Отдых  ->  Хобби  | Автор: Ольга Конотоп | Добавлено: 2014-11-06

Как правильно вышивать крестиком

О существование вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к XI-XII вв. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Золотым шитьем в далекие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Постепенно искусство вышивания стало распространяться повсеместно. С 13в. Оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.

По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные область, а иногда и районы имеют свои характерные приемы, мотивы орнамента цветовые решения.

Русские крестьянские вышивки на две одинаковые группы: северную и среднерусскую полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Тверской, Ивановской, Ярославской, и других областей. Широко распространенным видом рукоделия является вышивание. Оно имеет многовековую историю. Процесс развития вышивания можно проследить по памятникам искусства древних цивилизаций, литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок разных времен и народов. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), металлическими (золотыми и серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блестками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами и т.п.

В ХVIII – ХХ веках вышивкой занимались повсеместно. Она делилась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка постоянно испытывала веяние моды с Запада. Народная вышивка была связана с традициями, обычаями, обрядами русского крестьянства. В русских селениях обучать девочку женскому ремеслу- прядению, ткачеству, вышиванию, кружевоплетению - начинали с пятилетнего возраста. К пятнадцати годам девушка должна была своими руками приготовить приданое, украсив его вышивкой.

В течении несколько столетий у русского народа сложились определенные традиции и приемы выполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили секреты и особенности вышивки своей местности, постоянно пополняя и развивая ее.

Для вышивок среднерусской полосы – Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской и других областей – характерны: многоцветность и геометрический характер узоров. Самые распространенные приемы северной вышивки – крест, «роспись», вырезы, белая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Белая и цветная гладь характерны, главным образом, для владимирской области.

Для вышивки необходимы следующие материалы: ткань, нитки, иглы, пяльцы, ножницы .

Иглы для вышивания лучше брать короткие с удлинённым ушком. В большое ушко легче вдевается рабочая нитка в несколько сложений. Такие иглы применяют для выполнения счётных и простейших швов, а также для вышивки владимирскими швами. Считать и отделять нити с помощью таких игл очень удобно. Для вышивки на плотных и тонких тканях нужны более тонкие иглы с меньшим ушком. Толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая рабочая нитка.

Напёрсток необходим для проталкивания иглы через ткань при вышивании без пялец, при прокалывании нескольких слоёв ткани. Он предохраняет палец от уколов иглой. Напёрсток надевают на средний палец правой руки, подбирают его точно по размеру пальца: он не должен сжимать и спадать с него.

Ножницы для работы хорошо иметь трёх видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдёргивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие- для разрезания тканей и мотков ниток. Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий должны полностью смыкаться.

Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения её от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные или круглые деревянные. Как правило, во время вышивки ткань запяливают в пяльцы. Без пялец вышивка может стянуть ткань. Только искусные мастерицы обходятся без пялец. Также нежелательно запяливать в пяльцы тонкие ткани, так как пяльцы сильно натягивают материю. Если пяльцы в работе не используются, то место, на котором вышивают, натягивают на указательный палец левой руки, но при этом сильно натягивать ткань нельзя, иначе рисунок получится кривым

Калька используется при подготовке рисунка к переводу на ткань. Орнамент с оригинала сначала переводят на кальку, а с кальки на ткань. Копировальная бумага нужна для перевода рисунка на ткань.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)