Дом  ->  Все для праздника  | Автор: Никита Сидоренко | Добавлено: 2014-11-11

Как праздновали свадьбу на Руси

Свадьба в Древней Руси

В древней Руси существовали свои традиции проведения свадьбы. Некоторые из них повторяли традиции других народов, а некоторые были оригинальны.

В свадебных обрядах русских, украинцев, белорусов исследователи отличают много общих элементов, которые появились в пору древнерусской общности. В их числе ряд обычаев, связанных со сватовством, обручением, самой свадьбой : выкуп, каравай, свадебный поезд, свадебные чины, выворачивание шубы, проводы невесты, расплетание косы, брачная постель, обрядовая пища и некоторые другие. Древнерусская свадьба была веселой. В украинском и белорусском языке ее название до сих пор “веселье”. На свадьбе звучали различные музыкальные инструменты, ритуальные песни. Постепенно складывался свадебный фольклор.

Древняя свадьба была чрезвычайно красочной. Излюбленным цветом в одежде Древней Руси был красный цвет – оберег.

До Екатерины Второй цвет свадебного платья на Руси был красным. Она первая надела белое платье, положив начало новой традиции.

На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса. Это древнерусская прическа, известная еще в до монгольский период. Тогда на Руси возникло разделение на девичьи и женские прически.

Головные уборы у девушек восходят к древнейшему украшению – цветочному венку. Они представляли собой полоску материи или металла, охватывавшую лоб и скреплявшуюся на затылке. При этом макушка оставалась открытой, а волосы были свободно распущены или заплетены в две косы. Замужняя женщина должна была прятать волосы под головной убор. Считалось, что волосы женщины обладают магической силой, принадлежащей чужому роду. Эта магическая сила могла оказаться вредной роду мужа. Снимать платок, кокошник или чепец-повойник женщины могли только перед мужем. «Засветить волосы», то есть пойти с открытой головой, считалось большим грехом, позором. Лишить женщину головного – опростоволосить ее – значило опозорить ее брак. За это в Древней Руси полагалось строгое наказание.

В основе крестьянского супружеского союза лежал прежде всего хозяйственный интерес. Такое чувство, как любовь, редко принималось в расчет. Народная традиция, как затем и крепостное право, не предусматривало обоюдного согласия юноши и девушки. В дворянской среде, по тогдашним меркам приличия, женщина была далеко не так свободна в своих правах, как сейчас.

Множество браков заключалось вообще без всякого предварительного

знакомства будущего мужа и жены, по сговору старших членов семьи.

Ведь семья – это экономическая единица общества, и поэтому приданое невесты, имущественное положение жениха зачастую играли в заключении брака более важную роль, чем личные чувства. Особенно характерными были браки по расчету среди купечества, но бывали они и в других слоях общества.

Однако всегда существовала и возможность свободного выбора. Чаще всего юноши и девушки знакомились в отведенное специально для этого время. Это были традиционно веселые народные гулянья на Святки, на Пасху, на Троицу и вечеринки, игравшие роль, отведенную современным дискотекам. В разных местах России они именовались по-разному: «вечорки», «вечерухи», «беседы», «посиделки». Проходили они обычно осенью и зимой и бытовали как в деревне, так и в городе.

На них собирался довольно узкий круг молодежи, обычно шесть-семь пар, причем без предварительной договоренности и приглашений на такие вечера обычно никто не являлся. Городские молодежные вечеринки устраивались, как правило, в субботние, воскресные или праздничные дни, так как по будням приличных девушек не отпускали вечером из дома. Молодежь собиралась у кого-нибудь на квартире, гораздо реже для этого случая специально снимали помещение. Иногда для общего угощения парни покупали в складчину чай, сахар, конфеты и орехи, но основное внимание молодежь уделяла развлечениям: танцам, песням, играм.

Любимым музыкальным инструментом в народе являлась гармоника, под которую танцевали польку, краковяк, чардаш, вальс и кадриль. Пели песни о несчастной любви, ревности, измене, Наиболее распространенными играми на этих вечеринках были «краски», «телефон», «флирт цветов», «колечко». Заканчивались вечеринки около 11 часов вечера. Молодежь расходилась парочками, каждый парень стремился проводить приглянувшуюся ему девушку до дома.

Свадьбе предшествовали разные обычаи и обряды.

Одним из таких обычаев был санный поезд с показом невест. Лошади, запряженные в сани, украшались лентами и бубенцами, их спины были покрыты расшитыми бархатными попонами.

