Дом  ->  Семья  | Автор: Шехова О.В. | Добавлено: 2015-03-05

История семьи Виноградовых

Человек в истории – тема актуальная в наше время. Чрезвычайно важно понять, как влияла на формирование конкретной личности такая жизнь, как и в чем человек искал возможности для сохранения своей индивидуальности.

История города начинается с жизни тех, кто в нём живет. Ивантеевка в советское время ассоциировалась с текстильной промышленностью. Градообразующими являлись три фабрики: имени Дзержинского, имени Рудой и имени Лукина. Большая часть населения трудилась на этих фабриках не одно поколение. Тема моего доклада связана с историей семьи Виноградовых, проработавшей на фабрике имени Дзержинского около 200 лет. Это: Виноградова Варвара Павловна (годы работы с 1927 – по 1947), Виноградов Валентин Александрович (1935 – 1978), Виноградов Анатолий Валентинович (1943 – 1998), Виноградов Виталий Валентинович (1965 - по настоящее время), Виноградова Валентина Викторовна (1963 – по настоящее время).

Мой доклад об одном из представителей этой семьи – Виноградове Анатолии Валентиновиче и его жене Америке Герра.

При проведении работы я использовала интервью с Анатолием Валентиновичем Виноградовым, которое взяла вместе с Орловой Инной Анатольевной. В основу моего доклада положены воспоминания Анатолия Валентиновича о жизни его семьи в советский период, начиная с довоенного времени и до наших дней.

Дом на Советском проспекте

Растет и хорошеет наш город Ивантеевка: в разные концы устремляется асфальтированные дороги, современные цивилизованные скверы сменяют заросшие кустарником участки земли, спортивные площадки и, конечно же, взлетающие ввысь красавцы-дома, отвечающие самым изысканным запросам. И с высоты своей молодости они снисходительно смотрят на старые дома, как бы предлагая, посторонится или уйти совсем. Да, эти старые дома называют «ветхий фонд», они не такие комфортабельные, но они прожили честную жизнь, приносили людям радость своим появлением, пережили трудные годы и заслуживают того чтобы о жителях этих домов, когда-то новостроек, люди знали.

Первые три дома по Советскому проспекту называли Лыжинские. Товарищество «Пайщики» состояло из работников фабрики Рудой, когда-то Лыжина. Вот сюда-то в 1928 году в дом №3 и поселилась семья Валентина Александровича Виноградова, которая состояла из него и жены Варвары Павловны.

И, может быть, первым новорожденным из этого дома был Анатолий Валентинович Виноградов. .

Страницы истории: Советский проспект. Застраивался в течение нескольких десятилетий. Окончательно сформировался в начале 1970 годов. В его состав вошли дома Жилстроя, улицы «9-й километр» и Советская, от которой получил настоящее название.Многие коренные жители Ивантеевки наверняка знают этого человека: скромный, интеллигентный с необыкновенным чувством юмора. Почти 60-летний его трудовой стаж связан с фабрикой Дзержинского, Ивантеевским технологическим техникумом, фабричным, а затем - городским стадионом.

Вместе с Инной Анатольевной Орловой я побывала в гостях в семье этого замечательного человека. Тихо и неторопливо Анатолий Валентинович рассказывает о своей семье. Дед, Павел Дмитриевич Корнилов, когда-то владел чайной, мыловарней, но жизнь распорядилась так, что после революции он стал мастером ткацких станков на фабрике Лыжина. Ему дали квартиру в одном из трех деревянных домов, когда-то стоявших у плотины. А семья была большая: две Марии, Геннадий и Василий, Варвара и Иван, Константин. Правда, Геннадий во время первой мировой войны попал во Францию в составе основного летного подразделения, потом побоялся возвратиться в советскую Россию, и остался в Лионе. Семья была музыкальная, могла составить целый оркестр: гармонь большая, гармонь маленькая – «Черепашка», трензель, бубны. О том, что дед был хорошим работником, говорит грамота, которой он был награжден М.Калининым в 1924 году. Отец же, Валентин Александрович, воспитывался в детском доме Чернышевска (в честь помещика Чернышева) во Владимире. Именно оттуда и приехал работать на фабрику Лыжина. Может, на одной из вечеринок он и познакомился с молоденькой Варварой, а затем и женился на ней. Павел Дмитриевич помог построить комнату в жилстрое. Жили с Ермиловыми в одной квартире, а когда те переехали, заняли и другую комнату.

