Бизнес  ->  Строительство  | Автор: Семенова М. | Добавлено: 2015-02-26

Строительство сибирского дома

Основную информацию о строительстве сибирского дома мы получили от наших жителей, кроме того, в селе сохранились дома старой постройки, и мы сделали зарисовки внутренней планировки традиционной сибирской избы.У каждого человека есть Дом. Дома бывают разные, и строят их по-разному, разные формы. Чукотскую ярангу мы никогда не спутаем с русской избой. Вот русской, точнее - сибирской избе, и посвящена наша работа.Начнем с того, как строили избу в Сибири. Большое значение имел выбор места для строительства избы.

Наши предки прекрасно знали о «добрых» и «недобрых» местах и умели их отличать.

Ни в коем случае не годился участок, где ранее проходила дорога: чего доброго по ней могли «уйти» из дому достаток, жизнь и здоровье. Нельзя было строиться там, где прежде стояла баня.Спорный участок земли также не подходил для строительства: в таком доме, считалось, до веку ладу не будет, сразу пойдут споры и ссоры… Верным признаком «недоброго» места были также найденные в земле человеческие кости, оставшиеся без должного погребения. Если же на этом месте хищные звери задрали какое-нибудь животное, или кто-то поранился до крови, или просто сломалась телега, опрокинулся воз, - строиться опять-таки опасались. Не годилось строить жилье и на месте дома, сожженного молнией либо оставленного из-за болезней, наводнения, других несчастий. Но если никаких недобрых признаков на облюбованном месте не обнаруживалось - его непременно надо было «проверить». Вот как это делалось.

Очень часто гадали по хлебу. Сажая хлебы в печь, «назначали» один из них на будущий дом. Если этот хлеб выходил высоким и пышным, стало быть, можно было строить.

Считалось счастливым и безопасным место, где спокойно уляжется, пережевывая жвачку, молодая корова.

Облюбовав место для дома, сухую овечью шерсть накрывали сверху горшком и оставляли там до утра. Отсыреет шерсть – значит, место «доброе».

В Сибири дома строили крестовые и пятистенные. Особенно ценилась для строительства дома лиственница (лиственные дома служили веками). По внешнему виду и по устройству сибирский дом напоминал жилище русского севера (Архангельская губерния). Дома зажиточных крестьян и купцов строились в два этажа, на первом этаже были хозяйственные помещения, у купцов – лавки, а на втором – жилые, «чистые» комнаты. Наличники и ставни, карнизы, углы украшались резьбой, крыши крылись железом или тесом. Такие дома ещё до недавнего времени были у нас в Б-Барандате, и есть такие дома в Тисуле. Заборы вокруг дома были плотными, тесовыми, ворота во двор защищались навесами, в семьях победнее двор огораживали плетнем или частоколом. В богатых крестьянских домах все хозяйственные постройки во дворе были под одной крышей.

Внутреннее устройство сибирского дома

Изба – очень древний вид жилища, сохранившийся до нашего времени. Когда-то русское слово «истьба» означало отапливаемое помещение – комнату, в отличие от неотапливаемого – клети (кладовой).

Древние избы были «курными» - без дымохода. Дым от каменной или глинобитной печи выходил из помещения через отверстие в потолке или окно. Дымоход в русском жилище известен с XII века, но крестьяне-бедняки долго ещё продолжали отапливать свои избы «по-чёрному», стены и потолок в такой избе покрывались слоем копоти. Правда, такие избы не характерны были для Сибири.

Сибирский дом обычно делился на две половины: изба и горница – чистая жилая комната.С улицы вы входите в сени, направо – кладовка, где хранились продукты (мука в ларе, сало, мясо и т.д.), налево – казёнка – небольшая кладовочка для хранения одежды, белья. В избе важное место занимала печка с припечком. Ей была отведена четвёртая часть избы. Она дом грела, пищу готовила, сушила, служила тёплой лежанкой. Напротив печки и за печкой было место для стряпни – куть. Её от комнаты отделяли занавеской или дощатой перегородкой.

Печка не ставилась вплотную к стенам (для сохранения тепла). Между стеной и печкой хранился инвентарь: лопаты (для посадки хлеба в печь), ухват, кочерга, шумовка и т. д. Рядом с печкой - западёнка - лаз в подполье, где хранились овощные запасы. Подполье было глубоким, ступени мыли начисто, т.к. они служили холодильником (на них ставили крынки с молоком, сметану, масло).В первой комнате (в избе) находился шкаф для посуды, вдоль стен стояли лавки, которые в отличие от скамеек укреплялись неподвижно, скамейки же можно было переносить. Почётнее было сидеть на лавке. Параллельно лавкам выше окон – полки для мелких вещей.

Святой угол

А по диагонали от печи располагался передний – «красный», или «святой», угол. Здесь совершались важнейшие события в жизни семьи. Трижды в день собирались за длинным столом в переднем углу. « Красный угол» находился с восточной стороны, его называли «святым». Дом обживали со «святого» угла. За несколько дней до «входа» (новоселья) дом обычно освящали и вносили иконы, обустраивая святой угол. С него начинается строительство дома, и вплоть до его завершения святой угол должен быть все время выше остальных.

