Дом  ->  Мода и красота  | Автор: Куприянова Марина Валентиновна | Добавлено: 2015-02-03

Виды русского национального костюма

Общий характер русского народного костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа. Условия исторического развития начиная с 12-13 вв. определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. В 13-15 вв. северные области не были разорены набегами кочевников. Здесь интенсивно развивались художественные ремёсла, процветала внешняя торговля. Начиная с 18 века, север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров, и поэтому сохранил целостность народного быта и культуры. Именно поэтому в русском костюме севера национальные черты находят своё глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний.

Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понёва, нагрудник, шушпан.

Женская рубаха была прямого покроя, с длинным рукавом. Она могла быть цельная или составная. Верхнюю часть рукава, (воротушку, грудку, оплечье) делали из более тонкой, часто покупной ткани, нижнюю часть (подставку) — из домотканины. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенный на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные многофигурные композиции с крупным рисунком, достигавшие в ширину 30 см. располагались по низу изделия. Богатые женщины носили одновременно две рубахи — исподнюю и верхнюю, причём верхнюю шили из дорогих тканей. Рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. В 17 веке появился пышный рукав, собранный у запястья на пришивном манжете. Рубахи подпоясывали, а над поясом делали напуск. Носили их в помещении, но не на улице.

Самой декоративной и богато украшенной частью был передник или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник состоял из двух не сшитых полотнищ ткани, собранных на шнурок выше груди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шёлковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым, или цветным кружевом, бахромой из шёлковых, или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.

Холщовые белые рубахи и передники, северные крестьянки носили с сарафанами. Сарафан представлял собой несколько сшитых кусков ткани, собранных в мелкую сборку под узкую подшивку. Он имел короткие лямки и облегал грудь. В 18-19 вв. сарафаны делали из однотонной, без узора ткани: синего холста, бязи, красной крашенины, чёрной домотканой шерсти. Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на тёмном гладком фоне сарафана. Северорусские сарафаны по покрою были разнообразны: косоклинный глухой; косоклинный распашной или со швом спереди; прямой, собранный на обшивке, с лямками; сарафан с лифом. Наиболее древним считается глухой косоклинный сарафан, который шили из перегнутого по плечам полотнища ткани со вставками клиньев в боках. Косоклинный распашной сарафан состоял спереди из двух полотнищ, застёгивающихся на медные, оловянные или серебряные пуговицы либо сшитых и имеющих чисто декоративную застёжку. Позже в центральных районах России появился круглый, или прямой, сарафан на лямках, который шили из нескольких прямых полотнищ ткани. Прямые сарафаны шили из набивной ткани: пестряди, кумача сатина, ситца атласа, кашемира, парчи с цветочным узором. Рубаху к нему также делали из яркой цветной ткани.

В Южнорусском костюме вместо сарафана более широко применялась понёва - поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщовой подкладке. Понева -юбка, не сшитая, а запахнутая вокруг фигуры и закрепленная вокруг талии шнуром -гашником. Ткань, используемая для понёвы, - чаще всего тёмно-синяя, чёрная,красная, с клетчатым или полосатым (с поперечным расположением полос) узором. Будничные понёвы отделывались скромно: узорной шерстяной домотканой тесьмой (пояском) по низу. Праздничные понёвы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным кружевом, блёстками. Широкая горизонтальная полоса подола сочеталась с прошвами, вертикальными цветными вставками. Колористическое решение понёв было особенно ярким и красочным благодаря их тёмному фону. Понёва могла быть глухой и распашной. Распашные понёвы иногда носили с "подтыком подола". В этом случае понёву орнаментировали с изнанки. В понёве женская фигура утрачивала величавую стройность, придаваемую ей сарафаном. Линия талии, выявляемая понёвой, обычно маскировалась напуском рубахи или передником.

Часто поверх рубахи, передника или понёвы надевался нагрудник- накладная или распашная одежда из шерсти или холста (прямой силуэт). Нагрудник отделывали тканой или плетёной тесьмой по горловине, борту, низу изделия и низу рукавов.Многослойность костюма, имевшего различную длину одновременно надеваемых рубах, понёвы, передника, нагрудника, создавала горизонтальное членение силуэта, расширявшее фигуру.

