Справки  ->  Карты  | Автор: Калоева Светлана Майрамовна | Добавлено: 2015-01-30

История улиц в названиях города

Барабинск возник в связи со строительством железной дороги. На месте современного города первоначально стояла небольшая станция Каинск – Томский. В начале ХХ века здесь насчитывалось 300 – 400 землянок, несколько деревянных и кирпичных домов.Постепенно после строительства железной дороги поселок начинает развиваться. Первоначально он рос в северном направлении. Появились такие улицы: Партизанская (1901 г.), Советская (1903 г.), Краскома (1905 г), Ленина (Московская, 1905г.), Лермонтова (1909 г.), Путевая (1912 г.) и другие. Об истории некоторых из них мне хотелось бы рассказать в своей работе.

Улица Путевая

Улица Путевая стала заселяться со строительством железной дороги. Стояли небольшие домики. С поднятием железной дороги образовались болота, куда жители приходили стирать белье. Из них же брали воду для полива, пасли водоплавающую птицу. Улица, как и в настоящее время, была односторонняя, грязная. Пройти весной и осенью можно только в сапогах. На улице была расположена водоразборная будка, где воду получали по талонам. Старожилы: Ефимовы, Бессоновы, Ивановы, Тарадановы. В данное время новых домов никто не строит, а старые становятся ветхими.

Одним из первых сооружений улицы было строительство железнодорожного вокзала. Старый вокзал был построен в 1894 – 1895 годах. Здание было деревянное и имело один этаж.

Наряд на строительство кирпичного вокзала взял купец Рубанович с условием, что при вокзале будет его ресторан. И было построено кирпичное здание. Ресторан находился по правую сторону от главных дверей вокзала. Площадь перед вокзалом была небольшая, частично асфальтированная. По словам старожилов после войны был поставлен памятник В.И. Ленину. Ежегодно 22 апреля учащиеся пионеры школ города несли у памятника почетный караул. Когда стали строить новый вокзал, памятник Ленину перенесли на площадь

В феврале 1984 года сдано в эксплуатацию новое здание железнодорожного вокзала. Среднесуточная продажа билетов 1100. Железнодорожники обеспечивают транзитные, а также местные перевозки Барабинского, Куйбышевского, Здвинского и других районов.

Улица Краскома

В 1905 году начала застраиваться улица Краскома (Красных коммунаров). В те далекие времена она была многолюдным, бойким местечком города. В старинном здании, где до 90 – х годов находилась пожарная часть, был клуб купца Ячеистова. Завсегдатаи клуба: купцы, подрядчики, чиновники, заезжие богатеи - с восторгом принимали пошлые фарсы кривляющихся куплетистов.

Позднее он стал называться рабочим клубом, в котором самодеятельные артисты ставили пьесы. 27 декабря 1919 года в нем состоялось первое комсомольское собрание.

В двухэтажном деревянном здании №97, построенном купчихой Шкроевой, находился дом благородных девиц, которые выполняли швейные работы и учились. Улица двусторонняя. Из воспоминаний Руденко Анны Прокопьевны: «Приехали мы из села, жили сначала в маленьком домике. Когда дети стали подрастать, построили с мужем новый дом. Грязная улица не освещалась, свет падал с линии железной дороги. Соседями были Карташовы. Семьи были большие, дети дружили между собой. Учились все в школе №1. Угол улицы и переулка Охотничий занимали пошивочный и колбасный цеха». На этой же улице находилась гостиница (позднее страховая компания), в доме № 17 - детская консультация, женская консультация и родильный дом (позднее туберкулезное отделение, в настоящее время на этом месте построен жилой дом). Тротуар был деревянный. Старожилы: Косяк, Руденко, Переваловы, Пеньковы.

