Культура  ->  Музыка  | Автор: Никита Сидоренко | Добавлено: 2014-11-21

Творчество Владимира Высоцкого

Как нам известно, в европейской культуре общепризнанным символом поэзии считается лира. В древние времена игрой на ней сопровождали песно- пения. В этой символике сохраняется одно из свидетельств изначального единения в поэзии слова и музыки. Поэт был певцом. Легендарный Гомер, библейский царь Давид, средневековые менестрели и трубадуры, русские гусляры, украинские кобзари – все эти поэты пели свои стихи. В продолже- ние множества тысячелетий поэзия существовала как звучащее, поющее слово. Характерная для нынешних поэтов манера читать стихи нараспев, воз- можно, идёт из глубины веков.

Самым устойчивым жанром поэзии в её первоначальном, устном выраже- нии всегда оставалась песня. Но и её природа заметно менялась. Чаще всего это было уже создание не безымянных соавторов, а произведение профессио- нальных художников – вокальная песня такого-то композитора на стихи такого-то поэта.

В наши дни новейшие средства массовой информации способствовали превращению песни в господствующий жанр современной массовой культу- ры. Присущие этой культуре особенности – стилевая унификация, культ "звёзд", космополитизм – стирают национальные и индивидуальные качест- ва песни. Слово утрачивает в ней самоценность, оставаясь только привыч- ным атрибутом вокала.

Одновременно с экспансией массовой культуры во многих странах, осо-бенно там, где есть богатые поэтические и музыкальные традиции, пережи- вает бурный расцвет то, что принято называть авторской песней. Поэты вновь, как раньше, как это было много веков тому назад, стали исполнять свои стихи. Сейчас, правда, их стали называть не просто поэтами, певцами, а авторами-исполнителями, но смысл остаётся прежним: поэты пишут стихи, и сами же создают для неё музыку, и сами же исполняют её. Наверное, подобно тому, как никто не может прочувствовать и понять всей тонкости и всей сложности работы художника так же хорошо, как он сам, точно так же, никто не в силах прочувствовать и детально передать мысли, чувства и, наконец, идеи, которые хотел донести до аудитории сам творец, сам автор. Скорее всего, именно поэтому в песнях авторов–исполнителей мы отчетливо видим черты индивидуального стиля. Но, интересно, почему же это так? Да потому, что в песнях авторов–исполнителей есть много фантазии, много вымысла, а самое главное – во всех этих вещах находят отражение их взгляд на мир, на проблемы, на людей, на события, о которых идёт речь. Их и только их собственный взгляд.… И если раньше песнопения сопровождались игрой на лире, арфе, лютне, домре или гуслях, то теперь в руках у поэта чаще всего гитара.

Особое значение в духовной жизни народа это искусство приобретает с появлением среди авторов-исполнителей художника гениального дарования, творчество которого в полной мере отражает характер эпохи в созданиях большой силы и высокой гармонии. И такие творцы редко, но появляются. Среди них, на мой взгляд, следует обратить внимание на творчество двух бардов, казалось бы, совершенно разных, но в то же время очень похожих. Речь идёт о Владимире Семёновиче Высоцком и о Зульфате Зуфаровиче Ха- киме.

Зульфат Хаким и Владимир Высоцкий – натуры в высшей степени само-бытные. В духовной жизни татарского и русского народов таланты равно-великие, и очень многое в их творчестве и в судьбе имеет общие черты, об- щие корни.

Следует отметить, что в их песнях полнокровно реализовались богатей-шие художественные возможности народной песенной традиции двух нацио-нальностей одной страны. В то же время творчество этих двух поэтов с величайшей силой и глубиной выражает основные проблемы бытия своей эпохи.

"Песня о новом времени"

Им принадлежит огромная роль в освещении национальной тематики, а также ряда проблем нравственности, возникших в современной культуре двух народов России. В их творчестве отразились важнейшие формы миропонимания и нравственный поиск современного человека. Особенно мощный резонанс получили песни, утверждающие достоинство человеческой личности, изобличающие фальшь, лицемерие как характерные симптомы современных нравов и представляющие насилие как опасный социальный порок, угрожающий будущему человечества.

