Культура  ->  Литература  | Автор: Юрий Михалик | Добавлено: 2014-11-18

Жизнь и творчество Шекспира

Биография

Кем был Шекспир? Талантом или бездарностью…

К сожалению, он не оставил после себя ни одного автобиографического произведения, поэтому воспользуемся скудными историческими и церковными документами.

Шекспир родился в городе Стрэтфорд-на-Эйвоне. Начинаясь с источника «Эйвонский ключ» в селении Нейзби в графстве Нортгемптоншир, река Эйвон течёт на запад через графство Уорикшир. Далее ее путь проходит мимо церквей, селений и деревушек, мимо утёса Гая, названного по имени легендарного графа, мимо Уорика, крепости Королей с её величавым замком и увенчанными башенками стеллами, мимо полей Фулбрука и Чарлкота, пока, наконец, став шире, не достигнет Стрэтфорда-на-Эйвоне. У городского населения довольно почётная история. После проникновения христианства в земли англов, здесь был основан монастырь . Поэтому со времён земельной английской описи это место фигурирует как собственность епископа Вустера .

Но с XIII века в городе стали проводиться ярмарки, а во время царствования Эдуарда VI он получил независимое самоуправление. Молодые люди из окрестных селений приезжали в город, чтобы научиться ремеслу для поправки своего материального положения. Одним из них был отец нашего поэта – Джон Шекспир.

Отец Шекспира попал в Стрэтфорд из Снитерфилда, где в 1529 году поселился его дед, Ричард. Он занимался обработкой арендуемых поместий и выгоном скота, занимал должность члена суда двенадцати йоменов. У него было два сына: Генри и Джон .

Имя Джона Шекспира появляется в исторических записях 29 апреля 1552 года, когда он заплатил миллион в качестве штрафа за то, что вопреки запретам властей свалил кучу нечистот на Хенли-стрит. Эта запись позволяет нам предположить, что Джон проживал на Хенли-стрит как квартиросъёмщик или домовладелец. В 1556 году он покупает у Джорджа Тернера право на безусловное владение усадьбой с садом и огородом на Гринхилл-стрит и дом на Хенли-стрит с примыкающим к нему садом.

Джон решает жениться на дочери одного состоятельного фермера Мэри Арден, принадлежавшей к «наиболее древнему и достойному роду». Он был старше Мэри на десять или более лет. Она была неграмотной, и вместо подписи на документах ставила свой знак. Мэри была очень красивой девушкой Стрэтфорда того времени и являлась любимицей своего отца.

В 1556 году, находясь при смерти, Роберт Арден завещал большую часть своего состояния, имение в Уилмкопте. В 1557 году Джон и Мэри обвенчались. У них было много детей, но и много смертей. Уильям, крещение которого произошло 26 апреля 1564 года, был третьим ребёнком в семье.

Существует множество доказательств того, что Джон Шекспир был грамотным и достаточно удачливым человеком. Он следовал всем религиозным канонам того времени. Перед смертью оставил потомкам духовное наследие, имеющее целью воспитывать в детях благоговение к религии, которым обладал сам. Завещание не содержит прямых обращений к детям, это воззвание к Господу о прощении грехов.

Вот выписка из этого наследия:

«Во имя господа, отца, сына и святого духа, пресвятой и благословенной девы Марии, матери божьей, святого воинства архангелов, ангелов, патриархов, пророков, евангелистов, апостолов, святых мучеников и всего чертога небесного и множеств его я, Джон Шекспир, недостойный сын святой католической церкви, будучи во время настоящего писания моего в совершенном здравии телесном, в здравом уме, твердой памяти и разумении, восполнив, однако, о сомнительности жизни и несомненности смерти и о том, что возможно, срезан буду во цвете успехов моих и призван держать ответ за все прегрешения мои явные и сокровенные, и о том, что возможно, не подготовлен буду к ужасному испытанию сему через причастие, покаяние, пост, молитву или какое-нибудь иное очищение, я в названном выше присутствии, в согласии со своей свободной и доброй волей, распорядился о моем духовном завещании, признании и исповедании веры, надеясь сим снискать прощение всех грехов моих и беззаконий и через оное прощение приобщиться жизни вечной единственно через благости Иисуса Христа, спасителя моего и искупителя, принявшего образ человеческий, испытавшего смерть и распятого на кресте во искупление грешных...»

Юный Шекспир также, как и его отец, регулярно посещал протестантскую церковь и совершал все требуемые обряды. Религия не была для Уильяма обузой, а являлась пищей для его богатого воображения. «Молитвенник», «Поучения» и, конечно, Библия были первыми учителями поэта, его первыми воспитателями и наставниками. Далее мы встретим немало примеров, Шекспир часто цитировал Библию, Евангелие, Книгу бытия в своих драматических произведениях.

А.Л. Рауз писал: «Он был ортодоксал, признавал авторитет той церкви, в которой был крещён, пребывая в которой он вырос и сочетался браком, в которой воспитывались его дети и которая, в конце концов, предала его земле». Англиканской церкви он принадлежал душой, а католической - разумом. Ведь невозможно было работать в Лондоне, сохраняя верность религии, противоречащей официальной.

Шекспир не был малограмотным. Образование, которое он получил, велось в соответствии с законом королевства. Шекспир учился в грамматической школе г.Стрэтфорда, которую могли посещать и девочки, и мальчики.

Шекспиру повезло со стрэтфордской Новой королевской школой, лучшей во всей Англии. Об этом свидетельствуют записи о жаловании учителей, значительно превосходившем аналогии в других британских городах. Учителя этой школы пользовались большими привилегиями, были высококвалифицированными, имеющими университетские учёные степени: Джон Браужуорд, Джон Эктен, Уолтер Роуг, Саймон Хант и другие. Первым учителем Уильяма был Хант.

