Культура  ->  Музыка  | Автор: Мальцева Л. И. | Добавлено: 2015-02-03

История развития английского и австрийского фольклора

Английская музыка

Истоки английской музыки восходят к музыкальной культуре кельтских племен, населявших Британские острова с I тысячелетия до н. э. Сохранились образцы древней устной народно-песенной традиции, носителями которой были барды – певцы, исполнители и создатели эпических и героических песен. Изобразительные, литературные и фольклорные источники свидетельствуют, что музыка с давних времен занимала важное место в быту и общественной жизни английского народа. В среде крестьян, ремесленников, моряков и воинов издавна бытовали разнообразные по жанрам песни: трудовые, связанные с земледельческими работами, охотничьи, рыбацкие, овеянные романтикой морские песни, а также песни лирические, любовные, шуточные, юмористические. К древнейшим жанрам относятся «кэролс» – унисонные религиозные хоровые гимны, содержание которых со временем приняло более светский характер. Большую группу в английском фольклоре составляют «песни-баллады» эпического характера, воспевающие подвиги национальных героев, борьбу народа против феодального гнета. Многие лирические баллады посвящены народному герою, другу бедняков Робину Гуду.

Народная английская музыка питалась из многих источников. Наряду с англичанами создавали свое музыкальное искусство шотландцы, ирландцы, валлийцы.

С завоеванием Англии нормандцами возрастает влияние нормандской (французской) культуры, проявившееся в архитектуре, литературе, музыке. В XI-XII веках строятся феодальные замки, соборы, получает развитие литургическая музыка. Одновременно в английскую музыку проникают новые формы народного музыкального творчества, в частности, искусство менестрелей. Эти странствующие музыканты были не только исполнителями популярных в народе песен и баллад эпического, романтического и сатирического содержания, но часто и их авторами. Созданные ими произведения передавались в устной традиции. Менестрели способствовали распространению игры на инструментах (арфе, лире, лютне примитивной скрипке, волынке, трубе). Находясь на службе у крупных феодалов, они участвовали в исполнении мистерий, разыгрывали сцены из евангельских сказаний. В 1469 г. в Лондоне была даже основана гильдия менестрелей. При королевском дворе организуются вокальные и инструментальные капеллы.

Постепенно ослабевает французское влияние, укрепляются творческие позиции английских композиторов, завоевывающих симпатии средних слоев обращением к национальной традиции, разработкой в музыке фольклорных мотивов. Вокальная лирика обращается к живым образам и характерам людей, воспевается свободная человеческая личность, радость жизни. Важное место в быту горожан начинает занимать инструментальная музыка, развиваются новые жанры, церковные лады уступают место мажорно-минорной системе.

Эпоха Реформации (XVI в.) положила конец светскому владычеству католической церкви. Складывающиеся новые условия жизни, нравы и обычаи нашли отражение в городском музыкальном фольклоре (песни ткачей, прядильщиков, уличных торговцев и др.).

К началу XVII в. формируется английский музыкальный театр, ведущий свое начало от народных представлений – мистерий. С расцветом английского театра музыка получила новый стимул для развития. Первоначально музыка в театре этого времени носила подчиненный характер, играя роль «оживляющего элемента» в постановках сказок-феерий или бытовых комедий. Одним из видов таких музыкальных постановок - спектакли-маски, наряду с танцем и пантомимой включавшие песни, а порой и речитативы с инструментальным сопровождением.

Развитие жанра масок не прекратилось даже после утверждения духовной власти пуритан (1640 – 1660 гг.), последовавшего за Английской буржуазной революцией середины XVII века. В борьбе с «греховными соблазнами» пуритане изгоняли музыку из обихода, уничтожали музыкальные инструменты, сжигали ноты. Сама профессия музыканта была объявлена «языческой». Но, хотя влияние пуритан и сказалось отрицательно на развитии английской музыки, оно не могло приостановить общего процесса ее развития – слишком сильны были традиции музыкальной культуры. В конце XVII века широко развернулось нотоиздательское дело, получили распространение музыкальные клубы, объединявшие любителей музыки. В 1672 году скрипач Дж. Банистер впервые в Европе организовал в Лондоне публичные платные концерты. Английский двор вновь привлек к себе лучших мастеров, Карл II создал по примеру французского двора струнный оркестр «24 скрипки короля». Под руководством опытного музыканта Г.Кука возобновилась деятельность Королевской капеллы. И, несмотря на тяготение короля к французской музыкальной культуре, в его капелле сохранялись английские национальные традиции.

