Дом  ->  Мода и красота  | Автор: Жупанова Юлия Львовна | Добавлено: 2015-02-23

История моды Франции как история всемирной моды

До завоевания франками в 486 г. Галлия была частью Западной Римской Империи, и её территорию населяли галлы и бельги. Костюм этих народов был весьма необычен для других европейцев. Он состоял из небольшого четырёхугольного плаща, сотканного из шерсти, украшенного орнаментом, пёстрой отделкой; разрезной верхней туники с рукавами и поясом; и нижней туники, без рукавов; необычного покроя панталон и сандалий с кожаной подошвой. Кроме того, мужчины носили ещё и римские сапоги.

Женщины пользовались разной косметикой, в том числе и свинцовыми белилами, сооружали необычные причёски и носили длинные шарфы.

Мужчины носили распущенные волосы, небольшую бороду и длинные усы.

С начала III в. в Галлии произошли большие изменения. С этого времени каждый человек носит костюм, соответствующий его положению, богатству или вкусу, но именно верхняя одежда служит признаком отличия. Чем роскошней материал плаща, чем он пышнее, тем выше положение в обществе его обладателя. В большом ходу были различные драгоценности из золота: кольца с печатями, браслеты, подвески, пряжки, булавки и серьги.

С 768 г. Франкским королевством (а с 800 г. империей) правит энергичный и практичный король Карл Великий из династии Каролингов. Этот период характеризуется развитием роскоши, хотя король издал несколько эдиктов против роскоши и даже сам подавал пример простоты. В большом употреблении дорогой шёлк и различный мех.

Мужской костюм той эпохи состоял из тонкой шёлковой или льняной рубашки, коротких штанов, туники с шёлковой бахромой, необычного покроя полукафтана с отделкой из меха. Такой костюм дополнялся узкими чулками, обувью в виде современных сапог, перчатками без пальцев, различными платками и коротким плащом.

Женский костюм был более элегантным. Он состоял из нижней туники, узкой и длинной, с рукавами до кистей, и из верхней, более широкой и богато отделанной. Голову покрывала вышитая широкая вуаль. Она была так широка, что служила плащом и закрывала всю фигуру. Украшениями служили ожерелья, ободки, браслеты и повязки для головы из золота.

<2>Романский стиль (IX – XII вв.)

Рождение французской моды можно отнести к раннему Средневековью. В IX – XII вв. в одежде господствовал романский стиль. Его главными отличительными чертами были простота и строгость одежды. Самая распространённая одежда – из льняных и шерстяных тканей. Шёлк являлся предметом роскоши и был доступен только богатым феодалам. Очень важную роль играл цвет. Костюмы высшего сословия шили из тканей ярких цветов, а простонародья – из более тёмных.

В мужской одежде романской эпохи сказывается влияние рыцарского защитного снаряжения: форма и покрой верхней одежды напоминали кольчугу. Нижняя и верхняя туники – камиза и котта – в мужской одежде были подняты до коленей.

Романская мода приняла и некогда «варварские» штаны. Они были длинными и узкими. В холодное время носили длинные безрукавные плащи, с застёжкой на правом плече. Головные уборы мужчин представляют собой полукруглые шапки. Появляются перчатки и рукавицы.

Женщины, подчиняясь влиянию церкви, носили только блио – глухие, длинные, закрытые платья-туники. Поверх блио надевали узкий жилет – жип для поддерживания груди. В качестве верхней одежды женщины носили длинные плащи ярких цветов с подкладкой из меха.

Причёски были очень простыми: девушки либо заплетали косы, либо подхватывали распущенные волосы обручем, позволяя им свободно падать. Замужние дамы прятали волосы под головные уборы.

Из обуви были очень модны мягкие башмаки без шнурков и подошвы.

<2>Готический стиль (XII – XV вв.)

В XIII в. романский стиль сменился готическим. В мужском костюме появляются вшивные рукава (первоначально рукава пришивали временно или привязывали шнурками, так как платье обрисовывало фигуру благодаря выточкам и боковым швам), застёжки и пуговицы. Модным стал пурпуан – короткая куртка с узкими, но длинными (до пола) декоративными рукавами, а также плащ на особом шнуре. Дополнением к такому костюму служили высокая фетровая шляпа, подбитая мехом и украшенная перьями, перчатки с отворотами.