Долгий учебный день начинался в шесть или семь утра. Уроки продолжались до одиннадцати с коротким перерывом на завтрак. Затем после второго завтрака, в час дня занятия возобновлялись и продолжались обычно без всяких перерывов до пяти или шести часов вечера . Каждый день начинался и заканчивался молитвой. Всё остальное время учащиеся усердно занимались латинской грамматикой. Это продолжалось около двух лет. А в третьем классе учеников знакомили с латинскими поэтами. Изучали разговорную речь на латыни по разговорникам Корделиуса, Галлуса, Вивеса, Кастслио и Эразла Роттердамского. Таково было обучение до пятого класса. В 1574 или 1575 году Шекспир должен был перейти от младшего школьного учителя к старшему и начать заниматься по курсу обучения высшей ступени. Теперь учащимся преподавали риторику и логику. Они читали Цицерона, Сузенбротуса, Эразла Роттердамского, Квинтилиана, Овидия, Вергилия и Горацио.

Школа предлагала учащемуся столько знаний в литературе, сколько можно было предложить в то время начинающему литератору. Задачей университетов было обучение молодых людей медицине, праву и, прежде всего, богословию.

Вот какой вывод сделал Т.У. Болдуин об образовании Шекспира: «Если Уильям Шекспир получил такое образование, какое давала грамматическая школа в его время или близкое к тому, то литературно он был образован ничуть не хуже, чем любой из его современников. По крайней мере, нет необходимости ссылаться на какие-то чудеса, объясняя то знание классической литературы и ее преемников, которое обнаруживает Шекспир. Грамматическая школа в Стрэтфорде могла дать все, что требовалось. Чудо заключается в чем угодно, только не в этом, - это старое, как мир, чудо гениальности».

Это чудо обнаруживает себя в Лондоне, а не в Стрэтфорде. Его масштабы были осознаны не тогдашним, а последующими поколениями. В глазах учителя Дженникса другие его ученики подавали еще большие надежды, чем Шекспир. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что Уильям не был блестящим учеником, ярко выделяющимся из общей массы. К тому же он совсем не любил школу, как это иногда утверждают. Напротив, чуть ли не в каждом его произведении слышны ноты сатиры о школах вообще.

Распространено мнение о том, что Шекспир не закончил своего образования, вынужденный помогать отцу. Он проводил свои дни среди груд товара, производившегося в отцовской мастерской, и остро пахнущего кожей. Но он находил время и возможность для других занятий. Ведь ему было всего пятнадцать лет - время ранней юности, когда человек не может заботиться лишь о насущных проблемах. В долгие летние вечера 1582 года он не раз пробирался по узкой тропинке, которая вела на запад от его дома через зеленые поля к небольшому селению под названием Шотери, расположенному на расстоянии мили от Стрэтфорда, где проживало большое семейство Хетеуей. Шекспир ухаживал за старшей дочерью фермера. В ноябре молодые люди обвенчались.

Брак Шекспира был заключен вустерским епархиальным консисторским судом. Относящиеся к этому событию записи, вызывают интерес исследователей, так как во времена Шекспира свидетельств о браке не существовало. Данный брак заключался при особых обстоятельствах. Жених не достиг совершеннолетия , а невеста была беременна. Это обстоятельство устанавливает, что Уильям Шекспир и «Энн Хетеуей, девица из Стрэтфорда вустерской епархии», могут, имея согласие невесты, законным образом совершить торжественный обряд бракосочетания, затем жить вместе как муж и жена, после того как каждый из них объявит о предстоящем браке. Интересно то, что ни в одном документе о бракосочетании не упомянут ни один представитель семейства Шекспиров. Не удивительно, что брак заключался без согласия родителей жениха, возможно без их ведома, потому что Уильям был лицом подневольным и возможно, подвержен давлению со стороны семейства невесты во имя сохранения её репутации.

Энн была на семь – восемь лет старше своего мужа. По понятиям тех времён она несколько засиделась в девках , поэтому завела любовника-подростка, забеременела и женила его на себе. Удивительно, но Шекспир не жалеет о таком необдуманном поступке и говорит об этом в произведении «Сон в летнюю ночь». Также следует обратить внимание на сонет 145. Он написан в другом стиле, несколько угловатом и достаточно неумелом. Шекспироведы предполагают, что он написан ещё в юности и посвящён Энн Хетеуей.

В заключительном двустишии сочетание слов hate away, вполне возможно, является игрой слов - одним из тех натянутых каламбуров, в которых елизаветинцы находили вкус, где обыгрывается фамилия Hathaway.

В библиотеке университета Колгейт в Гамильтоне, штат Нью-Йорк, уцелело выцветшее изображение молодой женщины в головном уборе XVI века и в платье с круглым слоеным воротником.

29 мая 1583 года происходит крещение первой дочери Уильяма Шекспира, которую назвали Сьюзан. А менее чем через два года Энн родила двойню - мальчика и девочку, которых крестили 2 февраля 1585 года. Шекспиры назвали своих близнецов Гамлетом и Джудит.

До своего совершеннолетия Уильям Шекспир успел обзавестись женой и тремя детьми. У них не было собственного дома, жить им приходилось в просторном доме родителей Уильяма на Хенли-стрит, где они провели около десяти лет совместной жизни.

С 1585 по 1592 годы нет никаких достоверных сведений о жизни Шекспира. Этот период биографии поэта называют «утраченными годами», которые породили множество легенд о жизни Уильяма. Например, первый «анекдот» о жизни драматурга был опубликован в журнале «Бритиш Мэгэзин» в 1762 году:

«Мой хозяин был столь любезен, что отправился со мной посетить двух молодых женщин, являвшихся по прямой линии потомками великого драматурга: она держала небольшую пивную неподалеку от Стрэтфорда. По пути туда, в местечке Бидфорд. он показал мне среди зарослей кустарника дикую яблоню, которую называют шекспировским пологом, потому что однажды поэт ночевал под ней; ибо он, ровно как и Бен Джонсон, любил пропустить стаканчик в компании, а поскольку он много слышал об обитателях это селения как о лихих пьяницах и весельчаках, он однажды пришел в Бидфорд, чтобы выпить с ними. Он спросил у какого-то пастуха, где бидфордские пьяницы, и тот ответил, что пьяницы отлучились, но ,что любители выпить сидят по домам, и я предполагаю, продолжал овцепас, что вам за глаза хватит и их компании: они перепьют вас. И действительно, они его перепили. Он был вынужден проспать под этим деревом несколько часов...».

