Культура  ->  Литература  | Автор: Людмила Довгань | Добавлено: 2014-11-05

Жизнь и творчество В.И. Даля

Владимир Иванович Даль родился 22 ноября (10 ноября по старому стилю) 1801 года в Луганске Екатеринославской губернии в семье старшего лекаря литейного завода. Отец его, по происхождению датчанин, переселился в Россию в екатерининское время и, связав себя с ней навсегда, воспитал своих детей подлинными патриотами новой родины. Среди предков его жены были немцы, французы, швейцарцы, но сама она родилась и выросла в России, а ее мать, бабушка В.И. Даля, не просто знала и любила русский, но занималась литературными переводами с немецкого и публиковала их.

В.И Даль начальное образование получил дома и продолжил в Петербурге, в Морском кадетском корпусе, от учебы в котором, по его словам, "в памяти остались одни розги". Окончив кадетский корпус в 1819 году, он начал службу на Черноморском и продолжил ее на Балтийском флоте. В этом же году В.И. Даль начинает собирать слова, выражения, загадки, удивлявшие его чем-либо (значением, необычным смыслом, незнакомым содержанием).

Легендой стал рассказ о том, как молодой мичман В.И. Даль по пути на юг услышал, как ямщик из Новгородской губернии, глядя на небо, произнес: «Замолаживает». Офицер, которому это слово было непонятным, спросил: «Как замолаживает?» И услышал разъяснение: «А это значит, что потеплеет скоро, запасмурнеет». Даль, несмотря на легкий мороз, вынул из кармана записную книжку и окоченевшими от холода руками записал: «Замолаживать – иначе – пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучами, говоря о небе, клониться к ненастью». Возможно, именно эти строки впоследствии легли в основу большого словаря русского народа.

В течение пяти с половиной лет Даль служит во флоте, одновременно занимаясь литературным творчеством: пишет стихи, одноактные комедии. В 1826 В.И. Даль решил отказаться от военной карьеры и принял решение стать врачом. Он начинает изучать медицину в Дерптском университете и вскоре делает блестящие успехи, особенно в хирургии. Дерптский период своей жизни Даль называет «временем восторга и золотым веком нашей жизни». Здесь он сближается с Н. М. Языковым, возглавляющим в университете кружок русских студентов. В доме наставника и друга Даля, профессора хирургии А. Ф. Мойера часто бывают В. А. Жуковский, А. Ф. Воейков, сыновья Н. М. Карамзина; здесь читаются стихи А. С. Пушкина. В 1827 в журнале «Славянин», издаваемом Войковым, появляются стихи Даля. Хирург Н. И. Пирогов, находившийся в то время в Дерпте, вспоминает о Дале как об остроумном, жизнерадостном юноше, блестящем рассказчике и балагуре. Учеба в Дерптском университете была прервана русско-турецкой войной. В марте 1829 Даль досрочно защищает диссертацию, получает диплом доктора медицины и отправляется на берег Дуная, где оперирует раненых, борется с чумой и холерой. Общаясь с солдатами, собранными со всех концов России, военный врач успевает вести и собирательскую работу. Записи слов и произведений народного творчества вырастают у него до таких размеров, что для перевозки материала приходится использовать верблюда. После завершения военной кампании В.И. Даль был награжден «за усердную службу» орденом Св. Анны 3-й степени. Позднее он заведовал лазаретом в Умани, боролся с холерой в Каменец-Подольске, а весной 1831года вновь оказался в действующей армии. Корпус, где служил Даль, направили в Польшу для подавления мятежа.

Здесь В.И. Даль имел случай применить свои технические познания и опыт морского офицера: в сложных боевых условиях он сумел с помощью подручных средств – плотов, лодок, паромов, бочек – построить понтонный мост через Вислу и организовать переправу войск. После отступления русских войск за реку он впервые применил электрический ток в минновзрывном деле, заминировав переправу и подорвав ее, что немало способствовало окончательной победе. На рапорте начальству о решительных действиях дивизионного лекаря Даля командир корпуса генерал Ридигер наложил резолюцию: "За подвиг представить к ордену. Объявить выговор за невыполнение и уклонение от своих прямых обязанностей". За польскую кампанию В.И. Даль был удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени.

По окончании войны Даль поступил ординатором в санкт-петербургский военно-сухопутный госпиталь и вскоре прославился своими хирургическими операциями, особенно глазными, которые проводил виртуозно.

