Культура  ->  Литература  | Автор: Зенкина Ксения | Добавлено: 2015-02-23

История создания «Повести о настоящем человеке»

Корреспондент «Правды» Борис Полевой встретился в годы Великой Отечественной войны с летчиком Алексеем Маресьевым и был поражен, когда увидел, что этот ас сражается с фашистскими «орлами Геринга» после тяжелого ранения, без ступней обеих ног. Полевому удалось вызвать Маресьева на откровенность, и тот всю ночь рассказывал писателю свою одиссею.

В 1946 году, находясь в качестве специального корреспондента на Нюрнбергском процессе, во время допроса Германа Геринга, Борис Николаевич Полевой услышал из уст «второго наци Германии» следующее признание:

«…мы поступили опрометчиво, потому что, как выяснилось в ходе войны, мы многое не знали, а о многом не могли и подозревать. Главное, мы не знали и не поняли советских русских. Они были и останутся загадкой. Никакая самая хорошая агентура не может раскрыть истинного военного потенциала Советов. Я говорю не о числе самолетов, пушек и танков. Это мы приблизительно знали. Я не говорю о мощи и мобильности промышленности. Я говорю о людях, а русский человек всегда был загадкой для иностранцев. Наполеон тоже его не понял. Мы лишь повторили ошибку Наполеона…».

Откровение Геринга окончательно подвигло писателя на создание произведения «Повесть о настоящем человеке». Книга была создана на основе записанного рассказа Алексея Маресьева, который послужил прототипом главного героя повести.

Автор критической статьи, вошедшей в издание Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке. Доктор Вера – Л.: ЛЕНИЗДАТ, 1980, Г. Каурова дает этому произведению следующую характеристику: «Символическое название книги вполне соответствует её содержанию. В «Повести о настоящем человеке» все рассказанное о судьбе Маресьева – потрясающая правда, которую писатель сумел донести до читателя бережно и вдохновенно. Написанная на основе дневниковых записей, книга очень точно передает приметы того времени. Подробная и достоверная картина жизни фронта и тыла описана с хронической точностью, с обилием ярких и неповторимых деталей, подмеченных когда-то в суматохе военных будней и ставших в повести художественными образами времени. Ткань повествования лишена пафоса и романтической приподнятости. Все исключительные, героические поступки даны в ней в нарочито будничном освещении».

Данная характеристика легко подтверждается текстом самого произведения. Впечатляет, например, описание следующего эпизода: пробираясь по лесу к линии фронта, раненый и теряющий силы, Алексей устроился на ночлег в большой бомбовой воронке. За ночь он особенно ослаб и обнаружил утром, что не может выбраться. Оставив неудачные попытки, Алексей смирился со смертью. Но, увидев в небе над головой советский самолет, обрел новые силы: «Ощутив в себе новый прилив энергии, Алексей оглядел обледеневшие стенки воронки. Ну да! Так не вылезешь. Но не лежать же на боку и ждать смерти! Он вытащил из ножен кинжал и вялыми, слабыми ударами принялся рубить ледяную корку, выгребать ногтями смерзшийся песок, делать ступеньки. Он обломал ногти, окровавил пальцы, но орудовал ножом и ногтями все упрямее. Потом, опираясь коленями и руками на эти ступеньки – ямки, он стал медленно подниматься. Ему удалось добраться до бруствера. Еще усилие – лечь на него, перевалиться. Но ноги соскользнули, и, больно ударившись лицом об лед, он покатился вниз. Он крепко ушибся. Но рокот мотора еще стоял у него в ушах. Он снова стал карабкаться и снова соскользнул. Тогда, критически осмотрев свою работу, он принялся углублять ступеньки, сделал края верхних более острыми и опять полез, осторожно напрягая силы все слабеющего тела.

С большим трудом он перевалился и через песчаный бруствер, бессильно скатился с него. И полез туда, куда ушел самолет и откуда, разгоняя туман–снегоед и сверкая в хрустале гололедицы, поднималось над лесом солнце».

Прототипом главного героя «Повести о настоящем человеке» стал Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев – у Маресьева и Мересьева очень много общего: внешность, характер, биография. Они настолько схожи, что, в данной работе, рассматривая какие-либо особенности этих личностей, можно не делать различия между литературным и реальным героем.

Настоящий человек – Алексей Мересьев

С героем повести Алексеем Мересьевым мы знакомимся весной 1942 года, когда в тяжелых боях под Старой Руссой был подбит его самолет. Летчик остался жив, однако обе ноги его были перебиты. Мересьев оказался в тылу у немцев, в глухом заповедном лесу, вдали от селений и людей: так начался путь его испытаний.