Еще об одной подобной истории поведал нам Роу, написав:

В такого рода поселении он оставался еще некоторое время, пока из-за одной выходки, в которой он был повинен, ему не пришлось оставить и свой родной край, и тот образ жизни, к которому он привык... по несчастию, как это нередко случается с молодыми людьми, он попал в дурную компанию; и молодые люди из этой компании, часто промышлявшие браконьерской охотой на оленей, неоднократно склоняли его совершать вместе с ними набеги на охотничий заповедник, расположенный неподалеку от Стрэтфорда и принадлежавший сэру Томасу Люси из Чарлкота. За это сей джентльмен преследовал его судебным порядком, по мнению Шекспира, пожалуй, излишне сурово, и, чтобы отомстить за это дурное обращение, Шекспир написал балладу, направленную против Люси. И хотя это, возможно, его первая проба пера утрачена, говорят, баллада была настолько злобной, что судебное преследование против него возобновилось с новой силой, и Шекспир был вынужден оставить на некоторое время свое дело и свою семью в Уорикшире и укрыться в Лондоне.

Похожие байки о жизни великого драматурга довольно распространены. Каждую историю несколько раз пересказывали на свой лад. Подлинность этих мифов доказать невозможно, как и опровергнуть. Все легенды о Шекспире периода «утраченных лет» рассказывают лишь о забавах и развлечениях молодого человека. Но у него была семья, которую невозможно было прокормить только случайным куском оленины. Предполагают, что Шекспир в то время работал в конторе местного адвоката , т. к. обладал незаурядным знанием права.

Незадолго до 1592 года такой же ветер увлёк Шекспира в Лондон. Точной даты появления Шекспира в Лондоне нет,

Театральная жизнь Лондона того времени бурно развивалась. Хотя не было ни специальных, зданий для постановок на сцене, ни учебных заведений, готовящих актеров. Однако театральные представления пользовались большой популярностью. Появлялись люди, готовые вложить свое состояние в новое течение искусства. Результаты нередко превосходили все ожидания. Владельцы театров получали колоссальную прибыль от работы актеров. Театры соперничали между собой, боролись едва ли не за каждого посетителя. Вот самые первые лондонские театры, популярные в то время. «Театр», «Куртина», знаменитый «Глобус», «Лебедь» и «Роза», где работали труппы; «Бык», «Бел-Сэвидж», «Колокол», «Скрещенные ключи», «Красный лев», «Кабанья голова».

И в эту жизнь с головой окунается Шекспир. Но не как драматург, а как слуга. Его загнала в театр не любовь к драме, а нужда, жестокая нужда, которую он испытал в Лондоне. Его приняли в существовавшую тогда труппу, сначала на весьма низкую должность, однако замечательный ум и природная склонность к драматическому искусству дали ему возможность отличиться, если не как выдающемуся актеру, то хотя бы как превосходному автору. Вот как описал появление Шекспира в Лондоне Шайелс:

Когда он пришел в Лондон, у него не было ни денег, ни друзей и, будучи чужаком, он не знал, к кому обратиться и каким образом заработать себе на жизнь... В то время экипажи еще не вошли в употребление, а поскольку джентльмены имели обыкновение приезжать в театр верхом, Шекспир, доведенный до крайней нужды, ходил к театральному подъезду и зарабатывал по мелочам, приглядывая за лошадьми джентльменов, приезжавших на спектакль; он отличился даже в этом ремесле - но усердие и ловкость были замечены; вскоре у него было столько работы, что он сам не мог с ней справиться и в конце концов стал принимать себе в помощь мальчишек, которых так и называли - мальчишками Шекспира. Некоторые актеры, случайно разговорившись с ним, нашли его столь интересным и искусным собеседником, что, пораженные этим, рекомендовали его в театр, где он сначала занимал очень низкое положение, однако недолго, ибо вскоре выделился если не как выдающийся актер, то, по крайней мере, как выдающийся автор».

А вот истолкование этой же самой истории, созданное мастером слова Сэмюэлем Джонсоном, опубликованное в 1765 году.

«Во времена Елизаветы личные экипажи были еще редкостью, а наемных экипажей вовсе не существовало. Те, кто был слишком горд, слишком изнежен или слишком ленив для того, чтобы ходить пешком, ездили верхом в любой отдаленный пункт -по делу или чтобы развлечься. Многие приезжали верхом на спектакль, и, когда Шекспир сбежал в Лондон, страшась уголовного преследования, первый его промысел заключался в том, чтобы караулить у подъезда театра лошадей тех, у кого не было слуг, и подавать лошадей после представления. На этой службе он так отличился своей старательностью и проворностью, что в скором времени каждый, выходя из театра, звал Уильяма Шекспира, и едва ли кто доверил бы другому сторожить свою лошадь, если под рукой был Шекспир. Это было первым проблеском удачи. Шекспир, на руках у которого оказалось больше лошадей, чем он мог устеречь, стал нанимать мальчишек служить под своим присмотром, и теперь, когда выкликали Шекспира, те немедленно являлись со словами: «Я мальчик Шекспира, сэр». Со временем Шекспир нашел себе занятие получше, но пока сохранялся обычай ездить в театр верхом, прислужники, караулившие лошадей, продолжали называть себя мальчиками Шекспира».

С такой трактовкой появления Шекспира в Лондоне не согласны многие шекспироведы, из-за отсутствия документальных свидетельств. Мэлон, например, писал:

«Мне кажется, гораздо более вероятным, что благодаря своему собственному живому нраву он познакомился с некоторыми лучшими актерами, посещавшими когда-то Стрэтфорд, -со старшим Бербеджем, Неллом или Бентли -и ,что именно там он впервые решил посвятить себя этой профессии. «Слуги графа Лестера», среди которых был один из только что упомянутых исполнителей, Джеймс Бербедж, отец прославленного трагика, в 1574 году удостоился чести получить королевскую лицензию. Таким образом, уместно предположить, что он договорился о принятии его в эту труппу или в труппу королевы, или в труппу комедиантов графа Уорика и, что с одной из этих трупп он впервые посетил столицу».

Существуют свидетельства о сотрудничестве Шекспира с Робертом Грином, уже опытным, сложившимся драматургом. Позже между ними возникнет соперничество.