Небезынтересно отметить, что в порядке размещения членов семьи по саням соблюдалась строгая последовательность, которая отражала характер внутрисемейных отношений. Например, в первых санях всегда располагался глава семьи – отец с сыновьями, во вторых сидели мать с дочерью-невестой, одетой подчеркнуто богато и пышно, в третьих санях находились остальные члены семьи и кто-либо из прислуги. Все были празднично одеты, даже «кучера были в атласных цилиндрах и белых перчатках». Ярко украшенные сани составляли один большой санный поезд, который в назначенный час начинал круговой объезд города. Маршрут его пролегал лишь по главным улицам города, которые были заселены в основном буржуазно-дворянскими семьями. Однако поглазеть на эту любопытную церемонию стекалось множество людей из разных концов города, приходили сюда и жители слобод.

Сначала санный поезд медленно и торжественно объезжал центр города, но постепенно скорость его возрастала, и последний круг поезд буквально «пролетал» по улицам. В это время всякое иное движение по мостовым прекращалось, так как это было опасно. Некоторые купцы, чтобы лишний раз показать свое богатство и щедрость, бросали народу денежную мелочь, которую доставали из специально приготовленных для этого случая мешочков. Такого рода катания с показом невест имели широкое распространение и в среде столичного купечества. В старые времена женились очень рано. Свод церковных правил ХШ века – «Кормчая книга», - устанавливала брачный возраст девушек – 13, для юношей 15 лет. Но заключались и более ранние браки.

Существовали не только возрастные ограничения при вступлении в брак. Например, запрещалось жениться родственникам до шестого колена, церковь не венчала жениха и невесту, состоящих в кумовстве, сватовстве или крестном братстве. Церковные правила допускали заключение брака не более трех раз. Уже второй брак считался греховным, и на вступивших в него церковь накладывала наказание – епитимью, запрещавшую причащаться в течении двух лет. Как второй, так и третий брак совершались без венчания.

Обычно свадьбы на Руси игрались зимой, причем обязательно в мясоед, так как веселиться в пост считалось грехом. По народным представлениям зиму открывает Покров .

Покров – время свадеб. Невесты надевают свадебный наряд – белоснежный покров. «Если в день свадьбы на Покров выпадает снег – счастье молодым», «Если на Покров ветрено, будет большой спрос на невест», «Если выпадает снег, то это предвещает много свадеб», «Батюшка Покров, покрой мать сыру землю и меня, молоду!», «Бел снег землю покрывает : не меня ль, молоду, замуж снаряжает?», «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком!».

Свадьба – одно из самых значительных событий в каждой семье.

По православному установлению, счастливым и прочным может быть только брак, освященный Церковью, благословленный самим Богом.

Жених и невеста должны пройти через церковное таинство брака – венчание.

Брак – таинство, в котором жених и невеста перед священником и Церковью дают свободное обещание во взаимной супружеской верности, и союз их благословляется в образ союза Христа с Церковью, испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

В Православной Церкви чинопоследование таинства брака состоит из обручения – обмена жениха и невесты кольцами в знак взаимного обмена правами.

После венчания все возвращались к свадебному поезду, который к этому времени уже был украшен цветами, лентами и колокольчиками. Для крестьянского свадебного поезда, согласно обычаю, обязательно брали чужих лошадей, число которых могло быть различным, но непременно нечетным. В городе существовала та же традиция. Даже богачи, имевшие свои конюшни, для свадебного поезда старались нанять чужих лошадей.Свадебный поезд, возвращаясь из церкви, сначала проезжал по центральным улицам, затем объезжал город по кругу и только после этого направлялся к дому, где давался свадебный пир.

Современный обычай новобрачных посещать какие-то особенно красивые места или просто кататься по главным улицам в целом повторяет то, что было и в прошлом.

В старину считалось за правило посещать после венчания «святые места», имевшиеся почти в каждом городе, в каждой местности. Это священные источники, рощи, часовни.

Интересно, что в городе в конце ХIX – начале ХХ в. свадьбу редко именовали «свадьбой», «свадебным пиром», а обычно – «свадебным балом». Дворянство устраивало свадебный бал, как правило, в своих городских особняках, но иногда гостей приглашали в загородное имение, особенно если оно располагалось неподалеку от города. Наиболее богатые мещане, купцы и крупные чиновники нередко устраивали бал в ресторане. Те же самые социальные группы, но с меньшим достатком, устраивали бал дома. Иногда для обслуживания приглашали из ресторана официантов. У малоимущих слоев простонародная свадьба происходила обычно в доме жениха, в случае необходимости для этого нанимали отдельную избу.

В каком бы помещении ни происходило свадебное празднество, возвратившихся из церкви молодых встречали родители жениха. Отец держал образ, а мать – каравай хлеба и серебряную солонку. Молодые, по обычаю, кланялись родителям, принимали благословение и поочередно трижды целовали отца и мать. По окончании этой церемонии звучала музыка. В богатых семьях для этого нанимали оркестр, на окраине же города обычно на крыльцо или около дома ставили граммофон и заводили пластинки.

