Культура  ->  Литература  | Автор: Гужева Вера Николаевна | Добавлено: 2015-03-10

История родного края

По – разному объясняют происхождение этого названия народные предания и легенды. В одной из них говорится, что в давние времена, до прихода татар и русских, народ здесь проживал особый. Так и звался – бараба или барама. Народец был немногочисленный – всего – то тысячи три. Говорили на тюркском языке. Их ближайшими родственниками были алтайцы и хакасы, а также половцы, последние совершали набеги на Древнюю Русь, особенно досаждая князю Игорю. Почему Бараба половецкая так себя называла, никто уже толком и не помнит. Домысливали всякое. Одному путешественнику местные барабинцы рассказывали: «Когда русские потеснили Кучума, он бежал и звал – айда со мной!» А они ему в ответ: «Барам – погоди значит. Оттого и Барама, то есть Бараба».

А вот другое предание. В давние времена жил кочевник по имени Барам. Однажды во сне к нему явился один из богов и сказал: «Иди, Барам, в полуночную сторону, найдешь там землю, богатую пушным зверем, птицей, рыбой, и поселись на ней». Барам не посмел ослушаться всевышней воли и повёл весь род в указанном направлении. Между Иртышом и Обью на широком степном раздолье разбил он свои юрты и жил здесь долго и счастливо, пока не пришёл его смертный час. Перед смертью позвал к себе сыновей и сказал: «Разделите земли на одиннадцать аймаков (волостей, областей) по числу вашему, и живите здесь все одиннадцать колен наших». В память об отце своём назвали сыновья край, ставший для них теперь родным, Барамой или Барабой (в татарском языке М и Б часто заменяют друг друга), разделили на одиннадцать аймаков. От Барамы и его потомков и пошли барабинские татары.

Житье – бытье вели крестьянское, ячмень, рожь, овес сеяли. Однако на одном месте не сидели. Как земля родить переставала – откочёвывали всем аулом (деревней) на новое место. Однако от матери – Барабы далеко не отрывались. Так и кружили возле Чанов. Земля была общая, принадлежала всему аулу. Пахали землю деревянной сохой с железными крючьями. Серпами жали, цепями молотили. Орудия немудрёные, а все были сыты.

Рыболовство и охота тоже были среди татар в чести. Рыбу ловили сетями, щуку били острогой. На мелких речках ставили поперёк русла запоры из тонких прутьев, переплетённых мочальной верёвкой. Уха (шурба) татарская на всю округу славилась.

Охотились на белку, крота, куницу, соболя, колонка, выдру, лисицу, горностая. Особенно любили верховую охоту на волков.

Селились тогдашние татары просторно. Село от села из - под ладошки не видать. Аулы были небольшие. Дома ставили, как Бог на душу положит. Улицы кривые, узкие. Жилище у барабинцев были поплоше, чем у других сибирских татар. Дома были плетневые, глиной обмазанные, с плоской крышей из дёрна. Отапливались дома печкой, ладили ее из тонких жердей и обмазывали глиной. Дрова в печку ставили вертикально и топили весь день. Для выпечки хлеба ставили другую печку из сырцовых кирпичей на открытом воздухе. Там и готовили. Хлебным духом несло на всю Барабу.

Любили древние татары лапшу на мясном бульоне. Уважали лепешки пресные и пирожки четырехугольной формы с мясом или творогом. На большие праздники готовили пельмени и большие пироги с запечённой внутри целой рыбиной. Любимым угощением к празднику был баурсак – кусочки теста, сваренные в кипящем масле. Когда их на стол подавали, смазывали медом. Теперь – это общие сибирские блюда, уважаемые и татарами, и русскими.

Есть еще одна легенда. Много – много лет назад местность, именуемая Барабой, совсем не имела названия и была независимым краем. Однако позднее западная часть отошла к сибирскому ханству, а восточная стала владением калмыцкого народа (племени). Часть, вошедшая в состав сибирского ханства, была самая отдалённая. Такими же приграничными были и земли, отошедшие калмыкам. Вот почему этот край стали называть Барабой, что по – татарски означает: «Стой! Не ходи дальше!», значит «пограничная страна».

Прозвище «Бараба» прилипчивым оказалось. Через все народы прошло, которые в тех местах проживали, и сохранилось до сих пор. Низменность и лесостепь называется Барабинской, город наш Барабинск, а жителей барабинцами зовут.

Слово «бараба» в переводе с тюркского означает «обилие воды» или «многоводье». Действительно, Бараба – страна озёр и болот. Наш край славится такими озёрами, как Чаны, Сартлан и конечно, Карачи. О лечебном озере Карачи сохранились предания.

В одной из них рассказывается, что татарин - пастух пас вблизи соленого озера стадо. Он сильно страдал от боли в руках. Случайно выкупавшись в озере, он почувствовал облегчение. Пастух продолжал купание и скоро совсем исцелился от болезни. Молва пошла по свету о целебных свойствах горько – соленой воды и черной грязи этого озера.

Другая легенда говорит о мужчине, обречённом на смерть тяжёлым недугом. Безмолвно сидел он на берегу, опустив безжизненные ноги в воду. И вскоре почувствовал облегчение.

За такие чудеса почитала народная молва неприметное озерко бесовским местом. Эти легенды о чудесной силе лечебного озера стали былью наших дней. В настоящее время здесь находится санаторий, который открыли в 1901году.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)