Дом  ->  Все для праздника  | Автор: Ирина Иванченко | Добавлено: 2014-11-21

Как играли свадьбы в старину

Ожидание сватовства

В жизни каждой девушки наступает период, когда она начинает задумываться о замужестве, ожидает сватовства. О том, посватают ли тебя, выйдешь ли замуж в ближайший год, и каким будет твой суженый, девушки гадали. Существовало много различных гаданий. Вот некоторые из них, распространенные в Гремячево.

Девушки кидали сапог через ворота, куда он носом упадет – в той стороне и жениха найдешь.

Хватали кур, вносили в избу. Если курица клевала зерно, значит, муж будет сластена, а если она клевала в зеркало – муж будет щеголем. Ловили кур и петуха. Если поймаешь петуха, значит, просватаешься за вдовца. Если курица воду пьет, значит, муж будет пьяница, а если зерно клюет – будет обжора.

Выходили на улицу. Если навстречу попадался мужик, спрашивали его имя. Как его зовут, так и будущего свекра будут звать. А если женщину встречали, как ее зовут, так и будущую свекровь звать будут.

Гадания обычно проходили в святочные вечера: на Рождество, в Васильев вечер и Крещение. Зимой повсюду устраивались веселые молодежные гуляния – «посиденки» или «кельи», как их еще называли. Снимали избу у какой либо вдовы или одинокой солдатки, приносили с собой дрова. Расплачивались продуктами, кто что может. В «кельи» приходили парни. Собирались вечером, чтобы повеселиться, пели песни, плясали, играли. И нередко во время таких «посиденок» парни присматривали себе невест.

В летние вечера парни и девушки шумной гурьбой отправлялись вдоль улицы с гармошкой. Когда уже «женихались», из «келий» уходили парами, сидели на завалинке, гуляли за околицей. Чтобы понравиться невесте, парень дарил ей подарки: гребешок, брошки, чулки, цветы.

Невестой считалась девушка в восемнадцать лет, «коренная была невеста». А жених с девятнадцати – двадцати лет искал невесту. Целомудрие было обязательным для обоих, но в первую очередь для невесты - «любились честно, совестливо». Для невесты было даже неприличным просто прийти в дом жениха. Потеря целомудрия до свадьбы считалась позором и грехом.

Бывало, что судьбу девушки решали родители, которые стремились выдать свою дочь в семью побогаче. Но, несмотря на это, многие парни и девушки шли против воли родителей и вступали в брак по любви.

Сватовство

Невеста выбрана, пора сватов засылать. Обычно старались брать у себя в селе. Отношение к браку и семье было ответственным, учитывалось все: экономическое положение жениха и невесты, принимали во внимание не только внешность, но и нрав невесты, присматривались к ее родителям и родственникам. Неохотно отдавали невесту на чужую сторону. Молодые старались выйти за ровню, за сверстников. К бракам, когда муж был намного старше жены, относились в народе не одобрительно. В военное время была еще одна причина, по которой могло не состояться сватовство: родители невесты боялись, что молодого мужа возьмут на фронт и убьют, тогда молодая останется вдовой.

Сватовство открывало многодневную свадебную игру. Сватом, как правило, мог быть любой: отец жениха, его крестный, родственник, просто уважаемый в деревне человек, умеющий «вести дело», «красно» говорить и расхваливать жениха и его семью.

Жених говорил невесте заранее, что ее придут сватать, она предупреждала своих родителей. Сватали обычно вечером, но, если жених был из другой деревни, то приходили и днем.

Сваты старались держать свой приход к невесте в тайне. Во-первых, как бы кто не испортил дело, во-вторых, не хотелось огласки, если получат отказ. В доме невесты сваты вели себя так, как предписывал обряд: переступив через порог, крестились и садились под матицу – балку, которая держит потолок. Говорили обиняком, используя различные иносказания: «У нас есть барашек, а у вас есть ярочка. Вот барашек послал, как нам сговориться, чтобы ярочку у вас купить. Невесты в это время не было, она обычно сидела за перегородкой в чулане. Получив согласие на брак, звали невесту. Все садились за стол, ставили самовар. Невеста должна была поцеловать родственников будущего мужа – это означало знакомство с ними. Если хотели отказать, намекали на молодость невесты, не приглашали к столу.

Обычно жених оставался дома, а если он был из другого села, то приходил вместе с родителями. Но даже если жених шел на сватовство, в разговорах он участия не принимал. Если жених и невеста жили в одной деревне, надобности в смотринах не было. В один день за одну встречу проходило сватовство и смотрины.

Промежуток между сватовством и днем свадьбы был заполнен сборами, приездами жениха с товарищами, его родных, девичника.