Грин называет Шекспира «выскочкой-вороной, украшенной его оперением». Он обвиняет Уильяма в присвоении сценариев. Такая точка зрения распространена и сегодня. Невероятно, чтобы труппа поручала какому-то новичку дорабатывать произведения опытных профессиональных драматургов. Поэтому ученые сделали вывод, что Шекспир, простой необразованный актер, имел наглость соперничать с асом своего дела – Грином, из-за чего Грин выражал свое недовольство, а не по причине того, что Уильям «воровал» чужие идеи.

Вскоре Шекспир уже заявил о себе, как о драматурге. Начинается кропотливая работа, которой не мешает даже чума, свирепствующая в 1592-1594 г.г. в Лондоне. Поэт путешествует по континенту, а впечатления от этой поездки он излагает в своих произведениях.

Запись о выплате вознаграждения за два спектакля при королевском дворе в Гринвиче в 1594 году указывает на то, что Шекспир уже вступил на профессиональную стезю. Очертания его карьеры, наконец, проступают из мрака. Казначей двора его величества в своих записях ставит Шекспира в один ряд с выдающимся шутом труппы - лорд-камергером «месье де Кемпом», которого Нэш превозносил как «торговца шутками и полномочного наследника духа Дика Тарлтона»; с великим трагиком Бербеджем, который впоследствии воплотит на сцене образы главных героев Шекспира - Гамлета, Отелло и короля Лира.

Хотя Шекспир не прославился как исполнитель трагических ролей, казначей все же определяет его как актера, и нет никаких сомнений в том, что он служил в своей труппе в этом качестве. Кроме того, Шекспир становится пайщиком своей труппы в отличие от большинства елизаветинских драматургов, которые, подобно Грину, пробавлялись скудными заработками, поставляя пьесы актерам. Он был постоянным драматургом своей труппы в том смысле, что писал исключительно для нее; он был ее «постоянным поэтом», как это называлось в елизаветинском театре. Благодаря одновременной деятельности в качестве актера, совладельца театра и драматурга он стал, по словам одного из крупнейших современных специалистов по театру эпохи Елизаветы и Джеймса I, «совершеннейшим образцом театрального деятеля своего времени». Мало кто в истории служил театру в столь разных качествах.

Если Шекспир был равнодушен к судьбе тех пьес, которые впоследствии сделали его имя бессмертным, то в вопросах, связанных с накоплением состояния и передачи его в целости по наследству, он не обнаруживал подобной беспечности.

Уильям Шекспир приобретает и перепродает недвижимость, неустанно работает над новыми пьесами во благо своих детей.Однако существует легенда о том, что у Шекспира был еще один сын - Уильям Давернант. Согласно этой легенде, Шекспир на пути из Лондона в Стрэтфорд отдыхал в Оксфорде, в таверне, где познакомился с женой хозяина таверны . Один из семи ее сыновей ,Роберт, позже вспоминал, что прославленный лондонский драматург осыпал ее поцелуями. Она была, по общему мнению, весьма хороша собой, а также «очень умна и чрезвычайно мила в разговоре». Все же она была менее рассудительна, чем ее муж, если верить сплетне, возникшей в конце XVII века, согласно которой миссис Давернант разделила ложе с нашим поэтом. Легенда о связи Шекспира с женой Давернанта исходит от её сына-поэта, который привел доказательства в пользу того, что он - сын великого драматурга. Существует множество аргументов в подтверждение этого мифа, с другой стороны и большое число фактов в его опровержение.

Между тем, 20 октября 1596 года, семейство Шекспиров получает фамильный герб и его мужчины становятся джентльменами. Вот таким было описание геральдического щита:

«Золотое поле, черная полоса, копье с наконечником из первосортного серебра и в верхней части щита в качестве эмблемы - сокол с распростертыми серебряными крыльями, стоящий на венце, составленном из фамильных цветов, держащий золотое копье с нашлемником с различными лентами, какие приняты обычаем, более отчетливо изображенными здесь на полях».

В это время подходит к закату царствование Елизаветы. Новый монарх сыграл большую роль в судьбе Уильяма Шекспира.

Существует запись о постановке спектакля «Мера за меру» при дворе 26 декабря 1604 года. Нужно сказать, что это событие не осталось незамеченным. И, после представления на сцене, труппе Шекспира присваивают титул «актеров короля». Между Уильямом и новым королем складываются особые отношения. Труппа получает королевский патент, по которому обязаны «принимать их с обходительностью, какая раньше была принята по отношению к людям их положения и ремесла, и всяким благорасположением к слугам нашим ради нас».

В 1608 году актеров шекспировской труппы приставляют к испанскому посланнику, что было очень важным событием в межгосударственных отношениях Англии и Испании, которые не поддерживали дипломатических связей друг с другом еще со времен гибели Великой армады.

Занимая столь высокое положение, труппа работала ещё усерднее. Актёры дали 187 представлений для короля Джеймса. Шекспиру приходилось состязаться с другими драматургами первого десятилетия XVII века, о чём писал Томас Фуллер в своей книге «История знаменитостей Англии»:

«Много раз происходили поединки в остроумии между ним и Беном Джонсоном; как мне представляется, один был подобен большому испанскому галеону, а другой английскому военному кораблю; Джонсон походил на первый, превосходя объемом своей учености, но был вместе с тем громоздким и неповоротливым на ходу. Шекспир же, подобно английскому кораблю, был поменьше размером, зато более легок в маневрировании, не зависел от прилива и отлива, умел приноравливаться и использовать любой ветер, - иначе говоря, был остроумен и находчив».

Эта конкуренция не выходила из рамок дружелюбного сосуществования. Соперники называли Шекспира «горячо любимым соседом», и довольно лестно отзывались о нем:

«Обладая превосходным умом, он отличался добродушием, мягкими манерами и был весьма приятен в общении. Поэтому неудивительно, что, обладая столь многими достоинствами, он общался с самыми лучшими собеседниками своего времени»...

Даже Джонсон позже сказал:

«Я любил этого человека и чту его память не меньше, чем кто-либо иной. Он действительно был по природе честным, откровенным и независимым, он обладал превосходным воображением, прекрасными понятиями и благородством выражений, которые изливал с такой легкостью, что порой необходимо было останавливать.Он действительно был честным...».