«Обе ноги никуда не годились. Очевидно, когда удар самолета по верхушкам сосен выбросил его из кабины, ступни что-то прищемило и раздробило мелкие кости плюсны и пальцев. Конечно, в обычных условиях он даже и не подумал бы подняться на эти разбитые, распухшие ноги. Но он был один в лесной чаще, в тылу врага, где встреча с человеком сулила не облегчение, а смерть. И он решил идти, идти на восток, идти через лес, не пытаясь искать удобных дорог и жилых мест, идти, чего бы это ни стоило».

Незадолго до смерти реального летчика Алексея Петровича Маресьева спросили, что двигало им в эти страшные минуты. Маресьев, который никогда не любил громких слов, ответил просто: желание жить!...

Мересьев не одинок, мысленно всегда пребывая с друзьями по полку, с наступающим фронтом, со всеми советскими людьми, борющимися против фашизма.

Увиденные Алексеем в лесу жуткие следы недавних боев, сожженная дотла деревушка, рождают в нем благородную ярость мщения: «В сердце его накипала тягучая и жуткая тоска. Не пускать, не пускать их дальше! Драться, драться с ними, пока есть силы…» И это чувство помогает двигаться немощному телу до тех пор, пока сознание не оставляет его. Восемнадцать суток пробирался Алексей по лесу, превозмогая боль. Он сумел выжить, был найден и отправлен на лечение в московский госпиталь.

«Борис Полевой сосредотачивает внимание на том, что же было внутренним движителем подвига Мересьева: десятки лесных километров тяжело раненый человек смог преодолеть из инстинктивного желания остаться в живых. Сам по себе этот факт смело можно назвать подвигом».

Следующее испытание, которое пришлось перенести Алексею, – ампутация. Это трагедия для любого человека. «Страшно почувствовать себя увечным, выброшенным из жизни. Тяжело пережил это и Алексей – замкнулся, ушел в себя. Его мучила мысль о физической неполноценности, пугало горе матери, грызли сомнения, имеет ли он право на любовь. Положение усугублялось и другим: Мересьев не допускал мысли, что может оказаться в стороне от борьбы с фашизмом, в которой участвовала вся страна, а единственным местом в борьбе, на котором он мог представить себя, была авиация. Редкая сила духа не позволила ему впасть в отчаяние, редкая сила воли помогла ему осуществить свою мечту – вернуться к любимому делу после ампутации ступней».

Автор осознанно уделяет большое внимание моменту «возрождения» героя. Скорее всего для того, чтобы показать трудный, но победный путь А. Мересьева от человека, потерявшего смысл жизни после ампутации ног, к человеку, вновь нашедшему его в преодолении себя и дальнейшей службе Отечеству.

«…Взгляд его упал на журнал, который и во сне крепко сжимала его рука. Поручик Карпович все так же натянуто и лихо улыбался с помятой страницы. Мересьев бережно разгладил журнал и подмигнул ему.

Встреча с Комиссаром, оказалась для Мересьева решающей – Алексей поверил в будущее. Он часами занимается специальными физическими упражнениями, упорно тренируется в ходьбе на протезах, даже учится танцевать, не теряя душевной бодрости и оптимизма. С исключительной целеустремленностью он добивается возвращения в бой. «Жизнь Семена Воробьева, из которой он уходит на глазах Алексея и его товарищей, стала камертоном, по которому настраивали себя все, кто оказывался рядом с ним. Неизвестно, был ли в жизни прототипа героя действительный Комиссар, но, если не было, появление его на страницах книги Б. Полевого внутренне оправдано. Фигура коммуниста Воробьева дает писателю возможность подчеркнуть духовную преемственность Мересьева и Комиссара. Ведь именно к последнему впервые применен эпитет «настоящий» человек, вынесенный в заглавие книги».

Приведенное утверждение из критической статьи Г. Кауровой имеет особую ценность в контексте исследования, так как обозначает важную мысль о духовной преемственности отдельных людей и поколений.

Главное: Алексей Мересьев совершает свой подвиг не в одно мгновение. Подвигом стали недели, которые провел летчик один в лесу – наедине с болью, отчаяньем и ненавистью к тем, кто пришел на эту землю, чтобы жечь, убивать, грабить. Подвигом стали месяцы жизни в госпитале, когда, победив отчаяние, этот человек привыкает к неимоверным каждодневным усилиям, чтобы вернуться к образу жизни, казалось бы, немыслимому для него теперь, когда он лишился ног. Подвигом становятся годы, когда он, добившись возвращения в истребительный полк, до конца прошел путь войны, ни на секунду не забывая, что он настоящий советский человек.

Мы – советские люди!

Чтобы выяснить, откуда берет начало подвижничество Алексея Мересьева, следует всмотреться в процесс морального самоопределения личности, в ту среду, в которой формировался герой – современное Мересьеву общество.

Алексей гордился тем, что он русский, советский человек. В признании на Нюрнбергском процессе, Герман Геринг поражался неизменной самоотверженности и стойкости, с которой русские защищают свою Родину, поражался советским людям, как отдельному социальному явлению: «…Никакая самая хорошая агентура не может раскрыть истинного военного потенциала Советов. Я говорю не о числе самолетов, пушек и танков. Это мы приблизительно знали. Я не говорю о мощи и мобильности промышленности. Я говорю о людях, а русский человек всегда был загадкой для иностранцев…». В чем же состояли особенности этого явления?

