Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: Лотышев И.П. | Добавлено: 2015-03-03

История хуторов Краснодарского края

Мне повезло родиться в благодатном уголке России – Крымском районе Краснодарского края. Крымский район расположен на западе Краснодарского края. Это уникальнейший уголок Кубани, неповторимый по природным богатствам. Такого количества разнообразных пейзажей больше не встретишь нигде. Наш район глубоко насыщен исторической памятью. Наши деды и прадеды штурмовали «Голубую линию», поднимали из руин станицы и хутора. Родина моя, хутор Плавненский, раскинулся в низине между устьями рек Кудако и Безымянная, в северной части Крымского района. Эта территория низменная. К северо- востоку от хутора находятся греды: урочище Мозурова поляна, урочище Подкова.

Хутор Плавненский получил своё название из-за болотистых мест- плавней. На всех хватало в плавнях камыша, чакона и вербы. Хуторяне использовали камыш для кровли хат и на изготовление изгороди - лиски, а из чакона плели маты, которыми накрывали парники. Старожил - заядлый рыбак хутора Тимофей Иващенко вспоминает, что все мужчины хутора в трудные послевоенные годы были рыбаками и охотниками. Из толстой вербы выдалбливали судёнышки с символическим названием «каюк», а из камыша и чакона плели рыболовные снасти – «коты». Устанавливали такие снасти в лиманах в виде лабиринта.

В плавнях можно встретить белую лилию, кувшинки и водяной орех – чилим. Мучнистые плоды местные жители перемалывали и употребляли в пищу в голодные военные годы, а корневища белой кувшинки (латании) заготавливали для лекарственных целей. В плавнях добывалось много лечебной травы – череды.На краю хутора, на участке пойменного леса, весной расцветают подснежники, а в подлесках растёт очень красивый кустарник – скумпия. Ярко – окрашенная листва её с малиновым оттенком приобретает осенью пунцово- пурпурную окраску. Старожилы рассказывают, что раньше скумпия использовалась как одна из лучших дубителей и красителей кожи. Из этого же кустарника казаки изготавливали на своём подворье колья для виноградников.

История моего хутора неразрывно связана с историей Кубани. В 1868 году «земли пожалованы генерал- адъютанту князю Левану Ивановичу Меликову и полковнику Могукорову 19270 десятин, из которых для надела трёх обер - офицеров и церковному причту 699 десятин, и отдельно для 504 душ мужского пола по 30 десятин на каждого». Впоследствии многие населённые пункты получили название в честь своих владельцев. Так появилась усадьба Мелихова, которая состояла из отдельных урочищ. Несколько десятин было отведено под Плавненское- Мелихово.

Образование крестьянских хозяйств

В 1929 году на Кубани стали появляться первые колхозы. Это были мелкие хозяйства, образованные несколькими семьями.

В конце 1929 года хутора Мелихово, Садовый, Плавненский, Ольховский, Прикубанский объединились в колхоз «Красный борец» с центральной усадьбой в хуторе Плавненском. 40 семей, 420 га пашни, 30 лошадей, 12 пароконных плугов, 3 ручных веялки, 10 борон и 6 ручных культиваторов. Расширение земли вели за счёт раскорчёвывания лесных массивов. Большую роль в создании и укреплении колхоза «Красный борец» сыграли первые коммунисты, комсомольцы, активисты, фронтовики гражданской войны, красные партизаны: Волков Илья Алексеевич, Крушницкий Фёдор Алексеевич, Полтавченко Григорий Семёнович, Коньков Илья Иванович, Чумак Семён Афанасьевич и др..

В первые 10 лет колхозной жизни были построены: две начальные школы, два медпункта, два сельских клуба.

В 1934 году в наш хутор пришла «Лампочка Ильича»- было проведено электричество.

В 1938 году колхоз «Красный борец» стал одним из первых колхозом-миллионером. Колхоз продавал государству более 7000 тонн томатов, 600 тонн сахарной кукурузы и зелёного горошка.