На следующее воскресенье к невесте с гостинцами, с пирогами приходила женихова родня на сговор. В это время договаривались о свадьбе. Говорили обо всем: о материальных расходах обеих сторон, связанных с проведением свадьбы, сколько человек от жениха и от невесты придет на «запой», сколько будет гулять на свадьбе, устанавливались сроки свадьбы. Родители невесты и жениха рядились, то есть выговаривали подарки. С жениха просили одежду для невесты, обычно большие вещи: шубу, пальто, шаль, валенки…

Свадебное торжество требовало больших расходов. Но как бы ни разорительна была свадьба, всегда старались полностью соблюсти свадебный ритуал. Дело в том, что в народе крепко держалось представление, что точное соблюдение обычая, заведенного далекими предками, способствует благополучию и счастью в будущей семейной жизни. Именно со сговора невеста считалась окончательно просватанной – «сговоренкой», как еще называли ее.

Вскоре после сговора по случаю состоявшегося сватовства и в знак окончательного закрепления договора устраивалось «пропивание» невесты или, как говорят в Гремячево, «запой». В доме невесты собирались родственники с обеих сторон, а также молодежь: товарищи жениха и подруги невесты. Готовили угощение, собирали стол. Все рассаживались как на свадьбе: жених и невеста в красном углу, по обе стороны от них соответственно женихова и невестина родня, в конце стола размещалась молодежь. Выпивали, потом все шли к жениху, гуляли и там.

После запоя жених и невеста считались «помолвленными», и расторгнуть потом договор считалось великим грехом.

Подготовка к свадьбе

После запоя начинался период подготовки к свадьбе. Свадьба в различных местностях справлялась по-разному и в неодинаковые сроки, но в ней можно выделить три основные части: предсвадебные обряды, собственно свадьба, распадавшаяся на две части: до венца и после венца .

Свадьба обычно игралась недели через две после запоя или даже через месяц. Зависело это от того, насколько у невесты было готово приданое. Главная забота невесты – приготовить в приданое постель. В военное время собрать богатое приданое возможности не было – жизнь была тяжелой.

Васянкина Мария Федоровна рассказывает: «У меня было байковое одеяло старенькое, две подушки, матрас дал кто-то . Тогда была мода: невеста приносила занавес – кровать занавешивалась материей. А у меня не было». Если невеста была побогаче, приданое складывалось в сундук. Подтверждение этому находим в рассказе Конюковой Клавдии Николаевны: «Два матраса мама выткала, я соломой набила, сатиново одеяло и две подушки. Простыней тогда не было, а занавески были. Вот и мое приданое. Ну и сундук еще, и запирался он». В послевоенное время к постели добавлялась кровать. Если невеста выходила замуж на чужую сторону, приданое грузили на машину и отвозили в дом жениха. Но особых богатств не было и тогда. Маслова Раиса Ивановна вспоминает: «Погрузили в машину кровать с шишками и пружинный матрас , две подушки и одеяло, занавески, занавес, полотенце. А ватников тогда не было, был тюфяк, соломой набитый».

Жених навещал невесту, а ей появляться до свадьбы в его доме считалось неприличным. За неделю до венчания молодые расписывались в сельсовете, чтобы соблюсти советскую законность. Но даже после росписи невеста в доме жениха не ночевала.

День накануне венчания был особенно насыщен обрядами. Главные события этого дня – «невестина» баня и девичник, то есть вечер прощания с девичеством и расставания с подругами. А начинается день с постели. Так назывался обряд передачи жениху приданого невесты. Подруги с кем-нибудь из родственниц невесты несли вещи к жениху через все село, таким образом, устраивались смотрины приданому невесты. Девушки стелили постель для молодоженов, развешивали занавес, занавески. В доме жениха разыгрывался торг, постель выкупалась. Кто-то развешивает, а кто-то сторожит, потому что, если жених или его товарищ успевал запрыгнуть на застеленную кровать, то выкупа не было. В это время хозяева накрывали для девушек стол. Гуляли весело, угощали хорошо. После постели жених посылал невесте гостинцы через ее подружек.

После «постели» в доме невесты начинался «девичник». Вот как об этом вспоминает Конюкова Клавдия Николаевна: «Пришли с пляской мои подружки. Гостинцы мне принесли, там пирожки. И жених с ними пришел. И опять их угостили: и закуска, и самогонка была. Нагулялись, наплакались, подружки наплакались. И подружки остались у меня ночевать, а жених мой ушел». На девичнике невеста прощалась со своей волей девичьей, с родным домом, и выражалось это в слезах.

К числу народных обычаев, существовавших даже в царских и боярских домах, принадлежало мытье в бане накануне свадьбы и после нее…Мытье в бане выражало чистоту брачного ложа и вообще чистоплотность. В баню невесту вели подруги, расплетали ей косу, мыли. Этим заканчивались предсвадебные обряды.

Свадьба

Наступление осени открывало на Руси время свадеб, которые игрались после окончания полевых работ . И этот довольно короткий отрезок можно считать свадебным периодом в годовом цикле крестьянских праздников. По законам православной церкви бракосочетание не совершалось, помимо постов, в Святки, во вторник, в четверг и в субботу, накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников, в Масленичную неделю, накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвиженья Креста Господня. Это строго соблюдалось в деревне.

