Дом  ->  Все для праздника  | Автор: Непомнящих Евгения | Добавлено: 2015-03-05

История свадебного платья

Во все времена и эпохи свадебное торжество вызывало необходимость создания особого праздничного наряда, подчеркивающего величественность момента. Эта тенденция господствовала всегда, однако наиболее ярко она проявилась в эпоху Возрождения. Французами свадебное облачение воспринималось как истинный образец королевского величия. Многослойный силуэт платья вписывался в большой треугольник, а изобилие аксессуаров и полная гармония продуманных до мелочей деталей оставались неизменными.

В Италии в 16 веке в убранстве свадебного костюма преобладали белые цвета в различных фактурах — атласе, мехе и шелке. Конструкцию платья завершал прозрачный, веерообразный воротник из накрахмаленной тончайшей ткани с кружевом. Блеск и сияние свадебному платью невесты обеспечивали парча, галун с тонким шитьём золотым орнаментом в изысканном сочетании с пушистым белым мехом.

В XVII веке широкое распространение получило англизированное свадебное платье, в котором сохранилась пышность и декоративность стиля рококо. Свадебный наряд невесты состоял из корсажа, юбки и верхнего распашного платья. В нем органично сочетались такие драгоценные ткани как атлас, парча, креп, шелк и бархат. Наряд был многослойным. Все детали соединялись крючками, кнопками, петельками и маскировались воланами, оборками и кантами. В английской моде XVII века предпочтение отдавалось розовым, пепельно-серым, золотистым, бледно-зеленым, бледно-голубым тонам. Мягкие тона – розового, золотисто-жёлтого в бантах, лентах и кружевных оборках свадебного платья.

Ещё богаче и величественнее становится свадебное платье в XIX веке. Необычайно насыщенное мелкими деталями и украшениями, в сочетании с изысканными тканями различных оттенков пастельных тонов – розовых, бирюзовых, золотистых, свадебный наряд отражал суть нового течения – «позитивизма», суть которого демонстрация материальных возможностей и богатства. Возможно, поэтому свадебные наряды были перегружены конструктивными и декоративными деталями и дорогими украшениями. Стоимость свадебного платья невесты являлась показателем достатка и благополучия семьи невесты. Красота отвечала представлениям о пышности, следовательно, нарядности свадебного платья.

ХIХ век подарил модницам кринолин и декольте. Эти модные элементы появились и в свадебном наряде невесты. Как правило, лиф платья впереди и сзади заканчивался мыском, а для коррекции фигуры в подкладку лифа вшивали косточки китового уса. Белый полупрозрачный тюль, органза, кисея и шифон на бледно-розовом или салатовом чехле становятся верхним слоем платья, на который нашиваются гирлянды зеленых листьев и розовых роз. Традиция украшать платье цветами дошла и до наших дней.

Свадебное платье в ХIХ веке отвечало модным веяниям своего времени. Появились декольтированные лифы и юбки-кринолины, которые в окружности доходили до трех метров, а длина ограничивалась 20 см от пола. На кринолин одевалось несколько юбок, обязательно в тон основного платья, которые приподнимались вместе с кринолином «вздержками». Такое новшество в устройство кринолина внес в 1856 году знаменитый французский кутюрье Чарльз Ворт. Заканчивался подол нижней юбки ватным валиком, чтобы она не подворачивалась под кринолин: так называемо «руло» вшивалось в подшивку юбки. Подолы юбок свадебных платьев часто оформлялись сложнейшими драпировками, фестонами, вышивкой со стразами, стеклярусом, бисером, кружевом, шитьем, бархатной лентой с цветочными гирляндами, бантами и воланами. Бант как символ и узел счастья обязательно присутствовал в костюме невесты. При венчании или обручении в церкви вырез декольтированного лифа невеста закрывала пелериной с перьями и маленьким кружевным воротником, тонким кисейным полушалком с длинными кистями или кружевной мантильей, иногда на корсаж одевали шемизетку – вставку с рукавами, которую также отделывали кружевом, тюлем, рюшами и воланами. Рукав шемизетки оформлялся буфами, оборками, лентами в тон ткани платья.

