Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Олег Попов | Добавлено: 2014-11-19

Исторические события Франции в 19 веке

Тип буржуазного честолюбца формулировался во Франции в годы реставрации и Июльской монархии.

После разгрома армии Наполеона в битве при Ватерлоо на трон вернулся Людовик 18, с которым во Францию хлынули тысячи эмигрантов – дворян, стремившихся к расправе со своими противниками. Эмигранты требовали восстановления феодальных привилегий и утраченных поместий.

Реставрация Бурбонов не привела к восстановлению дореволюционных порядков во Франции. Решения Венского конгресса обязывали Людовика 18 ввести в стране конституцию и не посягать на основы общественного строя, утвердившегося в период революции и Империи Наполеона. Победители понимали, что возврат к старому может вызвать новый революционный взрыв.

Новая конституция, получившая название «Хартия 1814г.», установила во Франции конституционно-монархический режим. Она ограничивала власть короля законодательным корпусом из двух палат: аристократической верхней палаты пэров, назначавшихся королём, и нижней палаты, выбиравшейся на основе высокого возрастного и имущественного ценза.

Господствующие положение во Франции заняли крупные землевладельцы, главным образом из дворян, делившие власть с узкой верхушкой буржуазии. Это был шаг к созданию буржуазной монархии, к гражданскому миру.

Людовик 18 скончался в 1824г. Он был бездетен, и корону Франции под именем Карла 10 унаследовал его младший брат граф д’Артуа. С каждым годом Карл 10 всё более возвращался к методам старого порядка. Он предпринял меры, ущемлявшие интересы широких слоёв общества, в том числе и правящей верхушки. Всё это привело к политическому кризису.

В этой обстановке Карл 10 решился на государственный переворот, подписав 4 Указа, нарушавших Конституцию. Палата депутатов распускалась, избирательное право предоставлялось только крупным землевладельцам, отменялась свобода печати, и для издания газет вводилась система предварительных разрешений.

Наследующий день в одной из газет был опубликован протест, составленный представителями буржуазии: « Действия правового порядка прервано, начался режим насилия. Правительство нарушило законность и тем самым освободило нас от обязанности повиноваться».

Вечером 26 июля произошли манифестации в Пале-Рояле. Раздались крики: «Да здравствует хартия! Долой министров!». Рабочие, ремесленники, мелкие лавочники, студенчество вступили в бой с правительственными войсками. Утром 28 июля повстанцы заняли арсенал, ратушу, собор Парижской Богоматери, на башнях развевались 3-х цветные знамёна.

29 июля восставшие с боем взяли королевский дворец Тюильри. Революция победила в течение трёх дней. Карл 10 подписал отречение от престола и бежал в Англию.

9 августа 1830 года Луи Филипп Орлеанский был провозглашён королём французов. К власти пришла возникшая во время реставрации Бурбонов либеральная оппозиция во главе с банкиром Лафитом, Тьером и Гизо. В основном это была «финансовая аристократия» - банкиры, биржевые «короли», владельцы шахт, рудников, лесов, земель. Новый король Луи Филипп, крупнейший лесовладелец и финансист, не случайно назывался «король- буржуа».

Во вновь принятой конституции указывалось, что король правит по приглашению народа. Члены палаты пэров должны были теперь избираться, как и члены нижний палаты. Провозглашалась свобода слова, печати, собраний, были снижены возрастной и имущественный цензы.

Изменения, внесённые в политическую жизнь страны Июльской монархией, уменьшили власть короля и упрочили парламентский строй. Считаясь с желаниями буржуазии, почитающей Вольтера, монархия отказалась от мысли о государственной религии.

Июльская революция 1830 года положила начало лишь новому периоду гражданских распрей, принимавших форму заговоров.

Бедственное положение кварталов, в которых сосредотачивалось население наиболее промышленно развитых городов Франции - Лилля, Руана, Амьена др., не раз отмечалось современниками.

Самыми тяжёлыми были 30-40-е г.г., когда нищета среди наёмных работников стала ужасающей. Идея восстания жила в сознании рабочих. Рабочий поэт Берто писал:

В апреле 1834 года лионские ткачи вновь поднялись на борьбу. На этот раз над баррикадами развевались красные знамёна, и рабочие требовали не только работы, но установление республики.

