Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: Корольчак Марина Михайловна | Добавлено: 2015-03-05

История образования школы

Только два века назад человечество оказалось способным до конца осознавать, что образование может сделать людей лучше и тем самым помочь обществу в его прогрессе. И совсем недавно – лет сто назад – право на образование стали считать неотъемлемым правом каждого человека. Идея образования, конечно, очень древняя, но с осуществлением ее, прямо скажем, человечество затянуло. Сегодня вопросы образования как никогда очень актуальны.

Национальные приоритетные проекты – вот основное направление политики нашего государства.

Почему мы обратились к этой теме?

2006 год для нашей школы был юбилейный . Ученики школы, учителя, выпускники разных лет дали богатейший материал о вечерке. Нам стало очень интересно , как развивалось образование в городе, как развивалась наша школа. Мы постарались обобщить полученный материал.

Официальная история образования в городе Ивантеевка начинается в селе Вантеево в 1881 г. с первого земского училища, основателем и первым директором которого была Е.Г. Трубникова. Но до него была приходская школа, открытая в 1870 г. священником И.В. Озерецковским при церкви Всемилостивого Спаса. Занятия в ней прекратились в 1879г. в связи с отъездом Озерецковского. Дело народного образования продолжила Е.Г. Трубникова (1848-1940гг.) Родилась она в Тамбовской губернии в семье учителя, окончила Липецкую гимназию и до конца 1870-х гг. работала учительницей в Тамбовской же губернии.

После смерти мужа Федора Трубникова, журналиста, обедневшего дворянина, она приехала в Москву и поступила на службу в Московское земство, которое направило ее в 1880 г. (по другим сведениям в 1881г.) в село Вантеево.

Первое училище с трехлетним курсом обучения размещалось на Биржевой улице (против бывшего клуба им. 1 Мая) в деревянном доме с мезонином, снятом земством у подрядчика Мишина (снесено в начале1970-х гг.) Внизу – четыре классные комнаты, а вверху – квартира учительницы. Энергичная молодая женщина ходит по домам и собирает детей в школу. Земство привозит парты и оборудование. Трудно было ей работать, но она не падала духом. Первое время Е.Г. Трубникова преподавала одна, обучение было трехгодичным, бесплатным. Обучалось в школе около 50-ти детей. Мальчики почти все кончали три класса, а девочки – один-два класса, потом их оставляли ухаживать за младшими в семье, так как родители работали на фабриках. В середине 1890-х гг. земство направило в село вторую учительницу – М.Г. Вольман.

В 1902г. в связи с увеличением числа учащихся в доме крестьянина И.Е. Веневцева было открыто второе земское училище (дом № 16 по ул. Трубниковой, снесен в середине 1990-х гг.). Здесь преподавали учителя М.М. Грибова, К.Л. Гусева и Е.А. Виленская. Заведовала училищами Е.Г. Трубникова. В 1909г. был введен четырехлетний курс обучения.

В августе 1912 года на средства Московского уездного земства и владельца фабрики В.А. Лыжина по проекту архитектора Л.Н. Кекушева началось строительство настоящего школьного заведения. Строили его 50 рабочих и один техник, без каких-либо машин. 20 января 1913 года строительство завершено. Был выстроен и учительский дом, где каждый из учителей получил отдельную квартиру. Учащихся двух училищ объединили в одно – 1-ое Вантеевское земское начальное училище и как его сначала называли – «Красная школа № 1». В нем до 1918г. было 8 классов, обучалось 320 детей, 8 учителей и заведующая Е.Г. Трубникова. Помимо жалованья от земства, учителя получали 30 рублей от Лужина В.А. Работа с детьми не ограничивалась преподаванием школьных предметов. Силами учителей и учеников ставили спектакли, организовывали чтение книг и просмотры «туманных картин» с помощью проекционного фонаря, проводились экскурсии в московские музеи и Кремль.

До настоящего времени это была средняя школа № 1. В 1914г. было построено Начальное земское училище в Новоселках. В 1914 г. по ходатайству Е.Г. Трубниковой земство разрешило открыть при Вантеевском училище вечернюю школу для взрослых. Пришло много желающих учиться. Они были разбиты на группы. Учителя с большим желанием принялись за работу. Не хватало своих учителей. Пригласили из Пушкинской школы учителя арифметики. Эта вечерняя школа работала до революции.