Для женской моды готического стиля характерны прилегающие платья, жилетка с небольшим декольте (позже лиф с узкой шнуровкой) и длинный шлейф на верхней юбке. Из верхней одежды в женском гардеробе присутствовал плащ с мехом. Женщины накрывали голову тонкими покрывалами. Обычно это был либо барбет – широкий венец с полотняной повязкой, либо сшитая из ткани труба с разрезом сзади – горж. Тонкие и прозрачные вуали, которые производились в Реймсе, считались самым изысканным женским головным убором. Замужние женщины стали носить завитые пышные локоны. Обувь тоже имела свои особенности: модными были туфли из бархата, без каблуков с очень длинными носками (до 70 см). Простые горожане носили мягкие сапоги – ботт.

После крестовых походов широко распространилась косметика, употребление различных душистых эссенций и окраска волос во все цвета кроме рыжего, так как рыжие волосы считались порождением дьявола.

Вершины своей популярности готическая мода достигла в XV веке. В конце XIV в. герцогство Бургундия вошло в состав Франции и именно при бургундском дворе возникло это интереснейшее социальное явление – мода. Тогда она характеризовалась следующими чертами: очень частой сменой форм костюма, увлечением всякой новинкой в тех кругах, где она создавалась, и бурным подражанием. К тому же это был период перехода к кройке одежды. Бургундская мода – это эксцентричность деталей и обилие красок. Цвет характеризовал даже состояние человека.

В мужском костюме появились новые детали: жакет – плотно прилегающая короткая куртка с подкладкой из ваты и воротником-стойкой из меха; выглядывающая из-под куртки рубашка, нижнее бельё, штаны в обтяжку, фантастическая головная повязка типа тюрбана. Самой модной верхней одеждой того периода был упелянд – длинный распашной широкий (до 7 м) кафтан с поясом и роб – длинная одежда с пышными рукавами и воротником. Модно было носить одновременно две шляпы – одну на голове, а вторую за спиной. Костюм знати обязательно дополнялся необходимыми предметами: к поясу подвешивали кошель и кинжал на цепочке. Кроме того, необходимым аксессуаром были перчатки.

В женском костюме покрой стремится подчеркнуть плечи и грудь благодаря высокой шнуровке талии и декольте треугольной формы. Юбка, укороченная спереди, сзади имела шлейф. Длина шлейфа зависела от положения в обществе: чем знатнее дама, тем длиннее шлейф. Королева имела право носить шлейф длиной 4 метра 95 см, герцогиня и принцессы 3 м 60 см и т. д., но не менее 45 см. Причёска не имела никакого значения. Модными считались лишь открытый лоб и виски, а также длинная шея. А выразительным украшением женского костюма стали высокие головные уборы. Самый модный головной убор того времени – эннен. Его высота, так же, как и длина шлейфа, зависела от степени знатности дамы. От 1 м для аристократок и до 50 см для горожанок. Самой красивой отделкой костюма считались меха и золотые колокольчики.

<2>Эпоха Ренессанса (середина XV – середина XVI в.)

С середины XV в. на смену готике пришла мода Ренессанса (Возрождения), «передавшая эстафету» на законодательство в моде Венеции (Италия). Что касается Франции, то появился пеньюар (peignoir, от «peigner» – расчёсывать волосы) – платье для богатых дам, чтобы заниматься макияжем.

<2>Эпоха 30-летней войны (1618 – 1648, раннее барокко)

Весь конец XVI в. – начала XVII в. тон европейской моде задавали Германия и Испания.

В XVII в. во время 30-летней войны с Австрией (1618 – 1648) Франция снова «появляется на подиуме».

В мужском костюме появляются элементы военной формы. Он стал проще. Все ватные подбивки исчезают. Появился лёгкий, свободный камзол светлых тонов из шёлка, атласа с длинными фалдами и кружевным воротничком. Мужественный вид камзолу придавали погоны – эполеты. Дополнял камзол кожаный колет (длинный полукафтан) или буфль (короткая куртка), украшенный галунами и позументами. Под камзол надевали белую рубашку с манжетами. Штаны удлинились ниже колен. Появилась парчовая лента – перевязь для ношения шпаги. Из верхней одежды был моден плащ-манто, с воротником и завязками в виде шнура. На смену туфлям пришли высокие военные сапоги светлых тонов с раструбами, изящными шпорами, каблуками и отворотами, украшенными дорогими кружевами. Любимым головным убором мужчин того времени была мягкая фетровая шляпа с большими отогнутыми полями, украшенная перьями и драгоценностями, например, пряжки из золота. Костюм дополняли узкие перчатки с раструбами, трость и розетки из лент. Мужчины стали более женственными: они носили длинные до плеч завитые волосы, закрученные усы, бороду в виде маленького кустика. Кроме того, мужчины обильно румянились, употребляли духи и пудрили волосы на висках.