Накладку потолка хозяйка также начинает со святого угла. В этой части жилища внизу под глину закладывают небольшой деревянный крест, а на потолке – шерсть домашних животных, деньги – «чтобы все в хозяйстве, в доме водилось». Крест указывает на то, что именно здесь, в этой точке жилища, соприкасаются миры человеческий и верхний (Божий), что это самая духовная часть дома, пространства, а следовательно, это и есть основа, опора, источник благости. В индоевропейских языках слова «святость», «святое» близки по значению с понятиями: «возрастать», «цвести», «прочный», «надежный». То есть святость, святое первоначально связаны с идеей вечного, жизненной силы, плодородия.

Покидая старое жилище, хозяева обязательно оставляли в святом углу икону и стол (престол). «Дом оголять нельзя, - говорили старые люди, - иначе в нем заведется нечисть»

В переднем «красном» углу в русской избе помещали икону. К иконе люди всегда относились очень бережно. В русских домах икону никогда не вешали на гвозди – только ставили на специальную полочку – «угольник». Иконы украшали вышитыми полотенцами или «воздушными» (накрахмаленными) занавесками.

Обрядовые полотенца

Вообще полотенце – обязательный атрибут русских праздников и торжеств. Полотенца изготавливали из высококачественного, хорошо выбеленного полотна, отделывали вышивкой и кружевами. Вышитые фигуры орнамента имели особый смысл.

Расположение и сюжет орнамента зависели от назначения вещи. Многие вещи в традиционной культуре помимо внешнего эстетического выражения несли в себе скрытый смысл. В определенные периоды времени вещь могла становиться знаком, т.е. утрачивать свои бытовые функции, а иногда и создавалась она исключительно для обряда. Уже в процессе изготовления закладывалась информация, которая кодировалась через цвет, орнамент, размер. Например, погребальные рушники, на которых несли гроб и опускали его в могилу, были длиннее обычных. Их не вышивали, но вдоль по краям ткали цветные полосы. Возможно, это символизировало дорогу «на тот свет». Сведения о вещах содержались и в названиях: «наброжник» (полотенце, которое вешали в святой угол, «на образа»), «дежничок» (предназначался для накрывания дежи с тестом), и т.д. На свадебных рушниках часто вышивали растения, птиц, инициалы жениха и невесты. На праздничных скатертях встречаются вышитые фигуры людей. Многие узоры имели свои названия: «в сосны», «в ряды», «в кружки», «петушки», «елачки», «хвиялочки», «цветочки», «мужички», «женщины в юпочках». Техника вышивания была разной: гладью, крестом, тамбурным швом. Преобладали в вышивке крестом два цвета: черный и красный, которые символизируют либо смерть – жизнь (воскресение), либо землю – солнце. Вышивки гладью были многоцветными, яркие краски – желтые, зеленые, красные, синие, которыми вышиты плоды, листья, цветы, очевидно, олицетворяют собой изобилие, плодородие.

Убранство сибирского дома

Слева в избе (у входа) были полати. Там спали в основном дети. Это был настил на расстоянии 50-60см от потолка. Под полатями стояла кровать для родителей, рядом висела зыбка (люлька). Она обязательно крепилась к потолку, чтобы нечистый дух не попал к ребёнку. Когда укачивали ребенка, в доме соблюдалась тишина. Запрещалось качать пустую люльку. Говорили, что ребенок «урос» будет, то есть крикливый.

В горнице тоже стояла печь – голландка, без плиты, её топили в сильные морозы для обогрева горницы. Там же стоял сундук для хранения дорогих вещей – приданого, старинных нарядов. Сундук украшали – накрывали накидкой – ковром. В горнице стоял стол, в начале XX века ставили круглые столы. Кровать в горнице была украшением, на ней никто не спал (только гости), на кровати было много подушек (вставки у наволочек были выбитые, вышитые или кружевные), подзор, (тоже выбитый, вышитый или кружевной), боковинки. Перины пышно взбивались.

Стены в доме были побелены. Пол застилался домоткаными дорожками (иногда в несколько слоев, так как он был холодный) и вязаными кружками. На стенах висели фотографии в рамках и портреты. Признаком благосостояния было наличие швейной машинки «Зингер», фикуса, этажерки, «венских» стульев.

Кружевные подзоры, рушники, скатерти («столешницы», «настольники»), тканые дорожки – все это придавало дому неповторимое своеобразие. На праздники комнаты украшали дополнительно бумажными цветочками. Жилище в это время отражало в себе высшие эстетические и духовные ценности народа. По словам старых женщин, «были дутаи (т.е. накрахмаленные и присборенные) рушнички на всех фотографиях, развешанных по стенам. Там по три цветочка, тут пять, тут семь». На Крещение святой водой, принесенной из церкви, окропляли всех членов семьи, скотину, двор и постройки. Ритуал окропления начинали со святого угла. На матице или прямо на потолке вблизи святого угла ставили мелом или угольком, взятым из печи, первый крест.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)