По переписи 1939 года на территории хуторов было 940 домов с населением 3950 человек. На хуторе Плавненском проживало 841 человек. В те годы колхоз имел всего 600 га пашни, 6 конных сенокосилок, 8 сноповязалок, 200 подвод, 100 пароконных плугов и борон.

Военные годы

Великая Отечественная война не обошла стороной наш хутор. Эта земля находилась в центре боёв на Голубой линии. С севера Плавненский прикрывал подходы к высоте 121,4 «Сопка Героев», поэтому имел важное стратегическое значение. Население хутора немцы угнали вглубь оккупированной местности, сам же населенный пункт был превращен в систему передовой обороны, состоявшей из окопов, минных полей, ограждений из колючей проволоки, дзотов. На восточной окраине хутора были бункеры, где немцы складировали боеприпасы, в том числе авиабомбы для находившегося неподалеку аэродрома. Вот рассказ о тех далёких тревожных годах нашей односельчанки Миланьи Филипповны Глизнуцы:

26 мая 1943 года наши войска полтора часа вели сильнейший артобстрел Плавненского. Затем в дело вступила авиация. На хутор обрушились тонны снарядов и бомб. Когда в октябре 43-го уцелевшие жители вернулись в родные места, Плавненский был стерт с лица земли! Не осталось даже столбов и деревьев. Из 258 домов осталось 9 полуразрушенных хат.

Большинство мирных жителей нашего хутора были угнаны в рабство. Это были не только взрослые, но и дети. Всего в Крымском районе было угнано в рабство 3959 малолетних узников. Жизнь их сложилась по- разному. Кто-то сразу же после освобождения Кубани вернулся на родину, а кто-то еще долгие годы жил на чужбине.

Хутор Плавненский стал родиной двух Героев Советского Союза: Бордунова Алексея Николаевича и Булахова Алексея Анисимовича.

Бордунов Алексей Николаевич - стрелок 1344-го стрелкового полка (319-я стрелковая дивизия, 43-я армия, 3-й Белорусский фронт), красноармеец. Родился в 1925 году на хуторе Плавненский Крымского района Краснодарского края в семье крестьянина.

Послевоенные годы

Отгремели залпы войны. Стали возвращаться в хутор и мирные жители, и фронтовики. Надо было восстанавливать разрушенное хозяйство. Жизнь начиналась трудно. Не было техники, скота. Все делалось вручную. Даже семена, выделенные государством колхозу, со станции «Крымская» люди носили на своих плечах.

Из рассказа Ольги Васильевны Чумак: «…Люди стали возвращаться на пепелище и восстанавливать хутор. Жить было негде. Строили «балаганы» из бурьяна, травы. В воронках от мин лепили саман и поднимали из него хаты. Если бы не было плавней, все бы с голоду вымерли. В плавнях копали корешки и ели их. Это «барабульки». До войны их ели свиньи…»

Из рассказа Веры Тихоновны Тихоплав: «В 1947 году начался сильный голод. Люди шли в плавни, копали корни, мыли, сушили, мололи и добавляли туда горсточку муки (если она была). Пекли лепёшки, но в них не было никаких калорий. Человек, съедая их, всё равно чувствовал голод и терял силы, и некоторые несчастные, копая корни, падали замертво прямо в плавнях». 10 ноября 1943 года на сходе граждан было решено назвать колхоз «Сопка Героев». Это дань памяти тем, кто воевал на нашей земле. Первым председателем колхоза был избран фронтовик инвалид войны Тростяной Савелий Тимофеевич. Надо было пахать землю и сеять зерно. Но как? Поля были начинены минами и снарядами. Надо было сначала разминировать землю. В колхозе создали отряд минеров, в составе которого были и наши хуторяне: Тюшкевич Василий Иванович, Мацкул Василий Михайлович, Сурман Фёдор Андреевич, Думбров Василий Петрович, Козодав Пётр Андреевич. Это были молодые ребята, которых обучили минерному делу. Они разминировали поля, а затем их пахали и засеивали зерном. Но были случаи, когда во время пахоты трактористы подрывались на минах, оставшихся в земле.