Женская мода эпохи тридцатилетней войны утрачивает элементы сумрачной и чопорной моды Испании конца XVI в. Женщина принимает естественный вид. Пёстрые расцветки женских костюмов уступают место пастельным тонам. Платье избавилось от широких юбок на обручах. Линии юбок стали более мягкими и плавными. В моду вошли кокетливые кофточки, короткие декольтированные лифы со шнуровкой и драгоценными подвесками или застёжкой в виде пуговиц. Другим украшением платья являлся большой отложной белый кружевной воротник. В гардеробе знатных дам появляются кальсоны – женские нижние штаны из шёлка и амазонка – платье для верховой езды. Очень модной деталью женского костюма стали меховые муфты и маски из чёрного атласа и бархата. Женская обувь приобретает каблук, а иногда и толстую (до 30 см) подошву (особенно у женщин невысокого роста). Туфли украшали вышивкой и розетками из лент. Женские причёски были довольно простыми. Волосы расчёсывали на пробор, короткие пряди у щёк завивали в локоны, а заплетённую сзади косу укладывали короной. Дамы активно пользовались румянами, белилами, духами. Женский костюм дополнялся большим количеством модных аксессуаров: поясами, поясными кошельками, зеркальцами, часами и блохоловками. Перчатки украшали вышивкой и драгоценностями. Роскошные носовые платки украшали вензелем дамы и дорогими кружевами. Среди дамских украшений пользовались популярностью жемчужные ожерелья, браслеты в виде нитей жемчуга, кольца, перстни и подвески с алмазами.

<2>Стиль барокко (вторая половина XVII в.)

Во второй половине XVII в. в европейской моде господствовали вкусы французского двора Короля-Солнца. Это был период расцвета абсолютной монархии во Франции, ставшей культурным центром Европы. В середине правления Людовика XIV (к 80-м годам) появился специальный указ об обязательной смене одежды по сезонам. Весной и осенью следовало носить одежды из лёгкого сукна, зимой – из бархата и атласа, летом – из шёлка, кружев или газовых тканей.

Мода барокко предпочла бархату и металлу шёлк и кружева, а с ними – роскошь и эксцентричность. Изменились идеалы красоты. Мужчина превратился в светского придворного. Идеал женской красоты сочетал парадность и кокетство. Роль костюма в выражении идеала красоты становится огромной, как никогда раньше.

В мужском костюме появился длинный узкий кафтан – жюстокор, с широкими манжетами. Он не имел воротника, а по талии опоясывался широким шарфом. На полах были разрезы для шпаги. Согласно моде шпагу носили все дворяне, под кафтаном. Но самым главным изобретением стали карманы в виде клапанов. Кроме того, в моду вошли ренгравы – юбка-штаны, которая очень расширялась вокруг колен. Из-под неё кокетливо выглядывали вторые панталоны с кружевными манжетами. Верхней одеждой служил короткий плащ, который было принято надевать лишь на левое плечо. В моде по-прежнему широкополая шляпа с перьями, кружевами и лентами. Изобретается домашняя одежда: халат-шлафрок, колпак и мягкие туфли. Модными аксессуарами считаются белые и голубые чулки с вышивкой и галстук, который появился в обиходе французских модников очень необычно. Однажды король Людовик XIV смотрел парад войск, посвящённый победе над турками. Последним маршировал полк хорватских воинов. Король пришёл в неописуемый восторг от цветастых платков, повязанных вокруг шеи этих воинов. С этого дня шейные платки получили название «галстук» и стали универсальным украшением французского туалета. Их изготавливали из тончайших кружев и дорогих тканей и украшали драгоценными камнями. А любимая фаворитка Людовика Луиза де Лавальер придумала новый способ завязывать галстук – бабочкой. Этот фасон галстука не вышел из моды и по сей день. Именно в XVII в. появились парики, которые стали принадлежностью мужского костюма на 150 лет. Из обуви мужчины носили туфли с лентами и бантами белого или чёрного цвета, на высоких каблуках до 7 см. На охоту надевали высокие сапоги – ботфорты.