А вот так Роу описал последние годы жизни Шекспира:

«Последние годы жизни он провел так, как все здравомыслящие люди желал бы их провести, - насладиться свободой, покоем и беседой с друзьями. Удача помогла ему приобрести имение, отвечавшее его положению, а стало быть, и желаниям; и говорят, он провел несколько лет перед смертью в своём родном Стрэтфорде».

В 1613 году Уильям прощается со сценой, и отправляется в Стрэтфорд. В 1616 году Шекспир составляет завещание на все свои владения, которых за жизнь у него оказалось немало, и решает встретиться со своими друзьями. Вскоре Шекспир заболевает лихорадкой и умирает 23 апреля 1616 года.

Великий драматург погребен в алтаре церкви св. Троицы у северной стены. Согласно сообщению, относящемуся к концу XVI1 века «его положили на глубину метров пяти-шести, достаточно глубоко»...

Творчество

Уильям Шекспир не стал известен благодаря своему положению в обществе , не прославили его и потомки. За что же любят человека, который покинул этот мир почти четыреста лет назад?

Замечательно сказал один из главных шекспироведов И.А.Дубашинский:

«Человеку четыреста лет, а он живет. А он не стареет и моложе нас. Это долголетие и молодость гения. Его творение вечно волнует нас своим совершенством и человечностью. Шекспир всегда с нами, из поколения в поколение...»

Первый период творчества Шекспира А.Аникст определил рамками 1590-1594 г.г., и назвал его «Мир зла и насилия».

В это время в Англии происходит подъем народно-гуманистической драмы на фоне развития гуманизма как основного направления эпохи Возрождения. Марло, Грин, Кид, Пиль были прекрасными учителями. Каждое произведение было своего рода художественным открытием, литературным феноменом для впечатлительного молодого Уильяма из рода Шекспиров, который примкнул к их новаторскому движению в драматургии. Как прилежный ученик, он во все глаза смотрел на своих учителей и невольно все делал так же, как и они. Поэтому первые его пьесы не отличались оригинальностью. Хроники «Генрих VI» и «Ричард III» были подражанием стиля Кристофера Марло .

На это мгновенно отреагировала критика. Шекспир начинает приобретать особенности письма, свойственные только ему. «Генрих VI», «Ричард III» и «Тит Андроник» - очень мрачны, их герои - эгоистичны, здесь нет ни борьбы за государственное единство Марло, ни схватки противоборствующих общественных классов. Практически все герои скупы, хитры, коварны, способны пойти на любые преступления и предательства. Как Уильям ни старался, в первом периоде не удалось избавиться от консервативных традиций, привитых ему на родине.

«Укрощение строптивой» - это переход к гуманистическим идеям. Молодой Шекспир отдает предпочтение истории Англии, интерес к которой наблюдается во всех ранних произведениях. Античность также привлекает молодого автора. Юный драматург обращается к Плавту, Сенеке, Овидию, переиначивая их сюжет на новый лад. Миру являются «Комедия ошибок», «Тит Андроник», «Венера и Адонис». Шекспир заявил о себе, громко, заставил услышать себя. В нем зародилось стремление к поиску нового и удивительное качество синтезировать в своих трудах три пространства: прошлое, настоящее и будущее.

«Все эти произведения составляют наименее значительную часть шекспировского наследия; однако сами по себе они представляют собой немалую художественную ценность».

В ранний период творчества Шекспир начинает свой знаменитый цикл хроник, их основная тема: политическая жизнь Англии, переживающей не лучшие времена своей истории. До Уильяма Шекспира хроники сухо описывали правление того или иного монарха. Он решил подойти с другой стороны и дать характеристику общественного мнения на политику короля.

Четыре хроники раннего периода представляют собой грандиозную эпопею, объединенную единым замыслом. Однако хроники не являются строго историческими, так как Шекспиром были допущены не столь значительные, но многочисленные погрешности в деталях, несмотря на правдивое изображение прошлого: автор часто обращался к легендам.

Шекспир ступает на сцену всепоглощающего искусства не только как неутомимый историк, но и как выдающийся поэт. Его пьесы написаны в стихотворной форме. Это определенно украшает их, делает более понятными и близкими читателю. Автор продолжил традиции драматургии эпохи Возрождения, но Уильям был очень критичен к себе и не воспринимал всерьез всего того, что творил для театра.

Поэтический дар Шекспир воплотил в сонетах. Сонет зародился в Италии - на родине Петрарки, но расцвет этой формы стихотворной деятельности происходит в Англии. Каждый уважающий себя поэт должен был написать около сотни сонетов. За пять лет в Англии было создано более 2500 сонетов!

В своих сонетах Шекспир воспевает дружбу, которая, выше любовной страсти, но вместе с тем обладает всей полнотой любовных переживаний: и радость свидания, и горе разлуки, и муки ревности.

В сонете 14 строк. Классическая итальянская форма сонета строится следующим образом: два четверостишья и два трёхстишья с системой рифм: abba - abba - ccd - ede или abab - abab - ccd - eed. Сонет не допускает повторений слов . Первое четверостишье должно содержать экспозицию, то есть изложение темы, самая первая строка сразу вводится в тему стихотворения. Во втором четверостишии дается дальнейшее развитие темы, иногда по принципу противопоставления. В трёхстишьях излагается решение темы, итог, выводы и размышления автора.

Шекспироведы долго трудились над систематизацией лирических произведений. Сонеты, написанные в разные моменты душевных переживаний, составили стройный сюжет, героями которых являются три лица: сам автор, влюбленный в шикарную черноволосую красавицу, а также друг Шекспира, который также неравнодушен к героине сонетов. В конце любовной эпопеи побеждает дружба.

Этот сонет - гимн женской красоте, простой и незатейливой. Автор воспевает естественность и критикует вычурность. Сонет построен строго в соответствии с установленным каноном. Он состоит из 14 строк, развитие сюжета основывается на общепринятых правилах: зачин, развитии действие, кульминация и развязка - итог, вывод. Конфликт между естественностью и вычурностью подается в мягкой форме.