Улица Лермонтова

Первыми жителями улицы Лермонтова (1 – я Глухая) были Богдановы, Архиповы, Вандакуровы, Петричук, Жилинские, Бочаровы, Яковлевы. В 1950 – е годы в доме №48 был расположен рентген – кабинет, а подвал был оборудован под склады СЭС. Жители этой улицы в свое личное время обустроили здесь площадку, высадили цветы, деревья, кустарники, завезли песок. В праздничные дни женщины приходили отдохнуть, взяв с собой пряжу и спицы, мужчины же играли в домино, дети в прятки, лапту. Жили между собой очень дружно. Эта улица и в настоящее время считается одной из самых тихих в нашем микрорайоне. Только дома в восточной части города приходят в негодность, в западной же, наоборот, они добротные.

Улица Некрасова

Улица Некрасова (2-я Глухая появилась чуть позже, уже в советское время). Улица широкая, двусторонняя, тянется от переулка Урицкого до Восточного. Заселение её началось с восточной стороны. Почему – то на этой улице проживало много машинистов паровозного депо: Дунаевы, Кондаковы, Аконечниковы. Улица никогда не асфальтировалась, но и не была грязной. В 1962 году исполнительный комитет Барабинского городского Совета депутатов трудящихся принял решение о строительстве новой школы №1, потому что старое здание уже не вмещало такое количество учащихся.

В 1964 году здание было построено. Я не могу не написать о своей родной школе. В 2004 году ей исполнилось 40 лет. В ней работают и ветераны педагогического труда с сорокалетним стажем и чуть меньше, и совсем молодые, которые только встают на педагогическую стезю.

Светлые, чистые кабинеты поистине стали вторым домом для наших детей. Каждый год школа дает медалистов, победителей – лауреатов городских, областных, всероссийских конкурсов. В марте наша школа стала победителем в конкурсе «Гранд - миллион». Эта высокая награда – труд многих учащихся и учителей.

Улица Советская

Рядом со школой, с северной стороны, находится улица Советская, существующая с 1903 года. Заселение ее началось от линии железной дороги, идущей на г. Куйбышев. В западной части находился вокзал (сейчас это жилые дома) для пригородного поезда, который ходил несколько раз в день до г. Куйбышева. Первые дома появились там, где сейчас находится центр улицы, между улицей Л. Толстого и переулком Урицкого. Именно здесь располагалась семилетняя школа №1 и начальная школа №3. Занятия проходили в три смены, потому что детей было очень много. Школа была одноэтажная с печным отоплением, но ученики всегда чувствовали тепло и уют. Долгое время директором начальной школы №3 была П.Н. Панова.

Бывший дом купца Матюшкина занимала больница, а затем - Дом пионеров. Сейчас это частное предприятие. Улица широкая, в отличие от ранее перечисленных, более чистая. Дома строились большие, в основном, в них проживали железнодорожники. Старожилами этой улицы являются: Охрименко, Попковы, Щербаковы, Теселкины, Лисьевы, Ждановы и другие.

Уулица Ленина

Наш город возник в связи со строительством Сибирской железнодорожной магистрали. Магистраль прошла через рекуОбь в районе села Кривощеково, а купеческий город Каинск остался в стороне. В том месте, где ветка врастает в магистраль, появился маленький пристанционный поселок Каинск – Томский, Сначала поселок тянулся вдоль железной дороги. Параллельно проходили две улицы: Деповская и Московская (ныне улица Ленина). О последней мне и хотелось бы рассказать. (Из воспоминаний старожила Ивана Яковлевича Герасимова, улица делилась на две части: одна до переезда носила название Иркутская, от переезда на запад называлась Московской. Заселение улицы началось с 1905 года с востока. Дома строились в основном глинобитные и деревянные, позднее лили из шлака. Улица того времени позднее засыпалась глиной и щебенкой. Весной и осенью было очень грязно. Освещение было слабое. Шло время, строились новые дома, складывались новые семьи, рождались дети. Семьи были большие. В войну остались на улице женщины да престарелые старики. Ёще до войны в наш город приезжает Воронков И.Я. (позднее Герой Советского Союза), работает на ст. Барабинск. Его родители: Яков Филиппович и Наталья Никитична проживали на улице Ленина № 3 с 1943г. Сестра Галушкина Дарья Яковлевна проживала по улице Ленина № 9, сестра Свиточ Ольга Яковлевна проживала по пер. Щетинкина № 10. Разные люди добрые и злые, порядочные и непорядочные, уважаемые и неуважаемые жили на этой улице. Более 30-40 лет живут на одном месте: Нистратовы (№2), Киселёвы (№19

Гордеевы (№6) – дом отличного санитарного состояния.