Из рассказа Тюшкевич Василия Ивановича и Василия Михайловича Мацкул: «…Шестнадцатилетними подростками военкомат послал нас на трёхмесячные курсы минёров. Руководили нами старые минёры 1905- 1917 г.г. рождения. Теорию мы знали, а практики не было. Они учили нас, всё показывали на минных полях, берегли нас, как родных сынков. Минёр ошибается один раз. Очень опасны были так называемые «прыгающие» мины С-35. Если такую мину, покрытую травой, слегка задеть ногой, она тут же взлетает и разрывается в воздухе. Во время пахоты каждого минёра сажали позади кабины над плугом. В случае выпахивания мины трактористу тут же подавали знак. Трактор останавливался, и минёр начинал свою работу. Это была игра со смертью. Все тогда рисковали, такое было время…». Указом Правительства вышло Постановление: считать всех трудящихся в военное время участниками войны. Под этот Указ попали многие, в том числе и Василий Иванович Тюшкевич и Василий Михайлович Мацкул, которые разминировали поля нашего хутора до 1948 года.

Жизнь наших земляков начала налаживаться. В колхозе появилась техника, первые фермы, была построена школа на 80 мест. Колхоз стал колхозом - миллионером. В колхозе появились Герои Социалистического Труда. В числе их наша хуторянка Чаус Вера Лукинична, которая в 2009 году отметила своё 80- летие. Звание Героя Социалистического труда было также присвоено: Цвиркунову В.А., Замковому И.Т., Лазутко Ф.И..

Люди стали задумываться над тем, как увековечить память бойцов, отдавших свою жизнь за освобождение нашей земли.

Идея создания памятника на высоте 121,4 принадлежит помощнику начальника штаба 726 стрелкового полка капитану Семенко Филиппу Андреевичу. В 1967 году, к 22-летию Победы на высоте 121,4 был поставлен памятник солдату - пехотинцу и зажжён вечный огонь. Позже на «Сопке Героев» появились танк, самолёт, пушки, стела минёрам. Сейчас это одно из наиболее почитаемых и любимых мест крымчан. Ученики нашей школы из года в год ухаживают за этим памятником. Каждое утро, когда я иду в школу «Сопка Героев» предстаёт перед моим взором.

9 мая 2010 года вся наша страна будет отмечать 65- годовщину Великой Победы. В этом историческом событии будем принимать участие и мы.

Мой хутор сегодня

В октябре 2003 года колхоз «Сопка Героев» прекратил своё существование. Земли перешли в общественную организацию «Сопка агрохимик». В 2007 году произошёл передел земель. «Сопка агрохимик» также прекратил своё существование. Земли были переданы ульяновской организации «Весенний сюжет», которая просуществовала два года.

Местные крестьянские фермерские хозяйства не дали пропасть нашим сельхозугодиям. Это КФХ Бровин, ООО Кубань Агро, КФХ Ермак, ЧП Бездетко. Они научились работать продуктивно, получая при этом хорошие урожаи, так как любят свою землю и знают своё дело. Эти хозяйства выращивают большие урожаи зерновых культур, кукурузы, подсолнечника, овощей. На полях трудятся местные жители.

В хуторе многие годы работает местный клуб, который собирает в своих стенах любителей народной кубанской песни. В 1984 году, супруги Пашнины стали работать в клубе хутора Плавненского.

Пашнины - не местные уроженцы... Хотя живут на Кубани уже более тридцати лет, давно стали здесь своими, пропитались традициями, духом казачьего края. А иначе творческому человеку невозможно. Супруги Любовь и Владислав Пашниных создали народный хор «Хуторяне» хутора Плавненского. На Кубани традиционно любили петь - и деды, и прадеды... Так что народные таланты в Плавненском имелись. В 1997 году он получил высокий статус народного хора. В его репертуаре сегодня и кубанские, и украинские, и русские народные песни.

С 1974 года медицинскую помощь жителям хутора оказывает бессменный врач Думброва Наталья Юрьевна. Она является депутатом местного самоуправления многие годы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)