Производство  ->  Предметы потребления  | Автор: Мацко Максим | Добавлено: 2015-03-13

История возникновения хлеба

Сначала первобытный человек жевал зёрна, чтобы получить из них необходимую энергию. Позже он стал измельчать зёрна в муку при помощи двух камней. Он добавлял воду, чтобы замесить тесто, делал лепёшки и запе-кал их в очаге, который он сооружал в яме, вырытой в земле, стенки которой были выложены глиной. Иногда он выпекал лепёшки снаружи глиняных со-судов, внутри которых разводили огонь. Такой хлеб был очень грубым и тя-жёлым; он не содержал разрыхлителей, которые заставляли хлеб подходить и от которых хлеб становился лёгким и нежным.

Потребление дикорастущих хлебных злаков в питании человека в виде целых сырых зёрен, размягчённых замачиванием в воде, возникло, вероятно, ещё в эпоху мезолита.

Как и во всех странах у нас была своя русская кухня. Эта кухня на про-тяжение веков для всех людей была национальной и подчинялась обычаю, а не искусству. Кушанья были просты и однообразны, хотя русские столы от-личались множеством блюд, но многие из блюд были похожи одно на другое. Русские ели преимущественно хлеб ржаной, не исключая богатых и владе-тельных особ. Иногда примешивали к ржаной муку ячную, но это не было постоянным правилом, так как ячмень в России мало разводился. Пшеничная мука употреблялась на просфоры и калачи, которые были для простого наро-да лакомством в праздничные дни.

В своей патриархальной простоте наши предки довольствовались весь-ма немногим: полусырая пища, мясо, коренья и шкуры диких или домашних животных, удовлетворяли их нужды. Наши предки долго не знали роскоши. В XI веке они питались ещё просом, гречихою и молоком, потом же выучи-лись готовить яства и прочее, но и в старь они отличались хлебосольством. Изведав выгоды гражданской и оседлой жизни русские стали печь хлебы и готовить квас.

Хлеб бывает разный по способу приготовления и по форме. В древнос-ти дрожжевой хлеб считался особым лекарством и простым смертным он был недоступен. Особо почитались и пекари – люди, которые занимались изготовлением такого хлеба.

«Хлеб – соль!» - такими словами с давних времён и до сих пор привет-ствуют в России дорогих гостей. И ещё по старинному русскому обычаю хлеб ни в коем случае нельзя выбрасывать.

Хлеб в нашей стране самый дешёвый в мире, но даётся он нелегко. То, что наш хлеб – самый дешёвый продукт и самый вкусный, не случайно, а закономерно. Этим выражается забота о народе – это свидетельство справед-ливости нашего общественного строя, потом и трудом миллионов людей – поэтому нам надо его крепко беречь.

В нашей стране ежедневно выпекается около 82 тысячи тонн хлеба. Хлеб стал для нас средством единения людей, символом величия труда, спут-ником сострадания, а в годы войны хлеб был солдатом.

У войны свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё больше необходимый, чем в мирное время. В годы войны в день выдавалось 125г. хлеба. Это суточная блокадная норма на одного чело-века. В хлебе этом мало муки, много – примесей. Иногда в хлеб подмешива-ют варёный картофель. Корка буханок получалась красивой, румяной, но мя-киш был тёмный и плотный, а по вкусу – сладковатый. Вкус обычного пше-ничного хлеба почти не сохранялся. В военные годы на хлебозаводы начала поступать целлюлоза. Хлеб начали выпекать из смеси: пищевой целлюлозы – 10%, хлопкового жмыха – 10%, вытряски из мешков – 2%, кукурузной муки – 3%, пшеничной и ржаной муки – 73%.