Утром подруги или крестная собирали невесту к венцу. В военное и послевоенное время специального свадебного платья не было. Невеста под венец шла в обычной одежде, только праздничной, самой нарядной. Голову покрывали фатой или подфатом , реже цветами, потому что было неудобно возлагать венец в церкви. На второй день платье невесты и рубашку жениха шили из одной материи – это будто бы способствовало сближению молодых. Так как время было трудное, иногда женихи заимствовали костюм для венчания и свадьбы у друзей или родственников.

До приезда жениха родители благословляли невесту иконой Богородицы. Узнав, что жених с друзьями подходит или подъезжает к дому, невесту покрывали платком и сажали за угол. Жених должен был выкупить невесту, не глядя. По словам Конюковой Клавдии Николаевны, иногда жениху «подсовывали другую невесту, под фатой с закрытым лицом он вез ее под венец, венчались, так и жили. Не лапоть, с ноги не скинешь».

Благословляя жениха и невесту на брак, на нелегкий, тернистый путь воспитания детей, церковь увенчивает их венцами. Но как молодые мужчины, так и женщины на Руси не смотря на всю простоту их незатейливого быта жизни, понимают, что значит вечная связь,- даруемая венцом; связь с лицом неузнанным, часто порочным, законченная венцом – неразрывна до конца жизни того или другого.

За невестой жених приезжал на лошади, украшенной лентами, и вез ее до церкви под фатой. Но чаще шли пешком через все село. У жениха и невесты в руках были носовые платки, и они вместе держались за один рушник, с которым возвращались домой после венчания и клали себе на колени за столом. В церковь жениха и невесту вел дружка с иконой. Венчание проводилось по церковному обряду, но и здесь были народные приметы. Смотрели, у кого свеча раньше догорит, и говорили, что у того и жизнь будет короче. Под ноги венчающимся клали коленкоровый платок, зажигали паникадило. Обручальных колец не было. Вспоминает Маслова Раиса Ивановна: «Пришли в церкву, нам батюшка свои давал, с венца у нас обратно взял. И у подруг моих никаких кольцев не было». Родители на венчании не присутствовали, они ждали молодых дома. Молодые вместе с батюшкой и певчими шли в дом жениха. У крыльца их встречали родители: отец с иконой, мать с караваем хлеба и солью. Молодые должны были откусить от одного каравая, чтобы было у них в семье единение, совет да дружба. А когда заходили они в дом, их обсыпали пшеницей, просом, гречихой, чтобы жили богато.

Молодых сажали в красный угол под икону, кормили вместе с певчими, ведь они с утра ничего не ели. Из воспоминаний Конюковой Клавдии Николаевны: «Собирали нам обед как положено. Суп, кашу подавали, вина подносили по рюмочке, закуски. Обед сделали и эти все из-за стола вылезли. А мы с женихом сидели, ждали, когда свадьбишны соберутся, когда всю закуску будут ставить для свадьбы».

Первый свадебный пир у родителей мужа назывался «сырами». Невеста дарила подарки – «сыры» жениховой родне: «платки коленкоровые, кисеты для табаку красны сатиновы, сини сатиновы, больше давать нечего было».

Свадебный обряд сопровождался богатым и обильным столом. Характерная особенность свадебного стола – обилие хмельных напитков, меда, пива, вина. Наполняя чаши, гости желали, чтобы дом молодых стал полной чашей. Обязательным блюдом свадебного стола были пироги. Они были и большие и маленькие. Их пекли с яблоками, с вареньем, с луком, с рисом, с яйцами. Подавали жаркое, огурцы с медом, капусту, грибы, помидоры, студень, печенье.

На свадьбе чужих не было, гуляли только родные, так как родня многочисленна. Приглашали даже троюродных. Девушек и парней на свадьбе не было никогда, они гуляли только на «запое» и с «постелью». Свадьба продолжалась несколько дней. На второй день гуляли в доме невесты. Утром отправлялись будить молодых. В деревне принято было извещать участников свадьбы о целомудренности невесты – просили показать простынь.

В этот день был обычай наряжаться: страшными старухами, солдатами, мужики – женщинами, женщины – мужиками, красились, мазались. Вероятно, этот обычай объясняется попыткой оградить молодых и себя от злых сил, злых духов . Вследствие постепенного изменения социально-экономического уклада деревенской жизни, исконная религиозно-магическая функция многих обрядов становится для исполнителей непонятной, в них все более и более видится игра и развлечение. Так произошло и с обрядом «ряженых». Вера давно пропала, а обычай сохранился.

Вечером этого дня основное гуляние заканчивалось. На третий день жених и невеста ходили в гости к родственникам. Был обычай обойти с молодыми всех родных. Васянкина Мария Федоровна вспоминает: «У одного дяди были, потом у другого. Вся родня с нами ходила. Ходили из дома в дом, со всей родней знакомились».

После этого начинались рабочие будни, но свадьба оставалась в памяти молодых на всю жизнь.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)