Женская мода менялась чаще, чем мужская, так как её законодательницами были многочисленные фаворитки короля. От их желаний, например, изменялась форма и глубина декольте. Дамский гардероб стремился подчеркнуть или скрыть какие-либо части тела. Женские костюмы шились из тяжёлых дорогих материалов тёмных тонов: бордового, вишнёвого, темно-синего. Гладкие юбки разрезают и поднимают по бокам. Появились кокетливые названия юбок: верхняя – «скромница», вторая – «шалунья», нижняя – «секретница». Лиф – корсаж платья снова стянут китовым усом, сильно зашнурован и украшен цепочками. Декольте открывало все плечи. Мода барокко требовала как можно больше лент и бантов. Бантами обычно отделывали платья от выреза до талии, причём банты уменьшались сверху вниз. В моде были обойные, серебряные, двойные, полосатые и атласные ленты. Новой деталью женского костюма стала съёмная распашная юбка со шлейфом, подчёркивающим знатность дамы. Дамский костюм для верховой езды (очень важная деталь женского гардероба) состоял теперь из длинной юбки, короткого кафтана и кокетливой треуголки. Что касается женской обуви, то дамы носили туфли из бархата и парчи на высоком каблуке с узким носком. Поэтому именно в XVII в. стали делать обувь на разные ноги. В число модных женских аксессуаров входили пояса с бахромой, трость, часы в виде луковиц, веера, флаконы с духами, различные нюхательные соли, коробочки, шёлковые золотые пуговицы, шёлковые зонтики с бахромой от солнца и дождя, маски и полумаски, шёлковые перчатки с кружевами, подвязки, шейные платки и серебряные пряжки.

Иногда случайность становилась модной закономерностью, например, палантин: полоска меха, украшавшая плечи. В 1676 г. Элизабета-Шарлотта Пфальцская, принцесса палатинская, вторая супруга герцога Филиппа Орлеанского, брата короля, страдая от холода, накинула на плечи полосу соболей. Эффектное сочетание меха и нежной женской кожи понравилось придворным дамам. Прямые полоски меха получили название «палантин» и стали очень модными.

Женские причёски были сложными и высокими (до 60 см). Их поддерживали проволокой и украшали кружевами. Изобретение различных причёсок также принадлежит фавориткам короля. Так, одна из наиболее модных того времени называлась а ля фонтанж в честь фаворитки Марии де Фонтанж.

С XVII в. Франция стала законодательницей моды на косметику и продолжает ею оставаться. Её применяли сверх меры. Особенной популярностью пользовались чёрные мушки из шёлка разной формы, которые дамы наклеивали на разные места. Каждая мушка имела своё символическое значение.

Начиная со времени Людовика XIV о французской моде уже можно говорить как о мировой. Она не только стирает национальные различия, но и сближает внешний вид отдельных сословий. Основным источником информации о моде был журнал «Галантный Меркурий», содержащий обзоры, картинки с описанием моделей и указанием, когда и что следует носить; иногда критиковались те или иные нововведения. Были и другие журналы, модные календари с двенадцатью рисунками мод по месяцам и адресами парижских портных, парикмахеров, парфюмеров. Новости моды распространялись также при помощи двух манекенов из воска – «Большой Пандоры» и «Малой Пандоры». На улице Сент-Оноре первая демонстрировала парадные платья, вторая – домашнюю одежду (прозрачные пеньюары и шёлковые цветные чулки). Ежемесячно Пандоры путешествовали от Лондона до Петербурга, имея право беспрепятственного передвижения в военное время.

Эпоха регентства (1715 – 1730, позднее барокко)

После смерти Людовика XIV в 1715 г. королевский двор в Версале по-прежнему остаётся законодателем моды. Это эпоха регентства Филиппа Орлеанского (1715 – 1725). Вся светская жизнь концентрируется вокруг женщины. Этот культ женственности, стремление к успеху в обществе, не могли не отразиться на характере костюма.

В мужском костюме исчезают все черты мужествености. Такой костюм как бы уравнивает все возраста, хотя он изменился мало. Мужской сюртук – аби очень светлых тонов сузился, а жилет стал застёгиваться только на три пуговицы между талией и грудью. Очень модна белоснежная рубашка с кружевными манжетами и оборками-жабо на вырезе, а также узкие панталоны-кюлоты с пряжками. Вместо шляп появились скромные треуголки с галунами в виде украшений. Костюм дополнялся шёлковыми белыми чулками, небольшим белым париком и туфлями с очень высокими каблуками и огромным количеством косметики.

Тяжёлые женские платья сменились лёгкими и мягкими костюмами. В таком костюме женщина напоминала изящную фарфоровую статуэтку. Платье лишь слегка зашнуровывалось на талии. Декольте очень сильно обнажало грудь. Излюбленной одеждой стал контуш – свободное распашное платье с небольшим шлейфом и большим количеством лент и украшений. Среди дамских украшений новинками были искусственные фарфоровые букетики, небольшие веера с замысловатыми узорами, а также чёрные бархатки на шее.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)