Самобытной русской одеждой являлась душегрея — короткая (немного прикрывала талию или доходила до середины бедра), широкая, свободная одежда на широких, коротких бретелях, сзади сходившихся к центру спины. Спереди душегрея застегивалась и была довольно узкой, слегка расширена в боках, но на спине расширялась за счет крупных трубчатых складок, сильно расходящихся книзу.

Душегрею шили из дорогих нарядных тканей, вышивали узорами либо обшивали по краю декоративной полосой. Душегрею носили женщины всех сословий, даже крестьянки, но для них она служила праздничной одеждой. Надевали ее поверх сарафана.

К короткой верхней одежде относится и шугай — кофта с отрезной по талии спинкой, единственная приталенная одежда русских женщин. Шугай, как и душегрея, имел прямой, сравнительно узкий перед с разрезом. Причем разрез шел по диагонали. Сзади нижняя часть шугая (баска) от талии была собрана в пышные сборки. Шугай доходил до бедер и имел длинные сужающиеся рукава, собиравшиеся от кисти до локтя в мелкие складки. Нередко его шили с меховым воротником или меховой опушкой. Носили шугай и в накидку, и в рукава, при этом часто надевали только в один левый рукав, далее накидывали на правое плечо и придерживали правой рукой.

К верхним одеждам относится летник — накладная одежда длиной до пят, сильно расширенная книзу за счёт вшитых боковых клиньев. Поскольку широкие колоколообразные рукава, срезанные углом, были очень длинными, приходилось держать руки согнутыми в локте, чтобы концы рукавов не волочились по земле. К летнику пристёгивался небольшой круглый меховой, обычно бобровый, воротник. Его красили в чёрный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица.

Одной из излюбленный одежд знатных женщин была шубка. По внешнему виду она напоминала летник, но рукава были длинными и откидными. Обычно руки продевали в прорези, сделанные в полах шубки выше талии. Если же шубку надевали в рукава, то их собирали на руке во множество поперечных сборок. К шубке пристёгивали круглый меховой воротник.

Ткани. Цвет. Орнамент.

На формирование древнерусской одежды огромное влияние оказали климатические условия. Суровый и холодный климат - длительная зима, сравнительно прохладное лето - обусловили появление закрытых тёплых одежд. Основными занятиями населения Древней Руси были землепашество и скотоводство, а основными видами изготовляемых материй - льняные ткани (от грубого холста до тончайших полотен) и домотканая шерсть грубой выделки -сермяга. Верхние и парадные одежды боярства и позже дворянства изготовляли из привозных тканей, получивших название паволок: Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Узоры, ткани выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый.

Обувь.

Женской обувью служили онучи (холст, которым обёртывали ногу) с подошвами, прикреплёнными к стопе ремешками, кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, лапти, и позже башмаки из бархата, парчи, кожи; первоначально с мягкой подошвой, а с 16 в. с каблуками. В зимнее время использовали валенки, катанки, а на русском севере и в Сибири -меховую обувь.

Причёски и головные уборы.

Женские, причёски были довольно простыми. Носили женщины только длинные волосы. Девицы расчёсывали волосы на прямой пробор, прикрывали уши, и низко на затылке заплетали в одну косу. Замужние женщины полностью скрывали свои волосы под головным убором. Поэтому их причёска была не замысловата -волосы заплетали в две косы и укладывали вокруг головы. Женские головные уборы отличались большим разнообразием. Различия главным образом касались их формы и украшения. В каждой части страны были свои традиционные головные уборы. Отличались между собой головные уборы замужних женщин и девушек. Замужние женщины носили:

  • повойник - головной убор (похожий на чепчик), плотно закрывавший волосы. Его надевали под парадный головной убор, под платок, но могли носить самостоятельно - дома, на полевых работах и т. д.;
  • кику - нарядный головной убор из жесткого материала (бересты, кожи), покрытого дорогой тканью. Спереди кика возвышалась над лицом, сзади стягивалась завязками; сверху (в виде дна) кики находился чехол из дорогой ткани, а сзади прикреплялся небольшой позатыльник.