Довоенное детство

Анатолий Валентинович не выглядит старым человеком, а хотелось ему задать вопрос, а что было тогда, в 30-е годы? Что мог запомнить мальчишка 8-10 лет? И он рассказал, что видел, как вызванная специальная бригада сбивала кресты с храма Смоленской божьей матери. А вокруг стояли пожилые люди; они не кричали, не ругались, а лишь со скорбью и с горечью смотрели на происходящее. Изнутри вытащили всё, что можно, и студенты техникума там крутили кино, повесив экран. Билеты стоили 10 копеек. Но, то ли от холода, который там стоял, то ли по другой причине, клуба из храма не получилось, и надолго там поместился склад.

История нашего города – это составная часть истории нашей страны, и мы не могли не спросить о Дмитлаге, филиале, который находился на пятом поселке. Откуда вывозили песок для строительства канала.

Страницы истории: Дмитлаг. Дмитлаг (первоначально Дмитровлаг, ДЛАГ, ДИТЛ), крупнейшее лагобъединение ОГПУ-НКВД, существовал с 1932-го по 1938 год и располагался на территории Московской области и отчасти в самой Москве. Он был создан для использования труда заключенных на строительстве канала Москва-Волга. Первоначально, правда, возведение канала — крупнейшей стройки второй пятилетки — было поручено Наркомводу СССР, однако работы велись крайне медленно. С целью их ускорения Совет Народных Комиссаров СССР избрал более эффективный путь и передал строительство гиганта ОГПУ СССР. Тогда же из трех предложенных был утвержден Дмитровский вариант. Центром стройки становился провинциальный Дмитров с населением в шесть тысяч человек. Сюда перебиралось из столицы Управление Москваволгострой (МВС), а источником рабочей силы становился Дмитлаг, созданный приказом № 889 от 14.09.32 по ОГПУ. Вскоре на строительство канала начали прибывать по этапу заключенные других лагерей, в первую очередь — с Белбалтлага, затем из Балахнинского и Среднеазиатского ИТЛ и др. Вскоре Дмитлаг стал грандиозным по масштабам исправительно-трудовым учреждением в системе ГУЛАГа. По свидетельству В.Шаламова, это был самый многочисленный лагерь с наибольшим количеством заключенных — один миллион двести тысяч человек.

Анатолий Валентинович рассказал, что вся территория была огорожена колючей проволокой и тщательно охранялась, поэтому пробраться туда ребятам не удавалось, а работающих там людей называли «канальщики». Зато, когда Дмитлаг закрыли, там остался карьер – высокие горы из песка, которые навали пик Ленина и пик Сталина. Вот сюда-то половина города приезжала кататься на лыжах. Вот что об этом писали в газете «Маяк» за 1989год в номерах с112 - 123: «В 30-е годы в Ивантеевке находился филиал исправительно-трудового лагеря НКВД СССР. Он располагался за Ивантееевкой, на берегу реки Учи. Здесь с 1934 года и началось строительство лагеря заключенных. Он занимал площадь примерно 800х450х500 метров между ныне существующими улицами Санаторной и Кирова. С третьей стороны граница шла по реке Скалбе. На территории лагеря располагались бараки, столовая, баня, прачечная, пекарня и медсанчасть. Большинство заключенных было осуждено за так называемые «колоски». Поэтому, скорее всего в лагере находились те, кто попал под ответственность постановления ЦИК И СНК от 7 августа 1932 года «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности. Заключенные добывали гравий в карьере, граница которого проходила по нынешней улице Кирова, далее - по реке Уче, пересекала территорию института повышения квалификации и тянулась по Санаторному проезду. Заключенные добывали гравий для приготовления бетона. Они работали по 12 часов в две смены. Кормили три раза в день. Тех, кто не справлялся с нормой работы, сажали в изолятор. Среди заключенных были и женщины, которые работали в основном в прачечной и на кухне, убирали помещения. В лагерях в день гибло по несколько тысяч человек, причины были разные: большинство от непосильного труда и болезней, кто-то не выдерживал проповедей начальника и кончал жизнь самоубийством, травясь хлорной известью, некоторых засыпало в карьере, также многие замерзали, часто погибали при проверке автомашин с гравием, которые проверяли штыками. Охранял лагерь и карьер отдельный завод. Командовал им лейтенант Замошников, политруком был Кашкин. Стрелками числились Иван Алейников, Петр Кузьменко, Сергей Волошенко, Федр Воронько и.т.д. Кто был начальником Ивантеевского лагеря однозначно сказать нельзя, но утверждают, что им был А.М.Новиков. 15 июля 1937 года был открыт канал Москва – Волга. Вскоре после этого лагерь в Ивантеевке был свернут. Заключенных погнали по этапам в другие места. Бараки передали тресту уличных очисток Мосгорстроя.»За прошедшие годы от лагеря ничего не сохранилось. Теперь на том месте стоят жилые дома. Три сосны – единственные свидетели нелегкой лагерной жизни. За эти годы изменилась и Скалба, откуда питались водой гравиемоечные машины, баня и прачечная. За столетия другим стал карьер, откуда руками заключенных для канала добыты миллионы кубометров гравия.