И все же мы знаем В.И. Даля в первую очередь как литератора и лингвиста – автора знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Как бы ни складывалась судьба этого человека, чем бы он ни занимался, самым важным в его жизни остается собирательство народного слова.

В Петербурге В.И. Даль скоро вошел в круг столичных литераторов, которым, по словам его биографа, «были известны необыкновенные способности Даля, разнообразие его познаний, честная самостоятельность характера и скромное, упорное трудолюбие». Здесь он близко сошелся с Пушкиным, Жуковским, Крыловым, Гоголем, Языковым, князем Одоевским и в журналах стали появляться его статьи за подписью «Владимир Даль, отставной флота лейтенант и доктор медицины», а в 1832 году он опубликовал – под псевдонимом «Казак Луганский» – первый литературный опыт – "Русские сказки. Пяток первый". Пересказ народных сказок обнаружил его этнографические наклонности, а сатирический тон сказок вызвал подозрение в политической неблагонадежности автора. Книга была запрещена, а Даль взят в III отделение императорской канцелярии и подвергся аресту, но в тот же день выпущен в результате ходатайства влиятельных друзей, в особенности Жуковского.

Под впечатлением произошедшего инцидента, Даль с готовностью принял должность чиновника особых поручений, предложенную ему В.А. Перовским, назначенным в то время оренбургским военным губернатором. В.А. Перовский был известным ценителем искусств, близко знал А.С. Пушкина и уважал литературные занятия Даля.

В Оренбург В.И. Даль прибыл летом 1833 года и в августе был отправлен в командировку в земли уральского казачьего войска. В течение месяца он проехал по оренбургским степям более двух тысяч верст, а по возвращении в Оренбург, встречается с А.С. Пушкиным, собиравшим материал для «Истории Пугачевского бунта». По дороге в Бердскую слободу Пушкин рассказывает Далю сказку о Георгии Храбром и волке (позже Даль ее напечатает); Даль же в ответ – сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке». Через месяц Пушкин пришлет Далю рукопись этой сказки с надписью «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин».

В 1836 Владимир В.И. Даль, сопровождая В.А. Перовского, приехал в Петербург. Именно тогда произошла дуэль поэта. Трагические часы после нее В.И. Даль – как врач и друг – провел у постели раненого и оставил потрясающие своей искренностью воспоминания о последних часах жизни А.С. Пушкина. «Я приблизился, – писал он позднее, – к одру смерти и не отходил от него до конца страшных суток. В первый раз сказал он мне ты, я ответил ему тем же и побратался с ним уже не для здешнего мира».

Годы службы в Оренбурге, командировки в южные губернии предоставили возможность В.И. Далю познакомиться с южными наречиями, дали материал для повести о казаках – «Бикей и Маулина» (1836) и о башкирах – «Башкирская русалка» (1843).

Вернувшись в 1841 году в столицу, Даль стал секретарем и чиновником особых поручений при министре внутренних дел. В годы службы в Оренбурге, а затем в Петербурге, Даль не перестает работать над «Словарем»: он собирал материалы во время поездок по Оренбургской губернии, а по переезде в Петербург получал письма с образцами местных говоров, сказок и пословиц со всей России.

В петербургский период Даль пишет многочисленные повести и рассказы с обилием бытовых деталей и этнографических подробностей, с описанием реальных случаев. Наиболее значительными из которых являются: «Вакх Сидоров Чайкин» (1843), «Хмель, сон и явь» (1843), «Павел Алексеевич Игривый» (1847), «Жизнь человека, или Прогулка по Невскому проспекту» (1843). В них Даль также изображал «маленького человека», противопоставляя ему самодуров-помещиков, тупых блюстителей закона. В рассказах «Мертвое тело» (1857), «Двухаршинный нос» (1856), «Хлебное дельце» (1857) и др. Даль продолжает тему бесправия человека из народа перед законом, перед устоями общества. В 1853 Даль выпускает сборник «Матросские досуги» («Солдатские досуги» были напечатаны в 1843), оба сборника предназначались для простого народа и пользовались большим успехом. В это время Даль уже был управляющим удельной конторой в Н. Новгороде, где часто объезжал удельные имения, разбросанные по всей губернии, что позволило продолжить работу над сборником «Пословицы русского народа» и в 1853 представляет его в Академию наук. Сборник включал свыше 30 тыс. пословиц, поговорок, загадок, прибауток, народных верований. На титульном листе стоял эпиграф: «Пословица несудима». В «Напутном» (предисловии к сборнику) Даль обращался к своим читателям: «Что если бы каждый любитель языка нашего и народности, пробегая на досуге сборник мой, делал заметки, поправки и дополнения, насколько у кого достанет знания и памяти, и сообщал бы заметки свои, куда кому сподручнее, для напечатания, или передавал бы их собирателю – не правда ли, что следующее издание, если бы оно понадобилось, могло бы оставить далеко за собой первое? Дружно – не грузно, а один и у каши загинет».