Но есть сонеты другого рода, например, не менее знаменитый сонет 90, где конфликт выливается наружу. Здесь показаны бушующие страсти, умоляющая просьба, слезный призыв. Сложность поэтической образности сонетов отражает стремление выразить трудности самой жизни и, в первую очередь, душевного мира человека.

Шекспир очень остро ощущает противоречия жизни, поэтому в сонетах есть внутренняя двойственность. Несмотря на это, его нельзя назвать подлинным реалистом. Он, как и все поэты, немного мечтает, фантазирует.

Издавна в сонетах воспевали два человеческих чувства: любовь и дружбу, Шекспир отдает предпочтение дружбе, но продолжает восхищаться женской красотой, что звучит практически в каждом сонете. Его «Сонеты» - венец английской лирики эпохи Возрождения. В них мы ощущаем подлинные человеческие чувства, большие страсти и гуманные мысли. Это лирический синтез эпохи Возрождения.

Второй период творчества Шекспира А. Аникст определил как «Расцвет».

Новая пора в творчестве Шекспира начинается с короткого перерыва в драматургии. За пять лет Шекспиром было создано 15 пьес. Какие это были пьесы! - «Венецианский купец», «Генрих TV», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится» и другие. По-прежнему основу деятельности Шекспира составляют исторические хроники и комедии. Здесь он достигает настоящего совершенства. В этот период обретает жизнь первая и одна из величайших трагедий Шекспира - «Ромео и Джульетта».

В пьесах второго периода представлены противообщественные и бесчеловечные поступки людей, но положительные начала жизни не просто противостоят злу, а побеждают его. Мир, согласие, дружба, любовь торжествуют над злобой, хищным индивидуализмом, завистью и жестокостью.

Шекспир повзрослел, он описал свое представление идей гуманизма, синтезировал свой опыт - и выдал что-то новое, еще никем не озвученное. Пропал юношеский скептицизм и пессимизм. На смену пришла вера в человеческие силы, усилилась неприязнь к феодальным устоям, основанным на жестокости и своеволии. У. Шекспир выступает за культуру жизненных отношений и симпатизирует новым людям - буржуа. Возможно, от этого поменялось мнение о народе. В первом периоде мы видим злобную кровожадную и бестолковую толпу, а сейчас народ - орудие борьбы за справедливость. Душевные уродцы больше не представляются ему лютыми злодеями. Это всего лишь карикатурные фигуры, которые ничего, кроме улыбки, не заслуживают.

В первом периоде Шекспир следовал чьим-то принципам, копировал манеру письма, теперь он не боится экспериментировать и испытывать, становится смелее, оригинальнее. Конец второго периода - высший взлет идеального в произведениях тех лет.

Далее начинается третий период творчества: . Шекспир накопил немалый опыт, который не влачился за ним бесполезным грузом, а давал толчок к новой, еще более продуктивной деятельности, вел драматурга к вершине его творчества.

Шекспир вновь поменял мировоззрение. Жизнерадостные мотивы уступают место глубоким раздумьям о самых мучительных противоречиях жизни, он создает произведения, наполненные трагическим мироощущением. Но это не привело к упаду творческих сил, напротив, начало XVII века - пора его самых великих свершений как художника.

Он создает «Гамлета», «Отелло», «Короля Лира» и «Макбета» - четыре шедевра, благодаря которым Шекспир получил признание как художник мирового значения, шагнувший из пределов этой эпохи в вечность.

1598-1601 г.г. стали плавным и незаметным переходом творчества Шекспира на более высокий уровень.

Третий период можно подразделить на три этапа:

Первый - переходный. Прослеживается направленность к трагизму. Первым «детищем» этого этапа стала трагедия «Юлий Цезарь», после которой практически сразу последовала легендарная пьеса «Гамлет». Именно это творение принесло гениальному драматургу мировую известность. Позднее Шекспир создает три пьесы, не относящиеся к жанру трагедий: «Троил и Крессида», «Конец - делу венец», «Мера за меру». «Троил и Крессида» относится к драмам - произведениям серьезного содержания без кровавой развязки. Это первая проба подобных трудов Шекспира. Две другие являются традиционными комедиями или «проблемными», где в шутливой форме подняты очень важные и серьезные вопросы.

Ко второму этапу «Вершины» относятся три трагедии: «Отелло», «король Лир» и «Макбет», написанные в 1604-1606 г.г. А.Аникст писал:

«Это величайшие трагедии страсти, проникнутые вместе с тем глубоким нравственно-философским и социальным смыслом».

Великие трагедии являются самыми классическими образцами трагического в искусстве после античности. Здесь Шекспир достиг высшего синтеза мысли и художественного мастерства, ибо сотворил свое видение мира в образах настолько ценных и органических, что жизненность их не вызывает никаких сомнений».

Третий этап характерен тремя пьесами: «Антоний и Клеопатра», «Кориолан» и «Тимон Афинский». О первой из них еще Кольридж сказал, что по художественным достоинствам она стоит не ниже четырех великих трагедий. Если в великих трагедиях показаны переживания, чувства и мысли героев, как основные, то здесь акцент падает на трагические противоречия внешнего мира.

Третий период в творчестве Шекспира раскрыл трагическую действительность всего человечества. Даже комедии, написанные в начале XVII века с трудом можно отнести к этому жанру, это почти драма по своей «шутливой» серьезности.

«Поразительная способность гения - начинать сызнова. Казалось бы, после того, как Шекспир овладел внешней степенью мастерства в искусстве трагедии, ему бы продолжать разработку тем, связанных с самыми критическими манерами человеческого бытия, а он покидает эту сферу творчества и встает на новый путь».

Из этих слов можно сделать вывод о том, что в творчестве Шекспира наступает новый период, который шекспироведы обозначили «перед заходом солнца», а девизом его провозгласили слова: «И все-таки она вертится!»

Перемена в мироощущении произошла очень резко, без всякой степенности, характерной для конца XVI - начала XVII в.в. 1609-1613г.г. - это время драм, которые резко отличаются от великих трагедий прежде всего тем, что они не реалистичные, а авантюрно-романтические: герои совершают далекие путешествия, судьба забрасывает их в самые отдаленные уголки земли, их страсти поверхностны. Можно ли назвать их чувства страстями? Это симпатии и антипатии, которые могут меняться не в зависимости от душевных убеждений, а даже от капризов погоды. Шекспир показывает не сильные, а довольно слабые стороны личности.