"В психбольнице"

В этих двух четверостишьях как раз и говорится об ущемлении прав и свобод человека, о том, как они нарушаются, только стоит оказаться в нес-тандартной ситуации. Здесь автор обращает наше внимание на то, что психов "морют голодом" и "бьют" сами же санитары. А ведь, если подумать, в этих больницах должны лечить и создавать для больных атмосферу любви и заботы. Интересен тот факт, что В.Высоцкий привёл для сравнения произведение Достоевского "Записки сумасшедшего", желая сказать, что и в его произведении находят отражение попытки нарушения прав человека. Кто попадал в 60-70-ые в психушку? Чаще всего неугодные власти люди, которых пытались изолировать из-за их нестандартного мышления, поступков…

Пьеса Зульфата Хакима "В сумасшедшем доме" схоже со стихотворением Владимира Высоцкого " В психбольнице" и названием, и своим содержанием. Это не просто рассказ, а трагическая комедия, основанная на сложном сюжете. Драматическое движение в пьесе определяют отнюдь не внешние события, а скорее внутреннее состояние, внутренний мир человека, что сближает его с поэтическим произведением. Автор с глубокой иронией высмеивает отрицательные стороны жизни через поведение больных и санитаров, через их отношение к другим. При чтении произведения , сразу же бросается в глаза, то обстоятельство, что так называемые "сумасшедшие", вовсе ими не являются. Инженер Шаукат , например, начинает именовать себя Горбачевым только для того, чтобы не попасть под сокращение на заводе. А Закир говорит: "А вдруг, примут за сумасшедшего и вообще прогонят с завода… Нет, должны пожалеть и оставить. У нас ведь и других инженеров-дураков полно!" . В этих словах Закира выражается одна из причин отсталости нашей страны – низкий уровень образования и работоспособности многих из руководителей. Бизнесмену Закиру грозит тюрьма, в связи с тем, что он не платит налоги. И он убегает от ответственности, пытаясь любыми способами попасть в психбольницу. Он притворяется Брежневым . Ну, разве это выход из положения?! Конечно же, нет! Умные люди так не поступают, это не выход из положения, это очередной показатель низкого уровня интеллекта и безответственности, и последствий, к которым они приводят. Также в этой пьесе автор показывает недостаток внимания по отношению к больным со стороны медицинского персонала. И даже не просто недостаток внимания, а то, что часто вместо лечения причиняется значительный вред здоровью людей. Трагизм произведения усугубляет образ помощника главного врача – Халима. Халим – самый настоящий садист, когда-то служивший в КГБ и выполнявший приказы вышестоящих органов. Он делал всё, чтобы "слишком умные" люди не "мешали" обществу и оказывались в психушке. Как только они оказывались под его властью, он всячески издевался над ними. Казалось, ему доставляло удовольствие мучить других людей. Таким образом, Зульфат Хаким показал нам качества, дарованные "человеку", как живому существу свыше и природой, определил роль этих качеств в судьбе человека. Он выразил возможность преодоления всех трудностей, благодаря таким понятиям, как умение честно жить, умение делать добро. Видя все недостатки нашего современного общества: существование различных обстоятельств и средств, которые ущемляют права человека, которые разрушают и убивают человеческое достоинство, поэт не смог пройти мимо этих проблем. И именно поэтому, благодаря своей проницательности и таланту, он изображает эти самые обстоятельства в своём произведении "В сумасшедшем доме" , выражая мысль о том, что "Дитя природы – человек, всегда остаётся человеком, преодолевает все сложности и трудности на своём жизненном пути и, в конечном итоге, побеждает!"

Зульфат Хаким и Владимир Высоцкий, на самом деле, очень проницатель-ные мыслители.Они постигли противоречие между гармонией мироздания и суетой человеческого бытия, живучесть тёмных инстинктов, суеверий, угро-жающих основам жизни.

Жизнь состоит из множества мелочей, в основном бытовых, а также из множества предрассудков и суеверий. Не всё в жизни так просто, как порой может показаться.

"О фатальных датах и цифрах"

В этих строках, написанных В.Высоцким и З.Хакимом выражается вера поэ-тов в то, что существует на самом деле что-то, что определяет жизненный путь человека. А также не сложно заметить их иронию к фатализму, автор- ский протест и возмущение по поводу несправедливого отношения к талан-там и правдоискателям.

Эти два поэта, голос которых был услышан их соотечественниками в раз-ных точках Земли, прозрев самые потаённые закоулки лжи, воспели разум, свободу и достоинство личности.