Дети Люба и Евгений выучились, живут своими семьями.

Яковлевы (№44) дом санитарного состояния. Хозяйка осталась одна, но постоянно поддерживает внешнее состояние своего жилья.

Хотелось рассказать о большой семье, Плотниковых Иване Егоровиче и Зое Дмитриевне, проживающих по улице Ленина 10 «а». В семье 8 детей- 6 дочерей и 2 сына. Иван Егорович всю свою жизнь отработал в электросети, трактористом, Зоя Дмитриевна

работала на станции. Семья была дружной, заботились друг о друге. Старшие заботились о младших, помогали родителям. Окончили школу, выучились, создали свои семьи, родили детей. Только внуков и внучек 7. У старшей Татьяны дочь Света уже закончила университет, работает, у Натальи дочь Елена заканчивает школу и готовится поступить в институт. Трудности были и дети болели, не всегда удачно всё складывалось в жизни, но зато сейчас, когда все собираются под крышей родительского дома, звучит смех и шутки, воспоминания и глаза родителей теплеют оттого, что у всех в жизни хорошо. И с соседями Плотниковым повезло: Мясникова Зоя Захаровна, Захарова Валентина Петровна (ныне покойные), Смирновы Евдокия Григорьевна и Михаил Иванович – растили вместе детей, помогали друг другу, праздники отмечали вместе.

Долгую жизнь проживают по улице семьи: Ковтун И.И. и В.А., Подглазов В.И., Вострейкина А.И., Холденко Т.С., Ильина Г. А., Хархардины, Митрохины, Сиренко Ю.Н.

Строились не только частные дома, но и государственные учреждения. На Ленина 93 до 80 – х годов находилась база Маслопрома, известное по всей России, сейчас на этом месте частный дом. № 99 – контора Рыбозавода (сейчас инспекция участковых), № 84 – ателье по пошиву одежды (сейчас магазин «Дон»), № 90 контора «Треста столовых» (ныне частный магазин «Удача»). А разве можно забыть кинотеатр имени Калинина, огромный зал, широкий экран (в данный момент – спортивный комплекс). В 70 – 80 –е годы в кинотеатре проводили сборы, праздники, кинофестивали. Напротив кинотеатра, на четной стороне находился ресторан, имеющий два зала. За день проходило очень много посетителей, особенно когда в городе была зарплата.

У переезда железной дороги, идущей на северо – запад располагалось здание ЖУ – 1, где готовили кадры для железной дороги, затем там находилось СУ – 24 (позднее ГПТУ), в 80 – е годы ГПТУ – 24 перенесено в новое здание (ныне филиал колледжа культуры и искусств).

Муниципальное образовательное учреждение Межшкольный учебный комбинат Барабинского района Новосибирской области (в дальнейшем МУК) создан по решению исполнительного комитета Барабинского городского Совета народных депутатов от 13 января 1982 года № 9, как «Учебно – производственный комбинат». В этом учреждении учащиеся школ приобретают навыки следующих профессий: швеи, массажисты, столяры, плотники, продавцы, референты.

Нельзя не сказать о новом, красивом учреждении «Рыбная инспекция», построенном на месте старой Рыбоохраны. Там работают интересные люди, любящие, свою работу: ихтиологи, рыбные инспектора. По улице Ленина целый день ходят автобусы, маршрутное такси. Тысячи пассажиров проезжают и проходят ежедневно. Бегут школьники, дошколята идут в детские сады, взрослые идут на работу и так изо дня в день.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)