В составе руководимого Куком хора мальчиков при Королевской капелле был 9-летний Генри Пёрселл, впоследствии крупнейший композитор. Он создал огромное количество произведений всех жанров, отмеченных богатством мелодики, неисчерпаемой фантазией, технической свободой, на десятилетия опередив современных ему композиторов. Самые значительные достижения Пёрселла связаны с театральной музыкой. Опера «Дидона и Эней» – крупнейшее явление в истории английского музыкального театра. В ее музыке ярко национального характера претворены народно-песенные интонации, самый сюжет переработан в духе английской народной поэзии.

Музыкальная жизнь Англии на рубеже XVII-XVIII веков все больше подчиняется духу капиталистического предпринимательства. В Лондоне возникают многочисленные музыкальные издательские фирмы; организаторами концертов и покровителями музыкантов становятся владельцы театров, содержатели увеселительных садов, для которых музыка – прежде всего источник дохода. Еще при жизни Пёрселла в Англию начался приток иностранных музыкантов – французских, немецких, итальянских. В 1705 году в центре Лондона был открыт театр, на сцене которого ежегодно выступала итальянская оперная труппа. Так закончилась полоса расцвета английской музыки, и наступил период ее длительного кризиса, продолжавшегося до конца XIX века.

Правда, сильный удар господству итальянской оперы нанесла «Опера нищих» поэта Дж. Гея и немецкого композитора Дж. Пепуша, жившего в Англии. «Опера нищих» - пародия на итальянскую оперу и сатира на современные нравы – имела сенсационный успех и породила новый жанр так называемой «балладной оперы», возродила традиции народных представлений менестрелей XV века. В 1 половине XIX века Англия не выдвинула ни одного крупного композитора. Характерно, что выдающиеся произведения на сюжеты шедевров английской литературы были созданы иностранными композиторами («Оберон» Вебера, «Отелло» Россини, «Сон в летнюю ночь» Мендельсона).

В начале XX века в английской музыке получили развитие фольклорные мотивы, которыми пренебрегали английские композиторы. Одним из первых музыкантов, обратившихся к национальным источникам, был Ф. Дилиус – опера «Сельские Ромео и Джульетта» и рапсодии для симфонического оркестра «Ярмарка в Бригге», «Танцевальная рапсодия» и др.

Более творчески использованы элементы народной музыки в произведениях Г. Холста. Изучение народной музыки дало ему тематический материал для ряда вокальных симфоний, камерно-инструментальных сочинений. Наиболее известна его оркестровая сюита «Планеты» (7 пьес). Интерес к кельтской тематике проявлял Г. Банток.

Возрождению национальной музыки способствовало появление работ по музыкальному фольклору: Дж. Бродвуда – записи мелодий с текстами крестьянских песен в сборнике «Песни жителей английских графств» и «Английские обрядовые песни и кэролс». Это песни различных жанров – обрядовые, трудовые, лирические, шуточные, песни-баллады сказочного либо исторического содержания.

Благодаря исследовательской деятельности С. Шарпа и его последователей стали известны древние шотландские, ирландские и валлийские народные песни. В 1898 г. Шарп основал в Лондоне Общество народной песни, занимающееся изучением и пропагандой английского музыкального фольклора (существовало до 70-х годов XX века).

Творчески достижения английских композиторов начала XX века Дж. Айрленда, А.Бакса, П. Уорлока связаны с обновлением содержания и стиля через художественное претворение национальных музыкальных традиций, обращение к народной музыке. В сочинениях Айрленда национальная основа сочетается с влиянием М. Равеля, К. Дебюсси, И. Стравинского. На сюжетах древних английских легенд построены оперы Р. Боутона. Много сделала для популяризации народной английской музыки семья Долмеч и особенно А. Долмеч; в 1925 г. он организовал фестиваль фольклорной музыки в Хаслмире (Суррей).

В 30 – 40 годы интенсивное развитие музыкальной жизни проявилось в создании многочисленных любительских и профессиональных обществ и объединений: Ассоциация камерной музыки, Национальная федерация музыкальных обществ и др. В Англии работают несколько международных музыкальных организаций: Международное общество современной музыки, Международный совет по фольклору.