Своих помощников в собирании Даль называл «доброхотными дателями». Академик А. Х. Востоков дал положительный отзыв на сборник Даля, но второй рецензент, протоиерей-академик И. С. Кочетов, категорически воспротивился печатанию сборника, охарактеризовав его как «куль муки да щепотку мышьяку» и заявив, что «он небезопасен» и «посягает на развращение нравов». «Пословицы русского народа» были напечатаны лишь в 1861 – 1862 после смерти императора Николая I.

Главным же трудом жизни Владимира Ивановича Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка», которому он посвятил свыше 50 лет своей жизни.

«Живое слово дороже мертвой буквы» – Даль любил эту пословицу и на протяжении всей жизни собирал слова, народные выражения, стремясь показать богатство живого языка, а через него – раскрыть различные стороны народной жизни. Ни служба, ни занятия литературой и наукой не могли прервать его настойчивой и кропотливой работы по составлению «Толкового словаря живого великорусского языка». Полностью отдаться этому главному делу своей жизни Даль смог после выхода в отставку. Первый том словаря был издан в 1863 Обществом любителей российской словесности, расходы по выпуску следующих томов взял на себя император Александр II, пожаловавший Далю орденскую ленту. Последний, 4-й том словаря вышел в 1866. Академия наук присудила Далю за словарь Ломоносовскую премию и избрала его в почетные члены, Географическое общество наградило золотой Константиновской медалью, а Дерптский университет прислал диплом и немецкую премию.

В словарь Даля вошло более 200 тыс. слов, из них 80 тыс. собрано самим Далем, они не входили раньше ни в один словарь. Впервые Даль применил расположение слов по гнездовому способу. Объясняя этот способ составления словаря, Даль писал: «При обработке словаря своего составитель его следовал такому порядку: идучи по самому полному из словарей наших, по академическому, он пополнял его своими запасами; эта же работа пополнялась еще словарями… и затем, собрав слова по гнездам, составитель пополнял и объяснял их по запискам и по крайнему своему разумению…» Эти «записки» и «разумение» Даля – большого знатока народной жизни, рассказывали о труде крестьян, их быте, народном искусстве, верованиях, мироощущении. При объяснении значений слов Даль пользовался пословицами, поговорками, народной фразеологией.

В последние годы своей жизни Даль переиздает свои художественные произведения. В 1861 выходит полное собрание его сочинений в 8 т. (СПб., 1861). В своем доме на Пресне (сохранившемся) Даль мастерит ларцы, вырезает рогатые мотовила для пряжи, трудится на токарном станке. За год до смерти Даль принял Православие. До последней минуты он трудился над словарем, готовил его 2-е издание.

В.И. Даль вошел в историю нашей культуры, прежде всего как создатель «Толкового словаря живого великорусского языка», отразившего с исключительной полнотой словарный состав языка XIX в. Словарь Даля выдержал 6 изданий. Богатством материала труд Даля превышает все, что когда-нибудь у нас было сделано силами одного лица. Даль фактически совершил подвиг в науке, создав за 50 лет труда словарь, «для составления которого потребовалась бы целая академия и целое столетие».

Словарь В.И. Даля актуален и в наши дни. Он не только отражает народную речь, быт, склад ума и характер русского человека, но и объясняет предметы, характеризующие русский народный быт, поверья и приметы, связанные с сельскохозяйственным календарем, а так же дает множество других этнографических сведений, подкрепленных многочисленными пословицами, чего нет в обычных филологических словарях. В.И. Даль, толкуя то или иное слово, подбирает многочисленные синонимы, свидетельствующие о неисчерпаемом богатстве русского языка, его гибкости и выразительности, показывает безграничные словообразовательные возможности русского языка. Поэтому «Толковый словарь живого великорусского языка» бесспорно, является настоящей «Энциклопедией русской жизни первой половины XIX века».

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)