Вечерние классы для рабочих в г. Ивантеевке открылись снова в 1945г. при средней школе № 2. Первым директором был назначен Николай Иванович Соловьев. Участник Великой Отечественной войны, орденоносец, учитель русского языка и литературы, он был фанатично предан школе рабочей молодежи. Сам лично ходил по общежитиям, на фабрики к станку убеждал, уговаривал учиться, ободрял рабочих. Индивидуальная работа с каждым – его девиз. Развивай таланты, делай жизнь для ученика интересной, люби страну, город – работали драматический и хоровой кружки, лекторий. Учащиеся выступали на фабриках и заводах, в цехах, а когда появилась средняя школа № 5, где учились «вечерники», то в этой школе поздно вечером проводили концерты, вечера. Он вошел в историю как страстный просветитель рабочей молодежи.. Именно он принимал на работу 23 летнюю учительницу Степанову З.П.., при этом сказав, ,, это особая школа, здесь вы встретите не мальчишек и девчонок, а победителей в полинявших гимнастерках, людей старше и опытнее вас.,,1 17февраля 2006 года состоялась встреча выпускников, начиная с 1946 года. В своем выступлении Степанова З.П., когда назвала Соловьева Н.И. все выпускники, словно договорившись, встали и долго аплодировали своему директору.   

1946 год, послевоенный. Своего здания у школы рабочей молодежи не было. Занимались на сцене клуба фабрики им. Лукина, в Красном уголке ЛМЗ (ИЗСТО), без света, в голоде и холоде, но учителя любили свою работу, своих учащихся. Особенно с глубочайшим уважением коллектив учителей относился к фронтовикам и делал все, чтобы они овладели знаниями. 

А вот, как вспоминает эти годы выпускница 1950 года Игнатьева – Агеева: Учились мы на Хлебозаводской улице в жилом доме, в бараке напротив школы № 2, на шестом этаже фабрики № 13, под стук стаканов, и в помещении техникума. Преподаватели разрывались на части, один урок – на шестом этаже фабрики, на второй надо бежать в другое место, автобусы ходили редко.

Учились мы в две смены, так как ученики работали в две, а на фабриках – и в три смены.

Всех объединяло стремление к знаниям. Как бы ни был труден быт (недосыпание, недоедание), шли в школу с настроением, и там мы получали не только знания, но и учились, как преодолевать трудности, видеть прекрасное, уважать труд, любить Родину4.

В 1946-1947 учебном году в восьми классах школы обучалось 60 человек, в 1948-1949 – уже 171.    С 1946 по 1950 г. школа обучила 650 человек, с 1951 по 1956 г. – 1841чел., с 1957 по 1961 г. – 2880 чел., с 1962 по 1967 г. – 4179 чел.2

В трудных условиях работала школа, но все равно и художественная самодеятельность, и сочинения на конкурс, и диспуты – все как в настоящей школе. С раннего утра до позднего вечера учителя ШРМ бегали из котельной фабрики им. Рудой, где было 3 класса, в бывший отдел кадров, где тоже 3 класса, затем за 3 км на Фубры. Бегали из одного здания в другое, держа в руках рулоны, таблицы, ящички, муляжи. В трудных условиях работала школа, но все равно и художественная самодеятельность, и сочинения на конкурс, и диспуты – все как в настоящей школе, хотя часто в городе бытовал такой вопрос: «Вы в какой школе учитесь, в нормальной или вечерней?» Нашу школу не зря называют ровесницей Победы. Она открылась вскоре после Победы, в трудном и памятном 1946 г., 60 лет назад. Тогда школы рабочей молодежи открывались по всей стране. В годы Великой Отечественной войны многие ушли воевать, так и не доучившись. В тылу подростки и даже дети становились к станкам, заменяя отцов, ушедших на фронт. После Победы у многих была сильная тяга к учебе, люди хотели наверстать упущенное. «От станка – за парту!» - это был почти боевой лозунг. В Ивантеевской вечерней школе получили образование тысячи молодых и не очень – рабочих и служащих города. Часто ученики были ровесниками учителей, а иногда и старше их.

В институте будущим педагогам не подсказывали, как учить 30-40-летних, тех, кому учиться помешала война, кто пришел в школу после 10-15-летнего перерыва, кто мог заснуть за партой после ночной смены. Ни одна из методик не раскрыла, как сделать грамотным того, кто в простом диктанте делает более тридцати ошибок. Молодому учителю приходилось искать крупицы полезных советов в методической литературе, изучать опыт товарищей своей и других школ. Но зато это окупалось на уроке, когда учитель замечал, как у сидящих за партами усталых людей загорался огонек интереса к предмету.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)