Вот произведения того периода: «Перикл», «Зимняя сказка», «Цимбелии», «Буря». Действие происходит в силу случайных причин: за ходом событий видится направляющая рука автора. Шекспир во всех перипетиях судьбы героев подготавливает те условия, которые в конце должны привести к счастливой развязке.

Характер последних пьес явно оптимистический. Сюжет переходит от несчастья к счастью, поэтому они тонально контрастируют с трагедиями. В трагикомедии «Перед заходом солнца» Шекспир не имел таких серьезных и мрачных мыслей. Основа - романтика, следовательно, их тема - это любовь. Несмотря на это, они имеют некую схожесть с остальными, более ранними творениями автора.

На основе этого можно полагаться, что во всех произведениях Шекспир воспевал идеи гуманизма, как основные мысли эпохи Возрождения.

Диапазон деятельности гения очень велик: это история родной страны, и история Рима и Египта. Основная тема его произведений - человеческие отношения, развивающиеся на фоне различных исторических и общественных событий, поэтому Шекспир - это истинный поэт эпохи Ренессанса, основу которой составила личность как высшее образование на Земле.

После бурной, шумящей деятельности, как трагика или сочинителя комедий, Шекспир на закате своей жизни вошел в мирную лощину, где завершил свое творчество образцами романтических пьес.

Таковы «основные вехи» творчества Шекспира. Считаем, что нужно изучить хотя бы по одному произведению, которое относится к каждому из четырех периодов, выбрав самое яркое.

В первом периоде Шекспир начал знаменитый цикл хроник. Рассмотрим одну из них. «Ричард III» сюжетно завершает историю Алой и Белой розы. Она выделяется из всего цикла, как наиболее яркое в художественном отношении произведение молодого Шекспира. Пьеса построена на осуждении властолюбивого Ричарда III, описании совершаемых им злодейств.

Луначарский считает, что Шекспир симпатизирует своему герою, несмотря на «хищнический эгоцентризм» и жестокость Ричарда III. Но отрицательное отношение автора к герою очевидно. Достаточно лишь обратить внимание на число упреков, даваемых в авторских отступлениях.

В «Ричарде III» впервые появляется центральный герой, чего не было в более ранних его творениях. Однако Уильям обращает внимание на общий ход событий, который встает за взлетами и падениями главного героя.

Шекспир направляет все поэтические и драматургические средства на то, чтобы показать бесчеловечность Ричарда III. Об этом свидетельствуют сцены многочисленных расправ, совершаемых по королевскому велению. Автор в полной мере показывает все перипетии жизни государства, разоблачает политические средства, которыми пользуются государственные деятели, применяя любые средства для достижения заветной цели. Произвол властей характеризуется террором, коварством, хитростью.

Сам Ричард ничем этим не гнушался. Он привлекал других людей для осуществления своих «темных дел». Лицемерную дружбу главный герой проявляет к Белингему, которого бросает, как только у того появляются сомнения в необходимости далее продолжать кровавые дела.

Жестокость Ричарда переполняет чашу терпения, лорды поднимают против него восстания, которые он жестоко подавил. Однако борьбу вести все труднее, его начинают мучить ночные кошмары, и раздражение сменяет целеустремлённость. Его сломали, но он не отступил от жизненных принципов и не ушел от ответа за свои злодеяния:

Ричард считал жизнь азартной игрой, выигрышем которой было царство, а проигрышем - смерть.

Вот слова Лессинга, давшего одно из наиболее полных описаний Ричарда III:

«Ричард - отвратительный злодей, но в самом чувстве отвращения есть своего рода наслаждение, особенно когда оно вызывается созданием изобразительного искусства. И чудовищность преступлений способна возбуждать отчасти те чувства, которые возбуждают в нас величие и отвага. Все поступки Ричарда чудовищны; но все они совершаются с известной целью. У Ричарда есть свой план, а всюду, где мы замечаем известный план действий, любопытство наше постоянно возбуждается. Мы охотно ждем, будет ли он исполнен и каким образом. Мы так пристрастны ко всему целесообразному, что оно доставляет нам наслаждение независимо от нравственного характера самой цели...».

Шекспир создал в образе Ричарда III изумительный по силе обобщения тип кровавого деспота. Всё в трагедии насыщено благородным негодованием против бесчеловечности тиранов. Так изобразить власть и ее носителей мог только писатель, стоящий на позициях подлинного гуманизма.

Второй период творчества Шекспира подарил мировой литературе классические произведения комического жанра. Рассмотрим одну из самых ярких комедий этого цикла - «Много шума из ничего». Второстепенные герои приобрели значение главных, способных решать судьбы центральных: Это - Клавдио и Геро, которые представляют типичную для произведений Шекспира пару. Наравне с ними выступает первоначально теневая комическая пара: Бенедикт и Беатриче. Вершителем судеб всех героев является «Его Величество Случай».

Шекспир назвал комедию «Много шума из ничего», потому что пустяки, случайности оказываются существенными для героев. Все в этой комедии происходит оттого, что кто-то что-то сказал или услышал. Сказанное обретает силу факта.

Наговор чуть не погубил Геро, а беседа, услышанная ночными стражами, спасает ее. Бенедикт не подозревал о любви к нему Беатриче, да и не было еще этой любви, но он услышал о ее мнимых страданиях, поверил в них, и его изменившееся отношение к Беатриче привело в конце концов к тому, что он полюбил ее, как и она его. Пьеса построена на нелогичности и потому вызывает смех, показывая обыкновенную жизнь в новом свете. Некоторые даже считают, что эта комедия привлекает внимание своей придурковатой нелепостью и наивностью. Простотой и шутливостью пьеса легко показывает суровые сложности жизни и этим интересна читателям.

Третий период творчества Шекспира наполнен трагизмом, как, например, в трагедии «Отелло». Считается, что сюжет для написания этой трагедии Шекспир позаимствовал у Ченстло - венецианского новеллиста. «Отец шекспироведения», английский комментатор Теобальд , сравнивая Ченстло и Шекспира, заметил, что новелла первого -«наглядное поучение молодым девицам, предостерегающее их от неравных браков». «Такого поучения нет у Шекспира, - пишет Теобальд. Наоборот, Шекспир показывает нам, что женщина способна полюбить человека, не взирая на окраску лица».