На крестьянской же свадьбе приезд молодых в дом к жениху сопровождался обрядовыми действиями с элементами магии плодородия: новобрачных ставили на шубу, благословляли хлебом и обязательно иконой, угощали брагой, квасом или медом; свекровь, одетая в шубу, осыпала их зерном и хмелем. В городе вместо традиционного осыпания зерном и хмелем на молодых, возвратившихся от венца, мать жениха, а затем и все участники поздравлений бросали денежную мелочь. В результате такого осыпания могла собраться довольно значительная сумма денег, которая отдавалась молодым. Отметим также и то, что в богатой купеческой среде момент осыпания молодых и поднесение подарков постепенно приобрел для свадебных гостей престижное значение. Каждый участвующий в обряде, чтобы публично показать свое материальное благополучие, стремился бросить больше другого денег на поднос, который специально для этого случая держал стоявший около новобрачных мальчик -«блюдник». В этом случае зрительно-эмоциональное содержание обряда было несколько беднее, оно, отражало не столько религиозно-магические воззрения горожан, сколько их рациональные взгляды на жизнь.

Традиционным в городской свадьбе был обычай поздравления новобрачных. Заключался он в том, что молодые угощали поочередно всех присутствующих игристым вином и кусочком медового пряника, а те, в свою очередь, целовали молодых, поздравляли с законным браком, а затем одаривали их, складывая на специальный поднос подарки.

Празднование у жениха в первый день крестьянской свадьбы включало обед, кормление новобрачных, повивание молодой.

По старинному обычаю и закону гостеприимства любого человека, вошедшего в дом, принято угощать, а те, кому оказана такая честь, не должны злоупотреблять оказанным вниманием.

За праздничным столом произносят здравицы, поздравительные речи в честь молодоженов, зачитывают поздравительные телеграммы. После праздничного застолья жених и невеста начинают танцы, затем жених танцует с тещей и со своей матерью, невеста – со свекром, а после с отцом. В старину был обычай на свадьбе водить хоровод. Молодая внутри хоровода с завязанными глазами подавала свой венок одной из девушек, жених подавал свой головной убор юноше, что должно было предвещать следующую свадьбу. Еще была, например, такая примета: невеста, выходя из-за стола, должна была прикоснуться к скатерти около одной из сидящих за столом ее подруг, как бы желая ей поскорее выйти замуж.

Свадебные юбилеи в России

  • Ситцевая свадьба – 1 год супружеской жизни. Жена надевает ситцевое платье. Супругам дарят изделия из ситца .
  • Восковая свадьба – 4 года супружеской жизни. Супругам дарят свечи.
  • Деревянная свадьба – 5 лет супружеской жизни. На свадьбу дарят деревянные предметы.
  • Цинковая свадьба – 6 лет супружества. Дарят любые подарки.
  • Медная свадьба – 7 лет супружества. Супруги обмениваются медными монетами. Дарят им что-нибудь для дома.
  • Жестяная свадьба – 8 лет супружеской жизни. Она имеет и другое название: “Шелковая”.
  • Розовая свадьба – 10 лет супружества. Обязательно дарят розы, такие же прекрасные, как и прожитые 10 лет.
  • Стеклянная свадьба – 15 лет супружества. Подарки дарят из стекла.
  • Фарфоровая свадьба – 20 лет семейной жизни. Стол сервируют новой фарфоровой посудой.
  • Серебряная свадьба – 25 лет супружества. На палец рядом с золотым кольцом надевают серебряное.
  • Жемчужная свадьба – 30 лет совместной жизни. Муж дарит жене дорогой подарок, подтверждая их надежные супружеские отношения.
  • Полотняная свадьба – 35 лет супружества. Дарят полотняные скатерки и полотенца.
  • Рубиновая свадьба – 40 лет супружества. Подарите жене что-нибудь с рубином.
  • Золотая свадьба – 50 лет супружества. Муж и жена обмениваются новыми золотыми кольцами, отмечается очень пышно и торжественно.
  • Бриллиантовая свадьба – 60 лет семейной жизни.
  • Железная свадьба – 65 лет семейной жизни.
  • Коронная свадьба – 75 лет супружества.

Свадебные приметы

Нельзя невесте примерять свадебный наряд до венчания: свадьба может не состояться.

Подержать в руках туфельку невесты – к удаче

Чтобы в будущем не ссориться. Молодая жена, входя в дом мужа, разбивает тарелку. Затем они вместе переступают через осколки. Разбить посуду- значит. расстаться с холостой жизнью.

Уронить обручальное кольцо до того , как надел его на палец,- плохая примета.

Никто не должен переходить дорогу жениху и невесте.

Сломался у невесты каблук - значит , семейная жизнь «хромать» будет. и т.д.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)