Практическое хлебопечение, которому много тысяч лет и которое сей-час переходит на научные рельсы, всё же остаётся загадкой. На Руси хлеб вы-пекается разный: ситный, калачный, крупичный; а был ещё решётный, овся-ный и мельничный. Хлебобулочные изделия всегда были и есть в большом спросе. Мы едим в основном хлеб пшеничный. Ведь только пшеница содер-жит растительный белок. При выпечке этот белок способствует тому, чтобы булка была выше, пышней. Хлеб получается лёгкий и вкусный.

Культурная пшеница происходит из юго-западной Азии, региона, извест-ного как плодородный полумесяц. Судя по сравнению генетики культурной и дикой пшеницы, наиболее вероятная область происхождения культурной пшеницы расположена близ современного города Диярбакыр в юго-восточ-ной Турции.

Пшеница была одним из первых одомашненных злаков, её культивирова-ли ещё в самом начале неолитической революции. Селекция первых сортов осуществлялась по прочности колоса, который должен выдерживать жатву, по устойчивости к полеганию и по размеру зерна. Это вскоре привело к утра-те культурной пшеницей способности размножаться без помощи человека, так как её способность к распространению зерен в диких условиях была силь-но ограничена.

Время появления культурной пшеницы точно не установлено, но это про-изошло не позднее 10-го — первой половины 8-го тысячелетия до н. э. снача-ла, по меньшей мере, в трех местностях в северном Леванте: близ населен-ных пунктов Иерихон, Ирак-эд-Дубб и Тель-Асвад, а несколько позже и в юго-восточной Турции[. Несколько округляя, можно считать, что пшеницу возделывают не менее 10 тыс. лет.

Распространение культурной пшеницы из региона её происхождения от-мечается уже в 9 тысячелетии до н. э., когда она появилась в районе Эгейс-кого моря. Индии пшеница достигла не позже 6000 г до н. э., а Эфиопии, Пи-ренейского полуострова и Британских островов — не позже 5000 г до н. э. Ещё через тысячу лет пшеница появилась в Китае[3]. Предполагают, что одо-машнивание пшеницы могло происходить в разных регионах, но дикая пше-ница произрастает далеко не везде, и археологические доказательства её ран-него одомашнивания где-либо кроме Ближнего Востока отсутствуют]. В 7-м тыс. до н. э. культуры пшеницы стали известны племенам культуры Неа-Ни-комедия в Северной Греции и Македонии, а также распространились в Се-верную Месопотамию — хассунская культура, культура Джармо . К 6-му тыс. до н. э. культура пшеницы распространилась в южные области (буго-днестровская культура, культура Караново в Болгарии, культура Кёрёш в Венгрии, в бассейне реки Кёрёш .В 6-м тыс. до н. э. племена тассийской культуры принесли культуру пшеницы в Северо-восточную Африку (Средний Египет).

Земля обетованная изобиловала этим злаком — и в Священном Писании она почти постоянно называется землёй пшеницы: злачное место (буквально хлебное место) или Рай. Известна евангельская притча о работнике, засеяв-шем поле пшеницей: пока он спал, его враг посеял между рядами пшеницы сорную траву — плевелы. Работник дал зерну созреть и только потом отде-лил хорошее зерно от плохой травы. Иисус так растолковал значение притчи своим ученикам: враг — это Сатана, хорошее и плохое семя — праведник и грешник, а жатва — синоним Страшного Суда, когда жнецы, Божьи ангелы, явятся отделить избранных от осуждённых. В христианском искусстве пше-ница символизирует хлеб причастия в соответствии со словами Спасителя, преломившего хлеб на Тайной вечере: «Это — Моё тело». У славян зёрна пшеницы были символом богатства и жизни, предохраняли человека от пор-чи.

К началу нашей эры растение известно практически по всей территории Азии и Африки; в эпоху римских завоеваний злак начинают культивировать в разных уголках Европы. В XVI—XVII веках европейские колонисты завез- ли пшеницу в Южную, а потом и в Северную Америку, на рубеже XVIII—XIX веков — в Канаду и в Австралию. Так пшеница получила повсеместное распространение.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)