Партия умеренных либералов выдвигала требования избирательной реформы, которая допустила бы к управлению страной среднюю промышленную буржуазию. Популярен был лозунг: « Реформа во избежание революции!».

В ночь с 21 на 22 февраля правительство расклеило воззвание, запрещавшее манифестации, шествия и любые сборища. Но утром парижане стали собираться в толпы. Толпа запела «Марсельезу» и двинулась к дворцу Бурбонов. Вечером начались первые вооружённые схватки.

Восставшие захватили Тюильри, королевский трон вытащили на площадь Бастилии и сожгли. Вооруженное восстание привело к победе революции. Июльская монархия была свергнута.

Республику признали духовенство и буржуазия. Временное правительство отменило дворянские титулы, издавало декреты о свободе печати, политических собраний, праве для всех граждан вступать в национальную гвардию. Во Франции установился наиболее либеральный политический режим в Европе.

25 февраля был принят декрет о праве на труд. Временное правительство создало «Правительственную комиссию для трудящихся», которая должна была выработать конкретные меры для улучшения их положения.

Увидев в июньском восстании «призрак коммунизма», буржуазия стала стремиться к установлению сильной власти. На президентских выборах в 1848 году Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона 1, благодаря поддержки крестьян получил большинство голосов и стал президентом Франции.

Режим, установленный после революции 1848 года, получил название Второй республики. Политическая власть находилась в руках «партии порядка», проводившей консервативную политику.

Французы лишились многих демократических завоеваний: над школой установили контроль церкви, ограничили свободу печати, собраний и объединений, избирательное право. Президент Луи- Наполеон, поддерживаемый крупной буржуазии, получил широкие полномочия. Он был очень честолюбив и мечтал о троне.

Не ограничиваясь выбором современной темы, Бальзак выражает в романе «Шагреневая кожа» и своё отношение к новому политическому режиму, даёт этому режиму оценку, причём оценку отрицательную. Показательно уже то, что власть именуется в романе «правительственным балаганом», отечество - «столицы, где идеи поступают в обмен и продажу». Но дело не только в этом. Правительство Июльской монархии объявляется чуждым большинством населения страны, то есть народу. Банкир Тайфер издевается над основным тезисом конституции Июльской монархии, который гласит, что «французы равны перед законом». Он цинично утверждает, что законы подчиняются не нации, а « миллионерам». «Для миллионеров нет ни эшафотов, ни палачей». Приятель Рафаэля, убеждающий его стать главным редактором новой газеты, говорит ему, что правительство, предпринявшее издание этой газеты, «почувствовало необходимость дурачить добрый французский народ новыми словами и старыми идеями». Правительство Луи- Филиппа рассматривается здесь как сила, действующая против народа, использующая против него «старые идеи» и только прикрывающая их «новыми словами». Правительство характеризуется тем же приятелем Рафаэля, как банкирская и адвокатская аристократия, сделавшая родину своей специальностью, как некогда священники - монархию. Приятель Рафаэля утверждает ещё, что после июльских дней «бюджет переехал в другой квартал» - из Сен - Жерменского предместья, в котором преимущественно проживало дворянство, на Шоссе д Антенн, где жили банкиры. К этому «переезду бюджета», к переходу его из рук дворян- помещиков в руки финансовой буржуазии и сводятся, по мысли рафаэлевского приятеля, политические результаты июльской революции. Бальзак, впрочем, резко отделяет результаты революционного переворота, захват власти финансовой аристократией, от содержания этого переворота, крушения монархии Бурбонов, произведённого руками народа. Приятель Рафаэля недаром здесь же называет павшую монархию Бурбонов «особой дурного поведения» и говорит о «позорной монархии, свергнутой народным героизмом». Пользуясь высказываниями приятеля Рафаэля, политического циника и скептика, а также мнениями идеолога июльской монархии банкира Тайфера, Бальзак категорически отмежевывается от буржуазной точки зрения на совершившиеся в июле 1830 года перемены. Он не принимает, как свидетельствует оценка режима Реставрации в романе, и оппозицию против правительства Июльской монархии справа, оппозицию легитимистов. Он приближается здесь, как и в очерках 1831-1832 годов, к точке зрения левых республиканцев, выступающих против новой власти с позиций народных масс и рассматривающих только что прои

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)