Культура  ->  Танец  | Автор: Порошина С. | Добавлено: 2015-01-28

История развития народного танца

Танец как своеобразный язык, выражающий специфическими средствами радость и восторг, печаль и боль, и множество других чувств, возник вслед за простыми движениями, жестами, мимикой. С тех пор танец неизменно сопровождает человека, без него не обходилось в поселениях на обрядах или на народных праздниках. В первобытном обществе человек, живущий в постоянном страхе перед грозными силами природы, стремился всячески задобрить их. В древних плясках люди совершали жертвоприношения небу и различным духам. Кроме того, разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра раньше и были танцем.

В заупокойных обрядах Древнего Египта, полных мистицизма и тайны, священному танцу уделялось особое внимание. Танцовщики исполняли культовые пляски перед священным быком Аписом. В Древней Греции танец развивался в сложном созвездии искусств как искусство изящества и красоты духовной и физической. В танце греки видели один из путей совершенствования человеческого тела. Но в средние века к танцу было иное отношение. Исходя из представлений о бренности жизни, тщете помыслов и дел человека, церковь провозгласила танец одним из наваждений сатаны, греховным и богохульным действием. Но танец бытовал повсюду, украшая народные веселья, календарные игры, домашние праздники. Простые люди славили жизнь, радовались солнцу и небу, зеленеющим полям и утопающим в цветах садам. В феодальных замках во время балов между блюдами роскошного обеда или турнирными состязаниями исполнялись бальные танцы. А в эпоху Возрождения танцует уже вся Европа. Танцам посвящают трактаты, создаются академии танца, официально утверждается профессия учителя танцев.

Итак, танец – это необычные движения тела, подчиненные определенному ритму и выражающие различные чувства и ощущения человека: от страха, горя и ужаса до радости, счастья и ликования. В отличие от драмы, трагедии, комедии танец лишен слов.

Иногда вместо слова «танец» заменяют словом «пляска». Танец отличается от пляски тем, что исполняется в соответствии зафиксированными фигурами, элементами, а пляска предполагает импровизированное, свободное исполнение. Плясать – значит фантазировать, свободно использовать знакомые и сочиненные тут же движения, а танцевать – значит индивидуально исполнять уже существующий, как бы заданный заранее рисунок.

Будучи одной из форм художественного творчества танец использует основной материал - пластику человеческого тела, «живую пластику», по определению В.Г.Белинского [9,с.68]. Основными элементами танца являются жест – пластическое движение тела (чаще всего рук) и ритм – размещение этого движения (шага, па, элемента танца) в пространстве. Их единство составляет танцевальную композицию.

Основными видами танца являются сценический и фольклорный, т.е. народный, бытовой. Сценический танец подчинен условиям исполнения на сцене. Его основная разновидность – классический танец – вид театрального танца, использующий четко выработанную систему движений, в которой нет и не может быть ничего лишнего и случайного. А народный танец наиболее близок к своим истокам, и поэтому с течением времени он не теряет своей актуальности.

Нигде и никогда в истории мировой культуры народный танец не достигал такого расцвета, как у нас в России в XX веке. Только в наших условиях могли быть созданы замечательные профессиональные ансамбли народного танца, бережно собирающие фольклор и создающие на его основе чудесные образцы танцевального искусства, тем самым отличаясь своим репертуаром, техникой исполнения от других творческих коллективов.

Интересны танцы, передающие образы животных и птиц. Их могли исполнять и мужчины, и женщины. В танцах птицы изображались такими, какими человек их видел в природе: передавались характерные черты птиц, повадки, голос. Например, «Беркутостан», поставленный в 1992 г., - танец, повествующий о героическом прошлом башкирского народа. В башкирском фольклоре гордый, достойный мужчина всегда сравнивается с сильной, бесстрашной птицей – беркутом. Так с помощью народного символа балетмейстер воплощает воинственный дух народа, его стремление к справедливости. Зилян здесь превращается в крылья беркута, беркут – в воина, его достойной спутницей становится башкирская женщина… В танце показана вся сила, зоркость, мужество юноши, все изящество девушки. В искрометной джигитовке с саблями и щитами принимают участие и воины-джигиты, и чистые, целомудренные девушки. В этом танце через образ гордой птицы показан воинственный характер башкирского народа.

Очень интересен танец – «Королай» - танец оленей, поставленный в 1992 г. Четыре девушки изображают оленей, какие они грациозные, важные, свободные в природе, какие чуткие, осторожные и какие они могут быть пугливыми, боящимися нападения со стороны волков. С помощью жестов, имитирующих движений в танце показано внутреннее состояние оленей.

Кроме сражений и охоты, в танцах башкир нашли отражение особенности быта, тесно связанного с хозяйственной жизнью. Например, в репертуаре ансамбля есть танец «Баик», поставленный в 1996 г. заслуженным деятелем искусства РСФСР Ф.А.Гаскаровым, который многие годы собирал материал по хореографическому фольклору восточных башкир, но записанный еще в 1976 г. Он очень популярен повсеместно в Башкирии. Исполняют его обычно пожилые мужчины, а если танцуют молодые, то непременно подражают движением и манерам стариков. В танце создается образ бывалого, много повидавшего на своем веку человека. Баик – это старый бабай, который пришел на гулянья к молодежи и начинает показывать им движения своей молодости. Молодежь принимает эти движения и старается правильно повторить за дедом. В результате мы видим, что это не дряхлый старик, а напротив – мужчина полный энергии, бодрости, оптимизма. Исполнитель должен обладать чувством юмора, поскольку это одно из основных качеств легендарного Байыка. Вот как его описывает Л.Нагаева: «Под протяжные звуки курая Габитов Ф.Г.* вышел на середину площадки. Медленно засучивая рукава, подошел к кураисту. Лицо исполнителя преобразилось, словно это был не пустой двор, а наполненный народом праздничный майдан. Танцуя, он смотрел вокруг, улыбаясь то лукаво, то снисходительно. Круговые ходы сменялись энергичными дробями, обращениями или поклонами кураисту. Движения были то размеренные, тяжеловесные, то быстрые, легкие. Юмористическими движениями танцор изображал усталость, «сушение пота» и др.»

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)