Значительное воздействие на развитие музыкальной культуры современной Англии оказывают музыкальные программы радио и телевидения. В области развлекательной музыки (мюзикл, ревю, джаз) заметно влияние США; получившая широкое распространение джазовая, «дисковая», авангардистская музыка вытесняет из музыкального быта англичан национальные английские песни и танцы, что, конечно, сказывается на формировании вкусов особенно молодых людей.

Австралийская музыка

Австралийская музыка складывалась во взаимодействии двух совершенно разных музыкальных культур – коренных жителей континента и колонистов, главным образом, англичан, заселявших Австралию с конца XVIII века и принесших с собой европейскую музыкальную культуру – народную и профессиональную. На этой основе происходило формирование современной австралийской музыки, которая в ходе своего развития приобрела типичные местные особенности. Музыкальная культура аборигенов Австралии, сохранившая множество архаических черт, восходивших к древнейшему прошлому страны, синкретична и органически связана с их общественной жизнью и бытовым укладом. Наиболее распространено песенное творчество. Песни обычно сопровождаются танцами, бытовыми и культовыми плясками – корробори, исполняющимися на празднествах, при различных церемониях. Напевы австралийских песен короткие – секундового, терцового, реже квартового объема, с характерным повтором звуков одной и той же высоты, либо строящиеся в виде нисходящего, как бы «сползающего» звукоряда. Для песенных напевов типичны традиционные ритмические формулы, выработанные в процессе отбивания ритма при исполнении песен, сопровождающих пляски. Ритмика некоторых напевов, связанных с охотничьими обрядовыми плясками, - своего рода подражание прыжкам кенгуру, а также движениям других животных.

В австралийской музыке существует определенная связь между содержанием песен и их ладовой структурой. Различен ладовый «строй» у напевов охотничьих песен, корробори, обрядовых, в т.ч. песен-заклинаний, а также любовных и др.

Музыкальный инструментарий аборигенов: простейшие ударные – дощечки для отбивания такта, гуделка – деревянная дощечка, которую вращают за продетый в отверстие на ее конце шнурок (звук гуделки символизирует голос духа в религиозных обрядах). Варьирование тембровых оттенков достигается чередованием ударов в ладоши, по животу и бедрам, которыми сопровождаются пляски, а также с помощью ударов бумеранга о бумеранг, двух палок о землю и простейшего мембранного барабана (из шкуры опоссума, свернутой в трубку или натянутой между коленями, по которой ударяют руками). В Северной Австралии применяется также более совершенный – деревянный барабан с натянутой кожей ящерицы, а в Центральной Австралии ритмичными ударами камня о камень изображают голоса предков.

Принесенная первыми поселенцами в конце XVIII века европейская музыкальная культура, преимущественно народного происхождения, получала распространение по мере заселения страны. По образцу английских, а частично и ирландских народных песен создавались песни и баллады стригалей, ковбоев и др. С ростом городов развивалась городская музыкальная культура. В Сиднее в 1830 г. были организованы первые в Австралии концерты инструментальной и хоровой музыки. В 1833 г. было основано Сиднейское, а в 1844 – Австралийское филармоническое общества. Пионерами музыкальной культуры, ее видными деятелями были композитор, пианист и скрипач У. Уоллес и органист Ф. Дин, открывшие в 1836 г. в Сиднее первые музыкальные школы.

Наиболее значительные музыкальные деятели Австралии ХХ века: композитор, педагог и поэт Л. Лаватер, композитор и пианист П. О. Грейнджер, композиторы Л. Бенджамин и А. Хилл. Последний, новозеландец по происхождению, использовал в своих операх и кантатах музыкальный фольклор маори (коренных жителей Новой Зеландии). Широкую известность приобрели балет Дж. Г. Антилла «Корробори» («Corroboree»), в котором использованы народные пляски и мелодии, а в оркестре – народные инструменты аборигенов. На национальные сюжеты написаны многие балеты композиторов Э. Роуфа, Дж. Пенберти, Г. Купера и др. Элементы австралийского фольклора используют композиторы К.Дуглас, автор симфонии «Наматжира», посвященной австралийскому художнику-аборигену А. Наматжире, и Э. Л. Бэйнтон, создавший ряд драматических и хоровых произведений по народным мотивам.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)