"Песня моряка"

Это вовсе не разбросанность интересов и даже не "поиск самого себя" – это порыв души. Они писали стихи, вовсе не предназначенные для обязательного музыкального сопровождения. И Владимира Высоцкого, и Зульфата Хакима можно назвать истинными прозаиками. Мы с удивлением и восхищением наблюдаем за их стремительным и мощным движением. Прозе Зульфата Хакима свойственны невероятная пояснительность, последовательность дви-жения, равнотекущий стиль, глубокий психологический анализ героев. Надо отметить, что его повесть "Курку" приносит новую особенность в татарскую прозу. Эта повесть, так же как и многие его рассказы на первый план ставят различные моменты внутреннего мира человека, его душевного состояния. И всё это представляет собой связку сложнейших философских вопросов. Также в произведении ощущается вся мощь динамики. Но это вовсе не динамика движения, это просто психологическое состояние, динамика душевных переживаний. Скорее всего, одной из сильнейших сторон его прозы является умение с глубокой проницательностью изображать чувства, дарованные человеку, как живому существу, свыше и природой , их роль в жизни личности, их возможность преодоления всех жизненных нюансов, которые в конечном итоге приводят к восторжествованию добра и справедливости. Всё это в полной мере отражается в его повести "Страх" .

Владимир Высоцкий же тоже, как и Зульфат Хаким бил в набат, будил па-мять, совесть. И он в своих произведениях представлял весёлые пародии и острые зарисовки, где саркастически высмеивал иезуитский строй социалистического общества. Именно по этой причине Высоцкий в глазах высокопоставленных чинов слыл "нежелательным" автором. Вот как на это среагировалал сам автор:

"Вещий сон"

Что касается публицистики, и она у Высоцкого рождалась "глаза в глаза" со зрителями – слушателями. Он всегда был открыт и откровенен. Владимиру Высоцкому принадлежат слова: "Я всегда прошу зажечь свет в зале, чтобы видеть ваши глаза, потому что у меня же ничего нет – есть ги-тара, ваши глаза и, конечно, желание вам что-то рассказать, как я сегодня чувствую, какое у меня сегодня настроение с вами возникло". Это очень важный момент – момент общения со зрителем, потому что расчёт в автор-ской песне только на то, что беспокоит аудиторию и исполнителя, на те же проблемы, те же мысли.

Зульфат Хаким тоже всегда откровенен с аудиторией. У него какая-то осо-бая точка зрения, свой взгляд на мир, на всё что его окружает. Он умеет пи-сать с поражающей психологической утончённостью. И в этом плане его злой юмор, глубокие раздумья, смех сквозь слёзы поистине бесценны. Он считает, что смыслом жизни является как раз таки поиск этого самого смысла жизни. .

Они оба обладают уникальнейшими способностями воздействовать на аудиторию. Их способность самоотдачи феноменальна. Чтобы так много отдавать, надо это иметь, но надо иметь и удивительную способность слушать, видеть, впитывать – везде, всегда, от всех. Безумная самоотдача в огромных залах, их огромный по силе энергетический выплеск, а по-другому они не умеют, остаются как бы вне жанра, вне профессиональных законов. Однако при всём этом, главную, внутреннюю сложность своей работы им удаётся не выносить на зрителя. А может быть, они и сами не до конца осознавали это противоречие.

Непостижимо, откуда они, молодые, так много и так точно знают про всех? Это опять-таки подчёркивает профессионализм, проницательность, единение со своим народом. Это свидетельствует о том, что они могут прочувствовать всё и передать все свои мысли на расстояния. Я считаю, что главное у них - уникальное видение мира, своя точка зрения на всё происходящее. ..Невозможно выразить словами глубину творчества этих поэтов: как в творчестве Высоцкого, так и в творчестве Хакима есть много такого, что на-всегда останется в сердцах нашего поколения.

Нужно отметить еще, что оба – прирождённые лицедеи, и от лицедейства – их бесконечное примеривание разнообразных масок.

"Маски"

Зульфат Хаким же тоже говорит: "Бу тормыш дигән маскарадта битлекләр белән капланган чырайларның күренмәве бәлки яхшырактыр. Битлекләрне салдырсаң дөнья тагын да ныграк караңгыланыр иде. Чын йөзе матур булса ул аны битлек белән капламас иде. Шул килеш калсын. Мин бары тик "Синең монафыйклыгыңны күрмим, аңламыйм", - дигән ялган битлек киям... Һәм, шайтан алгыры! – башкалардан аерылмый башлыйм. Күрәсең, бу тамашада минем икейөзлелегем дә зарур". .

Оба понимают, что внешняя несвобода сродни другой погоде – и в бес-просветные дожди можно почувствовать себя счастливым, даже переживая жизнь как высокую трагедию; но только при одном условии – при условии внутренней свободы. И эта внутренняя свобода, человеческое достоинство являются целью их творчества.

"Белое безмолвие"

Видимо как для Высоцкого, так же и для Зульфата Хакима свобода человека ассоциируется с полётом птицы.

Ещё одно свойство натуры, которое присуще и Зульфату Хакиму, и Владимиру Высоцкому – невероятное упорство в достижении какой-либо це- ли, которая представлялась важной и нужной.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)