и магии, которые совершались с помощью заговаривания воды. Вода, согласно учению йоги, содержит довольно значительное количество праны (пространственной или космической энергии). При купании или питье часть праны усваивается организмом, особенно, если он в ней нуждается. Ощущение жажды, по-видимому, бывает обусловлено не только потребностью в воде как жидкости, но и потребностью в пране - энергетической составляющей, которую содержит вода. Своевременно выпитый стакан природной или специально обработанной воды может придать новые силы организму и стимулировать работоспособность.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)