Критик В. Кожевников в предисловии к трехтомнику «Рассказы советских писателей» пишет об особенностях советского народа следующее: «...Родилась в горниле революции, развилась в созидательном труде, с честью прошла через тяжелые испытания в военное лихолетье дружба народов нашей страны – замечательное порождение социалистического строя, явление, необычайно ярко выражающее его жизненную природу. Возникла новая, невиданная в истории социально-политическая и интернациональная общность людей – советский народ. Говоря о новом типе личности, о советском характере, мы имеем в виду человека, который может принадлежать к любой национальности, но выражает общие для нашей морали черты: героизм, самоотверженность, идейную убежденность, душевное благородство. Советский характер – понятие интернациональное. Именно так оно закреплено в нашем сознании. Именно так понимает его наша литература…»

Из этой характеристики можно сделать вывод, что советский человек, в традиционном представлении, по сути своей был наделен всеми качествами героической личности и потенциально готов к совершению подвигов.

Биография Алексея Петровича Маресьева подтверждает выше обозначенную мысль: « 20 мая 1916 года в г. Камышине Волгоградской области, в семье рабочего Петра Маресьева родился четвертый сын, которого назвали Алексеем. Шла первая мировая война, и Маресьев-старший оказался на фронте. Он вернулся домой через полтора года, израненный, но не потерявший силу духа. Но жизнь Маресьевых от этого не стала легче. Больному требовалось полноценное питание, а где можно было раздобыть много продуктов в те голодные годы гражданской войны? Уже в 1919 году Петра Маресьева не стало.

Помнил ли отца маленький Леша? Скорее всего, смутно. Но мама, бабушка и старшие братья не раз говорили мальчишке, что его родитель был настоящий русский мужик, у которого в руках любая работа спорилась.

Сам же Алексей в детстве и юности не мог похвастаться хорошим здоровьем. Он много болел, перенес несколько приступов малярии, а потом его начали преследовать дикие боли в суставах. Но он свыкся с болью и научился преодолевать ее. Как это пригодилось позже!

Трудолюбием, упорством Алексей пошел в отца. Едва окончив школу, поступил в фабрично-заводское училище, выучился на слесаря. Затем, решил поступить в Московский авиационный институт. Однако требовалось железное здоровье, а у Алексея его не было. Мечту об учебе в вузе пришлось отложить на неопределенное время – стране нужны были рабочие руки на комсомольских стройках.

В числе первых Алексей Маресьев высадился в тайге – там, где должен был вырасти красивый город Комсомольск-на-Амуре. Парень, с такими же энтузиастами, валил лес, строил первые бараки, а потом и кварталы. И к тому моменту, когда подошел срок службы в армии, успел влюбиться в этот новый город, который появился на карте практически с одного колышка. В авиаклуб, который комсомольцы первым делом создали в новом городе, Маресьев записался почти сразу после его открытия. И с увлечением занимался освоением самолетов. В авиаотряде он был техником, благо профессия слесаря пригодилась.

Основательный, бойкий парень мог попасть в любой род войск. Но он попросился, чтобы его направили в авиацию, так как с детства мечтал стать летчиком. Среди курсантов Батайской авиационной школы, в которую он поступил в конце 30-х годов, Маресьев считался лучшим…»

Характер Мересьева сложился в годы социалистического строительства. Как и все его поколение, Алексей был воспитан на героико-романтических традициях гражданской войны. К началу второй мировой войны Мересьев успел пройти суровую трудовую школу – ФЗУ, завод, строительство Комсомольска-на-Амуре, военное авиаучилище. Это закалило его волю, приучило к выносливости, воспитало в нем гражданина. Трогательную любовь к родному дому, к своей малой родине вынес Алексей из камышенского детства. В годы войны она стала для него символом большой любви к Родине. Именно любовь к малой Родине обусловила формирование ярко выраженного чувства долга, которое легло в основу подвига Мересьева. Кандидат философских наук Н.Д. Зотов, в брошюре «Нравственное самоопределение личности», пишет о чувстве долга следующее: «Сила нравственного чувства обнаруживает себя в развитой способности преодолевания того, что мешает выполнению моральной нормы в условиях расхождения морально должного и склонности, влечения есть переживание чувства долга».

Без сомнения можно утверждать, что героизм Алексея Мересьева определялся, в том числе, чувством долга – одним из качеств, которые отличают героическую личность.

Главное:

  • Алексей Мересьев – часть сообщества советских людей, для которых принцип «Прежде думай о Родине, а потом о себе!» является главенствующим.
  • Главный источник подвига – внутренний мир самого Алексея. Его высокое сознание и неизменное чувство долга перед своим Отечеством.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)