По традиции поверх кики, а также поверх повойника и зимних шапок надевали платок - убрус (платок, сложенный в виде треугольника), заколотый под подбородком так, что два его конца, часто украшенных вышивкой, спадали на грудь. Зимним головным убором (особенно состоятельных женщин) были шапки - типа мужских, с матерчатым верхом и меховой опушкой, а также плоские меховые шапки с наушниками - каптуры. Парадным головным убором замужних женщин являлся кокошник, сделанный из твёрдого материала, обтянутый золотой тканью и богато расшитый, обычно жемчугом. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний его край часто обшивали поднизями - сеткой из жемчуга, а по сторонам крепили рясна - низко спадающие на плечи нити жемчужных бус.

Девицы носили на голове небольшие повязки, не скрывавшие волосы; в косы вплетали нити жемчуга, ленты, появившиеся в 17 веке. Вместо ленты косу могли украшать накосником - кусочком бересты или кожи, обтянутым дорогой тканью. Часто вокруг головы повязывали ленту или мягкую повязку из ткани, а иногда надевали жесткий венец, напоминавший кокошник, но не имеющий дна. К венцу часто пришивали поднизи, а над ушами копты или рясна. Зимние головные уборы девиц были похожи на женские.

Дополнением женского костюма служили ширинка — шелковый платок, рукавки - муфты на меху и большое количество ювелирных украшений.

Украшения.

Ожерелья, бусы, множество цепочек, серьги с подвесками, браслеты, гривны из золота, серебра, меди - вот основные украшения женщин. Женщины носили металлические головные обручи.

Украшениями были и шейные кольца в форме витого обруча; гривны - густо нанизанные серебряные монеты или полу обруч с цепочками. К шейным кольцам, нагрудным цепочкам прикреплялось множество подвесок, в основном, бронзовых, в виде колокольчиков, крестов, фигурок животных, звезд и т.п., а также бусы из зеленого стекла, янтаря, бронзы.

Характерны для северных районов России своеобразные украшения - тип ошейника, воротника: они представляли собой сетку из перламутра, мелкого бисера, искусственного жемчуга или полосу ткани, расшитую из этого материала. Женщины с удовольствием носили браслеты и перстни - гладкие, с узорами, или спиралевидные; серьги с подвесками, височные кольца, скалывали на плечах верхнюю одежду красивыми парными булавками. Часто одежду покрывали так называемыми неподвижными украшениями— вышивкой шелком, канителью (крученой золотой или серебряной нитью), битью (расплющенной серебряной проволочкой, прикрепленной на ткань по нанесенному рисунку при помощи простой нитки). Костюмы отделывали жемчугом, а также появившимся в то время ажурными украшениями из жемчужных нитей в виде кружев, поднизями. Характерной отделкой русского костюма во все времена была оторочка цветной тканью. Девушки издавна носили на поясе орнаментированные вышивкой, аппликацией карманы-«лакомки», а женщины пользовались небольшими карманами-кошельками для денег и мелких предметов.

Кровную связь наших предков с природой, которая для них всегда была и мать, и мачеха, мы находим в народном костюме. Когда с третьим пением петуха крестьянки спешили на луг, то диск восходящего солнца наполнял ее душу ощущением радости, полноты жизни - красным цветом. Когда весной под теплыми лучами солнца труд пахаря превращал чернозем в бархатное покрывало глубокого темного цвета, не эти ли пашни воспроизводила крестьянка в своей черной поневе. Когда северное сияние сполохами покрывало небо и необъяснимые радужные тона трепетали на его темном фоне, не к ним ли устремлялось воображение русских девушек Севера и в эти зарницы, в эти сказочные цвета одевали они себя в сновидениях в долгие зимние ночи.

Именно природа вдохновляла мастериц на создание костюма. Именно эту связь "растительный мир - мир искусства - мир русского костюма" нам хотелось отразить в своей коллекции «Назад в будущее».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)