Учеба  ->  Науки  | Автор: Петряев Е.Д. | Добавлено: 2015-03-13

История города Нерчинска

Город Нерчинск ведет отсчет своего существования с ноября 1653 года, когда по указу царя в месте слияния Нерчи и Шилки русскими казаками-первопроходцами во главе с Петром Бекетовым был поставлен острог, именовавшийся в официальных документах того времени как Верхний Шилской, Нелюцкий, Тунгусский, а впоследствии за ним закрепилось название Нерчинский. Первоначально отношения между пришлым русским и местным тунгусским населением были враждебными, и уже в скором времени русские вынуждены были покинуть эти места. Однако русское правительство не оставило своих намерений закрепиться в богатой пушниной Даурском краю, и в 1658 году Афанасий Пашков, назначенный воеводой этих земель, восстанавливает острог, выбрав для него более удобное место примерно в 5 км от первоначального. Вместе с Пашковым в Нерчинск прибыл и первый политический ссыльный – знаменитый расколоучитель Аввакум. Благодаря его воспоминаниям, мы представляем тягостную жизнь, полную лишений, трудностей, которую испытывали на себе люди, попавшие в этот голодный, необжитый, скудный край. Как суровый приговор действительности звучат его слова в «Житии», где Аввакум правдиво и бесхитростно, без преувеличения описал полную тягот и трудностей жизнь землепроходцев на далекой Нерче и свой поход с отрядом Пашкова. «Приплыли мы Шилкою рекою на Нерчу реку, - писал Аввакум, - и на той реке все люди померли с голоду, - осталось небольшое место. И ту реку не глаголю Нерчю, но юдоль плачевная. Умилен взор видети, стонание и рыдание людское и смерть от глада и нужды. Ис куреня выйду – мертвой, по воду пойду – мертвой, по траву пойду – тамо и груда мертвых. И себе говорю: «Аввакум, приспе конец, приближися конец». В то время сын у нас умер. И положа его на песке говорим: «Коли сами умрем?». И потом с песку унесло у нас ево водою, мы же за ним и руками махнули: не до нево было – и себя сносить не сможем. И посеем з досталными детьми, облегшись наготою и умывшиеся слезами, ходящи по холмам высоким и по острому камению боси, ищущие травы потребны ко снедению. И корешки копающее ядохом, на борах же сосну скоблюще и кашу в том варили. И после волков съеденного зверя кто найдет кости, в воде с травою варили, чтобы прикуснее каша. Иные же нужде ели кобылятину, и волков, и лисиц.… Семьдесят нас человек отъезжали вверх по реке кормиться, и там мало все не померли: осталось нас небольшое место. Назад я на плотине приплыл еле жив, не ядше ничево дней с пять. И приволокся к своим… Моей нужды седмь лет того гладу было… Я же з детьми чам-третей отъехав промышлял траву и коренья и черемуху.… На весну паки повезли, ох, времени тому, у меня два сына малолетних умерли в нуждах тех… Мне под робят и под рухлядишко дали две клячи, а сам и протопопица брели пешие, убивающиеся о лед. Страна варварская… отстать от людей не смеем и за лошадьми и то не поспеем. Протопопица бедная бредет, бредет, да повалится. На меня, бедная пеняет».Это были первые впечатления, записанные великим раскольником о нашем крае.

Первые Нерчинские воеводы своей первостепенной задачей считали расширение и укрепление острога, они стали культивировать земледелие, обеспечивая его обитателей хлебными припасами.

В 1667 году в Нерчинском остроге появились китайцы, вначале «для знакомства», а уже через три года сюда стали приезжать торговые караваны. Занимая выгодное положение на путях сообщения с Китаем и Амуром, Нерчинск вскоре превратился в торговый центр Забайкалья, и в 1689 году был подписан русско-китайский договор о границах и торговле - первый в истории двух государств, заложивший основу их дальнейший взаимоотношений. С российской стороны переговоры вел граф Федор Головин, впоследствии любимец Петра I, первый кавалер ордена Святого Андрея Первозванного. С этого момента Нерчинск получил статус города. Этому способствовало и то, что в 1677 году мастером Кузьмой Новгородцем в Нерчинском воеводстве было выплавлено первое российское серебро (до этого в России серебро не добывалось), положившее начало Нерчинским сереброплавильным заводам, на которых работали ссыльные каторжники, проявлявшие смекалку в работе и приобретающие профессиональный опыт. В начале XVIII века из Нерчинска было отправлено большое количество мастеров на строительство Санкт-Петербурга, а также поставлялись необходимые материалы.

Вскоре Нерчинск, первый из забайкальских городов и единственный тогда, получает свой официальный герб – в серебряном поле черный одноглавый орел, держащий в когтях лук.