Облегчающий рукав заканчивался плиссированной оборкой и бантом. Рукав мог быть выполнен из тонкой белой кисеи, газа, батиста, шифона или капрона.

Гармония свадебного платья в Греции определяется естественными линиями женского тела: легкие струящиеся складки эффектно обрисовывают изгибы фигуры. Свадебный головной убор невесты состоит из ниспадающих золотых нитей, а лицо закрывает длинная вуаль. В перчатку гречанка кладет кусочек сахара, чтобы жизнь в замужестве была сладкая. В Древней Греции, которая является родиной европейского свадебного наряда, девушки надевали длинное платье «пеплос» из легкой материи, скрепленное на плечах застежками. На голову невесты возлагали лавровый венок - символ целомудрия, или покрывало цвета солнца. Белые наряды жениха и невесты символизировали чистоту, радость и молодость.

В древнем Египте женщины надевали “калазирис”. Этот наряд представлял собой кусок материи, обертывавший фигуру от груди до щиколоток, который поддерживался одной или двумя бретелями. Основную роль в костюме египтянок играли украшения: амулеты, магические подвески, ручные и ножные золотые диадемы и пояса, которые несли символическое значение и были связаны с богами.

С упадком Рима на смену культу красоты человеческого тела пришла эпоха аскетизма. Античная мягкость и пластика драпировок сменились тяжёлыми тканями, плотно покрывавшими фигуру. Одежда скрывала естественные формы, поскольку земная красота считалась греховной, а наслаждение ей – недозволенным. Свадебный наряд византийской невесты состоял из туники длиной до пят с длинными рукавами и высоким вырезом. Поверх нее надевалась вторая. Обе богато украшались отделкой и вышивкой. Для платья выбирались плотные тяжелые ткани разнообразных цветов и оттенков, затканные золотом и украшенные драгоценными камнями и жемчугом.

В Индии излюбленные цвета для свадебного наряда невесты алый и красный - цвет счастья. На юге Индии девушки шьют белый свадебный наряд. В других штатах он может быть желтым, зеленым или многоцветным. Платье невесты дополняется большим количеством украшений: серьгами, браслетами, драгоценными цепочками, специальными опоясывающими талию и бедра подвесками. Как знак замужества на шею надевают ожерелья из черных и золотых бусин различной длины. Но самое главное украшение невесты - это узоры и роспись хной на теле невесты. По средине лба - особый знак в виде пятна или орнамента «тика». Сердце, пронзенное стрелой, две руки, соединённые в рукопожатии, и слова «любовь до гроба» достались в наследство от средневековых рыцарей. Они всерьез воспринимали эти слова и были им верны.

В японской свадьбе самое главное — подвенечный наряд невесты, облачению в который предшествует массаж, натирание кремом и припудривание лица добела. Одевают невесту несколько часов и затем делают причёску. Завершается наряд головным убором рожками ревности. Во время обряда бракосочетания в храме молодые делают по 9 глотков саке, после чего невеста дает клятву верности мужу. Завершается торжество роскошным банкетом с приветственными речами.

В Шотландии особой деталью свадебного наряда невесты является клетчатый платок со знаковыми цветами клана, который жених на плечи невесты накидывает и закалывает серебряной булавкой. Также сильно, как сильна любовь, он затягивает фамильный ремень на ее талии. Следование традициям в настоящее время остается серьезной проверкой на прочность будущей семьи.

В Германии неотъемлемой принадлежностью подвенечного наряда невесты является специальный кармашек с хлебом и солью, а у жениха — с зерном. Это символ счастья и изобилия семьи.

Испанская мода одарила западноевропейскую самым удивительным костюмом с жестким каркасом юбки, в которой присутствуют материалы и приемы шитья времён Возрождения. Наряд испанской невесты дополнялся оранжевыми цветами вечнозеленого и долго цветущего молодого апельсинового дерева — символ красоты и вечной молодости.

В южно-европейских странах (Италия, Испания, Греция) платья предпочитают шить, а после свадьбы его хранят так же трепетно, как фамильное серебро.