Великая Отечественная война

А потом началась война…Ребята 9-10 классов добровольно пошли на фронт. Они попали под Смоленск и под Вязьму. Почти все пропали без вести, только мать Леонида Перепелкина смогла увидеть могилу своего сына.

В сентябре 1941 года ушел на войну отец. Он прошел всю войну и закончил её в Австрии.

От отца осталось охотничьё ружьё, и Анатолий в свои 12 лет ходил в лес, чтобы подстрелить что-нибудь для еды. И однажды, когда он забивал патрон в ствол, тот разорвался, а на руке не стало большого пальца. А когда тех, кто родился в 1928 году, начали готовить к войне, он скрыл, что у него с рукой. Там, где сейчас стоит «Теремок», находился 15-й танковый полк, и младшие командиры обучали ребят военному делу. Занимались на холоде, а греться бегали на Белую спальню.

От Валентина Александровича с фронта приходили письма, но мальчику хотелось видеть отца-солдата. И вот летом 1943 года он со своим другом отправился к нему на фронт. Благо у него оказался адрес его точного нахождения. Дело в том, что в Москве лечился в госпитале комбриг Леве, который и дал адрес. Мама напекла пирогов, завернув их в платок (правда они были быстро съедены) и с этим узелком ребята отправились в путешествие. Уезжать из дома было не страшно, так как был опыт – ездили за хлебом в Рязань, в Гжатск – за картофелем. Расположившись на крыше вагонов, проезжали до Тулы, оттуда до Плавска, а затем на подводах двинулись в село Рождественское. Их с другом арестовали и отправили в штаб, где решили, что они отмечают проходящую технику. Но у Анатолия было письмо с обратным адресом от отца – 195 танковая бригада. Когда всё выяснилось, то ему сказали: «Вряд ли ты найдешь отца». Но уж очень хотелось его увидеть, и ребята продолжили свой путь, постоянно спрашивая: «Где танкисты?» И все-таки они нашли тот лес, где стояли танки, а затем он увидел и отца. Это было 12 июля 1943 года. Мальчишек накормили и отправили в блиндаж: кругом нары, оружие, сложенное пирамидой, в гильзе тлел огонек. Однополчане предлагали оставить ребят в качестве сынов полка, но отец отправил домой. Обратно ехали уже со справкой из части, поэтому без особых приключений…. А военная жизнь продолжалась…Варвара Павловна работала на фабрике Дзержинского, где давали продуктовые карточки, но хлеба в городе порой не хватало, тогда шли пешком в Подлипки через Первомайку. Но и там не всегда можно было достать хлеба – «не каши». Когда 3-ю школу заняли под госпиталь, а ребят перевели в 1-ю школу, то там давали завтрак: кусочек хлеба и сахара.

И хотя Ивантеевка не была районом боевых действий, но отголоски войны доходили и до неё: у станции Лосиноостровская фашисты разбили военный эшелон, и все, что от него осталось, привезли и сбросили в поле у Зеленого Бора. Для мальчишек это была находка, сколько было принесено «богатств» - гранаты, запалы от гранат и другое. Боря Иванов стал дома разбирать запал, он стоял у зеркала, и тут взрыв, полетели осколки, и Бори не стало. А однажды на окраине города рухнул самолет. «До сих пор чувствую привкус горючего, которым был заправлен самолет, - говорит Анатолий Валентинович. Тогдашний председатель Горсовета, Митин Иван Михайлович, организовал оцепление, чтобы никто не подходил к горящему самолету, но ребята все равно бегали посмотреть – они привыкли к опасности. Может быть, поэтому престали ходить и в бомбоубежище, куда стекались жители по звуку парового гудка от котельной фабрики Рудой и фабрики Дзержинского. Кстати, фабрики были заминированы, чтобы в случае опасности оккупации, людей эвакуировать, а фабрики должны быть взорваны. Но, к счастью, этого не произошло.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)