В 1706 году на месте первоначального (Бекетовского) острога по просьбе нерчинского боярского сына Никиты Варламова было разрешено открыть мужской монастырь, получивший название Успенского.

При монастыре была своя тюрьма, в которой среди прочих содержался бывший архиепископ Георгий Дашков, один из претендентов на место патриарха, особого «егорьевского» колокольного звона, якобы попытки свержения с престола Анны Иоанновны. Кроме того, существует легенда о том, здесь же похоронен «даурской земли заводчик» Ерофей Хабаров. Главная церковь этого монастыря, построенная в 1712 году, сохранилась до наших дней в очень плачевном состоянии и требует скорейших реставрационных работ. С 2010 года Успенский монастырь стал одним из «Семи чудес Забайкалья».

В 1730 годах в Нерчинске жил Федор Иванович Соймонов, бывший вице-президент Адмиралтейств-коллегии, любимец Петра, учредивший здесь экспедицию Севера, адмиралтейство, верфь и навигационную школу. В 1805 году было получено разрешение правительства перенести город на новое место, на 4 версты вверх по течению Нерчи. Причиной этому были частные наводнения, приносившие Нерчинску непоправимый урон. На новом месте город быстро отстроился, в нем появились первые каменные дома: Гостиный двор, Воскресенский собор, Васильевская кладбищенская церковь, частные дома купцов.

В 30-40-х годах культурная жизнь нерчинцев меняется под влиянием и прямым воздействием декабристов, сосланных в Забайкалье. Местная молодежь чутко прислушивается к их словам, перенимая привычки и образ жизни. Передовые представители города, стремясь быть образованными и начитанными, переписывались с декабристами и пересылали им книги. Пример этому Мордвинов Александр Александрович (1813-1869) преподаватель истории и географии в Нерчинском училище. С 1841 года у учителя завязалась дружба с декабристом В. К. Кюхельбекером, жившем в Акше. Поводом для начала переписки послужил интерес друга Пушкина к новым журналам и книгам.

Город разрастался, расстраиваясь и облагораживаясь, и важную роль в его развитии сыграло купечество. Нерчинские купцы скупали пушнину, выделанные кожи и мерлушку по всему краю и отправляли в Кяхту, на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки. Капиталы купцов быстро росли. Стремление блеснуть перед другом, похвастаться своим богатством делали Нерчинск городом шумных пиршеств и праздников.

Одной из колоритнейшей фигур среди нерчинских купцов первой трети XIX столетия был Иван Александрович Юренский – старший. Он пользовался среди нерчинцев большим почетом за свой ум и высокую честность. Сибирский губернатор М. М. Сперанский, приехав в Нерчинск, посетил Юренского и беседовал вообще предпочтительно с ним, «как с человеком вполне развитым, знающим Нерчинский край и его средства». При возвращении в Иркутск Сперанский назвал Юренского «драгоценным алмазом» города. Приехав из Вологодской губернии за пушниной, он поселился в Нерчинске и отправлял забайкальские меха на родину, своему торговому компаньону и родственнику Андрею Зензинову, который продавал эту пушнину на Нижегородской ярмарке и отправлял Юренскому обозы европейских товаров для Нерчинского края. Деятельность этой компании продолжалась почти 60 лет и прекратилась лишь со смертью Юренского.

Торговлю в Нерчинске уже самостоятельно продолжали приехавшие сюда сыновья Зензинова. Один из них – Михаил Андреевич – стал потом виднейшим краеведом Забайкалья. В «Нескольких заметках о Нерчинском крае» Зензинов так описывал облик города в 60-х годах: «в первоклассном магазине Нерчинска представляется наблюдателя поразительная картина труда и смышлености, современного развития науки, фабричности, усидчивости, труда, терпения человека, его изобретальности. Могучая рука торговли свезла, сдвинула сюда не только фабричный труд всей Руси, плод наук, открытий и изобретений, она доставила сюда много различных предметов с разных пунктов земного шара, пряности Цейлона и Кохинхины, южного Китая и Японии, произведения Америки, сахар Гамбурга и его вина – словом, разные края, страны света имеют тут своих представителей».

Полной противоположностью старику Юренскому был другой Нерчинский торговый деятель первой половины XIX век Хрисафт Кандинский, сын церковного вора. Собственно уже к 20-м по 50-е года это была целая династия хищников, фактически забравшая в свои руки всю торговлю Забайкалья. После разорения Кандинских, к концу 50-х годов, в нерчинской торговле, оттесняя многих старых коммерсантов, сильно выдвинулись молодые купцы Михаил и Н. Бутины – бывшие приказчики Кандинских.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)