По мнению французов, платье невесты должно быть белым и длинным. Возможны и короткие платья, и брючные костюмы пастельных тонов.

Самая распространенная модель - классическая: белое пышное платье с облегающим лифом, силуэт «принцесса».

Сегодня и в эту заповедную зону вторгается современный практицизм. Романтический наряд превращается в элегантный брючный вечерний костюм. Сочетание практичности и нарядности характерная черта свадебного наряда.

Хотите продемонстрировать точеную фигурку - выбирайте облегающее платье, длинное и закрытое. Или маленькое платье с облегающим лифом, на которое одевается пышная юбка.

Вы можете выбрать элегантный брючный костюм, а может, вы пожелаете длинное платье из атласа и с ним свободный шифоновый жакет- кардиган. Красиво и современно.

Американские Дома моды отдают предпочтение бальным нарядам с пышными юбками. Английский строгий стиль предписывает невесте выбирать платье с длинным шлейфом. Чем длиннее шлейф, тем дольше супружеская жизнь, - поговаривают в Европе. Примету можно воспринимать как прямое руководство к действию: в свадебной моде сейчас царствует гламур - так, что шлейфы, украшенные бисером, стеклярусом, кружевами и жемчугом, будут более, чем уместны. Модели дома Шанель - просты и сдержанны: костюм цвета слоновой кости и шляпка - таблетка с короткой вуалью.

Еще один «писк»- рассыпанные по фате или шлейфу мелкие капельки или цветочки от Сваровски. Цветы вообще очень актуальны: они уместны по верхнему краю корсажа или симметрично теряются в складках юбки: розовые на белом или жемчужно-серые на «айвори» (слоновая кость).

Существует несколько версий происхождения белого платья. По одной из версий только в середине 17-го века, впервые королева Виктория надела белое свадебное платье на свою свадьбу, и тем самым ввела в Европе моду на белые свадебные платья. Согласно другой версии эта мода бы введена еще раньше Анной Австрийской. Белое свадебное платье выглядело настолько красиво, что все дамы высшего общество Франции, а в последствии и Англии, Испании, Португалии стали брать пример с Анны. До этого времени все невесты надевали розовое свадебное платье.

С тех пор белый цвет ассоциируется с торжественными свадебными церемониями, белое свадебное платье стало незаменимым атрибутом свадьбы. Хотя, в настоящее время многие невесты выбирают свадебные платья не только белого цвета, но и других цветов.

«Что хранится в сундуке?» (Традиции свадебного наряда на Руси).

Русский свадебный наряд конца 19 начала 20 века развивался по двум направлениям - как «светский» и как «дворовый». Силуэт светского платья повторял европейскую моду, в основном французскую или английскую. Невесты из состоятельных семей предпочитали свадебные платья из белых и тяжелых модных тканей; для длинной широкой вуали выбирали тюль. Завершал наряд высокий кокошник из искусственных цветов, блестящих бус, страз с разноцветными лентами. Головной убор мог быть выполнен из парчи, бархата, вышит золотом, бисером и жемчугом.

Основой «дворового» свадебного наряда являлся народный костюм из цветных тканей с ручной вышивкой. Это сарафан.

Символом девичьей красоты на Руси служил сарафан. Его носили в будни и праздники.

Впервые «сарафан» как женская одежда был обозначен ХVII веком. Это была одежда в виде платья с рукавами.

Существует мнение, что до ХVII века Россия не знала такой одежды. В ХVII веке Елена Глинская венчается с Василием III. Согласуясь с канонами церковного облачения, создается для этого знаменательного события новая ее конструкция, упоминаемая в русских летописных памятниках как «сарафан». Золотой парчовый сарафан был одеждой царицы, которую носили только члены царской семьи.

В 1762 году Екатерина разрешила носить сарафаны всем слоям населения и шить их из разных тканей, включая и шелковые, которые были уже не только привозные, но и своего, русского производства.