Шекспир своей целью поставил написание истинно реалистичного произведения. Об этом свидетельствует отсутствие привычных для него духов и призраков. Он так четко показывает образы главных героев - Отелло и Дездемону, будто перед нами предстают живые люди, полные сугубо индивидуальных качеств. Шекспир не скупится на описание их окружения.

Перед нами уже не античные и английские пейзажи времени Алой и Белой роз, а сама итальянская Венеция эпохи Возрождения - центр мирового Ренессанса, страна самой передовой культуры того времени. Перед нами - общество этой эпохи в своем «чистом виде». Центральный конфликт трагедии имеет своей основой борьбу, типичную для новых общественных условий.

Отелло, Яго, Кассио и другие персонажи охвачены духом времени, когда иногда даже иноземец за свои воинские доблести может стать почитаемым в государстве человеком, допущенным к командным должностям . В авантюру пускаются Яго и Кассио, но везет второму, и он становится заместителем главного героя, а Яго остается в тени. Тут-то и возникает ненависть Яго к Отелло. Шекспир в образе Отелло воплотил истинный идеал «нового» человека, способного руководить своими чувствами, мыслями, действиями, а значит, и жизнью. К Отелло с полным правом можно применить слова Гамлета:

«Его увлекали не жажда карьеры, а жизненная борьба, которой он мог применить свои силы и способности. Успех пришел сам собой. Но высшей наградой для Отелло было не то, что он достиг высшего поста, а любовь Дездемоны», - сказал А.Аникст. Блок писал, что в Дездемоне Отелло нашел душу свою, впервые обрел собственную душу, а с ней - гармонию, строй, порядок, без которых он - потерянный, несчастный человек:

«Когда я перестану любить тебя, наступит хаос».

Отелло стоял на том пути, конечной целью которого было обретение души, обретение Дездемоны. Он свою беспутную душу опутал службой чужому народу, он заковал в латы свои вены, в которых билась безрассудная черная кровь. Награды за это долгое сдерживание стихийных сил, почти безудержных сил, была душа, была Дездемона... Дездемона вырвала его из «адских бездн», которые иначе неминуемо поглотили бы его».

Яго - это тоже человек эпохи Возрождения, но он не признает чувства. Он хотел отыграться и напакостить Отелло, подкупив Дездемону на измену. Да, он не знал ее...

И снова в пьесе Шекспира борьба - борьба двух различных характеров. «Яго идет на приступ самой главной душевной твердыни Отелло - его веры в человека, притом он избирает объектом своих нападок то существо, в котором для Отелло воплощена высшая человеческая красота и достоинство, - Дездемону... »

Яго понял, что погубить Отелло - значит сделать так, чтобы в душе его выпарился хаос. И он сказал Отелло, что Дездемона изменила своему избраннику с его…Кассио. И хаос, действительно, воцарился в душе Отелло. Яго донимал его идеями убийства Дездемоны, но мавр, поверив в вину Дездемоны, поник, разочаровавшись в женщинах. Отелло переживает величайшие муки. Его терзают слова Яго, он умирает изнутри.

«Отелло убивает Дездемону с непреклонностью сурового, но справедливого судьи. Он не поверит никаким ее словам и мольбам. Решение, принятое им, созрело в страшных муках, но, когда оно созрело, ничто не может его изменить...».

Отелло думал, что его муки закончились, но все оказалось по-другому. Самое страшное оказалось впереди: он узнал о том, что Дездемона невинна. Отчаяние обуяло его душу. Хаос стал править некогда сильным духовным человеком. Он разочаровывается в жизни, всем, что находится вокруг него. Но сердце его вновь наполнилось любовью к невинной и чистой Дездемоне. Чувство вины погубило его. Он сам карает себя, как преступника, поднявшего руку на святое существо.

Трагедия заключается в том, что мир высокой гармонии, который Отелло пытался построить среди реального мира Венеции, оказался разбитым. Отелло и Дездемона умерли, Венеция продолжает существовать.

Последний, четвертый период творчества Шекспира представлен пьесой «Зимняя сказка». Сюжет «Зимней сказки» был заимствован Шекспиром из новеллы Роберта Грина. Действие происходит в фантастической сказочной стране. Точно так же и «Буря» разыгрывается на каком-то диком острове среди моря: в «романтическом Нигде», как верно определил один из шекспироведов.

Заглавие «Зимняя сказка» напоминает беседы у пылающего камина, которыми в шекспировской Англии любили коротать длинные зимние вечера. «Зиме подходит печальная сказка», - говорится в этой пьесе. Это именно зимняя сказка - сказка, рассказанная в тяжкое и печальное время. Гермиона - жертва безрассудной ревности, ее ждет гибель.

Но вот на сцене появляется аллегорическая фигура Времени - целителя всех бед. Выход Времени делит пьесу на две части: первая полна трагических событий, вторая - музыки и лиризма. Наступит час, таков лейтмотив «Зимней сказки», - и мечта превратится в действительность. Оживление статуи Гермионы - вершина этой радостной трагедии, сценический момент, не раз производивший потрясающее впечатление на зрителей.

Леонт, своевольный, избалованный аристократ, начинает ревновать беспричинно: рядом с ним нет Яго. Причиной его ревности является тот деспотизм, который воспитала в нем лесть окружающих. Дальнейший путь Леонта заключается в освобождении от эгоистичных страстей: в конце трагедии он преклоняется перед Гермионой - носительницей гуманистических идеалов Шекспира.

Наряду с темой Гермионы и Леонта, тема Флоризеля и Пердиты составляет основное содержание пьесы. Это тема торжества молодого поколения, которое смело идет к счастью; ему не грозят внутренние конфликты, омрачившие жизнь старшего поколения. Вместе с тем любовь пастушки Пердиты и принца Флоризеля говорит об узаконенном самой природой равенстве людей:

«То же солнце, которое освещает дворец, не скрывает своего лица и от нашей хижины», - говорит Пердита.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)