В первой половине ХIХ века на Севере и в центральных районах России преобладали праздничные сарафаны разных типов: парчовый, камчатый (трубчатый), шёлковый, тафтяной, льняной и ситцевый в сочетании с белоснежными пышными вышитыми рукавами. Сарафан был сборчатый, косоклинный, на тонких лямках, по всем краям отделанный позументом, лентами, тесьмой, пуговицами, бахромой. Так, известны названия сарафанов по покрою: кунтыш шушун - старинные клинообразные с откидными рукавами. Они были «жаркого» красного, зеленого, вишнёвого, рудожёлтого, гвоздичного и коричневого цветов. Сам сарафан почти никогда не вышивался.

Носили сарафан с рубахой, кокошником или венцом женщины всех сословий. В ХVIII веке, когда дворянство и богатое купечество перешло на ношение одежды европейского типа, сарафан превратился в одежду небогатых купцов, ремесленников, крестьян. С середины ХIХ века он стал только крестьянской одеждой. В свадебных нарядах невесты он использовался до начала ХХ века.

С середины ХIХ века дворянство и богатое купечество стали переходить на ношение одежды европейского типа и сарафан к 30 годам ХХ века вышел из употребления.

Современные открытые свадебные платья имеют большое конструктивное сходство с различными по крою праздничными сарафанами ХIХ – начала ХХ века.

С цельными прямыми и задними полотнищами.

Распашным или со швом посередине.

Закрытым (глухим) с овальными проймами.

Открытым на лямках.

С клиньями из скошенных полотнищ.

С различным расположением клиньев.

Сарафаном с лифом.

С сарафанами обращались бережно. Хранили в сундуках или коробах из липы. Перед тем как сложить — выворачивали на изнанку, раскладывали по полу передом вниз, затем, начиная с середины, закладывались складки, не менее 30. Сложенный сарафан перегибали по длине и связывали тесемками, после этого его заворачивали в холстину.

Так же хранили свадебные платья наши прародители Поэтому и сохранились они в прекрасном состоянии, правда, чуть пожелтевшие от времена.

Девичий свадебный сарафан одевали с кисейным «рукавами», большими, из миткаля или коленкор и дополняли лентой девичьей, шелковым платком с золотым шитьем, нашейными украшениям в виде лент красного цвета с бисером, пуговицам с цветными стеклышками. Сарафаны украшали оборками, кантами из тесьмы, кисейными лентами, полосками контрастных тканей. Передник к ним не одевали, но обязательно подпоясывали красивыми поясами «опоясками» из разноцветного гаруса с золотым шитьем, бахромой и кистями. Пояса покупали на ярмарках, привозили из Норвегии и плели сами.

Поверх сарафана одевали душегрею, коротену бархатную или парчовую с позументом, золотой вышивкой, металлическими пуговицами. Этот вид нагрудной женской одежды шили из мишурной парчи с крупными цветочными бутонами. По своему покрою коротена была косоклинная. Праздничный свадебный сарафанный комплекс с коротеной обязательно завершался «повязкой» - головным убором цилиндрической формы из парчи и позумента на ситцевой подкладке, берестяном или картонном каркасе. Налобная часть повязки часто обкладывалась серебристой фольгой с ажурной поднизью из бисера или речного жемчуга с перламутровыми плашками. На затылке повязку украшали тремя широкими шелковыми лентами с «ушками», каскадом спускавшихся по спине, или бантом - «паворозой». Повязка была для девушки - повязочницы украшением и ее «почётом». Свадебный венец одевали поверх повязки во время свадебного обряда.

Неотъемлемым дополнением к свадебному сарафанному комплексу были многочисленные украшения, к которым русские женщины имели особое пристрастие и носили особым образом. Это были бусы, ожерелья (ожерелки), жемчужные серьги - «кошели», «пятиножки», «семиножки», серьги и височные подвески - колты, рясы, поднизь. На правой руке носили серебряные браслеты и кольца. Нагрудными украшениями являлись также янтарные и стеклянные бусы, цепочка с крестиком. Девушки одновременно могли одевать до пяти нитей, которые спускались рядами одна за другой, - это считалось признаком большого достатка.

Обувь к такому наряду одевали кожаную. Распространены были ботиночки на каблучке, с высоким голенищем на шнуровке.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)